Рабочая программа по вокальному кружку


МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена на заседании Составлена на основе
методического объединения государственной программы
«___»____________201_г. и требований к минимуму содержания

Принята на заседании
педагогического совета
«____»________201_ г.
«Утверждена»
приказ №_____ от _________201__г.
директор школы
Дудырева Э.С.
__________________

Рабочая программа
____вокальный кружок________
____ «Домисолька»__________
Составитель:__Попова Татьяна Юрьевна
Должность___учитель музыки_________

с. Завьялово, 2014 г.
Пояснительная записка
                                               
Дополнительная общеразвивающая программа по вокалу «Домисолька» разработана и составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 29.08.2012 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях дополнительного образования детей».Цель Программы: развитие навыков ансамблевого и сольного пения, обогащение духовной культуры детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- удовлетворить индивидуальные потребности учащихся в художественно- эстетическом, нравственном развитии;
- выявлять, развивать и поддерживать талантливых учащихся, а также лиц, проявляющих музыкальные способности;
 - обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
- формировать общую культуру учащихся;
- формировать основы сценической культуры;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность детей;
- воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Планируемые результаты
По итогам обучения воспитанники должны знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
По итогам обучения воспитанники должны уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Учебно-тематический план
№ п/пНаименование разделов, тем Всего часов В том числе Форма контроля
Теория Практика 1 Вводное занятие, инструктаж. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков 4 2 2 Устный опрос
2 Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков 3 1 2 Наблюдение
2.1 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками 1 1 3 Распевание. Звукообразование 4 1 3 Диагностика
4 Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего. Музыкальные штрихи 7 3 4 Тест
4.1 Мягкая и твердая атака звука 3 1 2
4.2 Дыхание. Распевки на формирование навыка певческого дыхания 4 1 3 5 Дикция и артикуляция 5 2 3 Наблюдение
5.1 Развитие навыка кантиленного пения 3 1 2 5.2 Унисон. Распевки на единую манеру исполнения 3 1 2 6 Гигиена певческого голоса. 2 1 1 7 Сценическая культура и сценический образ. Движения вокалистов под музыку 5 2 3 Урок- концерт
8 Вокальная позиция 2 1 1 8.1 Формирование цепного дыхания 1 1 8.2 Формирование навыка пения a capella2 2 8.3 Формирование навыка придыхательной атаки звука 1 1 9 Звуковедение. Пение различных ступеней лада 1 1 9.1 Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков 1 1 Устный опрос
9.2 Ансамбль. Двухголосие. Пение двухголосных упражнений 3 1 2 9.3 Типы голосов 2 1 1 Тест
9.4 Аккорд. Пение простейших аккордов 2 2 9.5 Трёхголосие. Пение элементов трёхголосия 2 2 9.6 Работа над репертуаром. Подготовка к концерту 4 4 10 Концертно-исполнительская деятельность 7 7 Концерт
ИТОГО 72 19 53 Содержание Программы
Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок». Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
2. Координационно-тренировочные занятия.
Блок 1. Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2. Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально- образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос. Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
Распевание
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности. Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).
Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, британский бит, джаз, увертюра, современная городская музыка, поп-музыка, поп-соул, поп-франк, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка. (Приложение 1).
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Дикция. Артикуляция
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
1) Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
2) Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
3) Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);
4) Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
5) Тренажер самоконтроля развития дикции;
6) Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).
Гигиена певческого голоса
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
3. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
4. Составление памятки по гигиене голоса.
Сценическая культура и сценический образ
Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка.
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практические занятия:
1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
2. Психологический тренинг;
3. Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
4. Упражнения на координацию движений;
5. Практическая работа по формированию сценического образа.
Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
2. Элементы ритмической гимнастики;
3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Вокальная позиция
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр
6. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса Упражнения с твердой и мягкой атакой.
7. Подготовка к выходу на сцену.
ЗвуковедениеТембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
1. Песенный репертуар;
2. Заучивание текста;
3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.
Приложение № 1
Примерный перечень музыкальных произведений
для самостоятельного прослушивания
Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы Ульяновской области, Русский народный хор, хор имени Пятницкого, академические хоры.
Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.
Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.
Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.
Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг, Джо Уильямс, Эла Жаро, Ирина Отиева, Лариса Долина.
Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл, Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс, Элвис Пресли, Эдди Коррэн.
Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».
Поп-певцы: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Дин Мартин.
Рок-н-ролл: «Статус кво», Элвис Пресли, Литл Ричард, Роллинг Стонс.
Мюзикл: Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.
Эстрада: Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.
Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрик звезд», Майкл Джексон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс. Диско: Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.
Поп-соул, поп-франк: Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.
Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.
Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.