ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ИНВАЛИДОВ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ИНВАЛИДОВ
Вольф Н.А
Мастер производственного обучения
Реформа образования в Российской Федерации внесла существенные изменения в деятельность профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. 
В Российской Федерации накоплен значительный опыт в организации обучения инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней в соответствии с законодательными документами Российской Федерации. Программы профессионального образования для инвалидов реализуются в рамках государственных образовательных стандартов с психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением учебного процесса в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.  Введение стандартов нового поколения в Советском техникуме-интернате для инвалидов, построенных на основе модульно-компетентностного подхода, предусматривает ежегодное обновление подготовки специалистов с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, экономики Калининградской области. Пересмотр содержания образования позволяет обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, дает возможность формировать социокультурную среду, создавать условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся.
Возможность выбора обучающимися техникума-интерната будущей профессии или специальности приводит их к самостоятельному решению жизненных задач, является условием формирования готовности индивида к самоопределению в производственной и социальной сферах, в личной жизни человека.
Задача преподавателя заключается в создании условий, которые могут обеспечивать «запуск» механизмов самообразования, самопознания и само- актуализации личности, в системе «преподаватель – обучающийся», а также способствовать формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств, помогающих решать вышеперечисленные задачи, является методика составления портфолио.
Портфолио - это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаютсяи оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, практической, творческой, социальной, спортивной, коммуникативной) за весь период обучения в Советском техникуме-интернате для инвалидов.
Технология портфолио была апробирована нами при подготовке специалистов среднего звена по специальности «документационное обеспечение управления и архивоведение». Как показала практика, технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания достижений обучающихся, но также помогает решать такие педагогические задачи, как:
– поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;
– развитие у них навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
– формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Можно сказать, что любое портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы обучающихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, развития рефлексии, осознания и оценки результатов своей работы. Так называемый «портфель достижений» позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения в техникуме-интернате. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:
– отражает динамику развития обучающегося, результатов его самореализации;
– демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
– помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы;
– служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающегося на зачете, экзамене, квалификационном экзамене;
– помогает обучающемуся самостоятельно устанавливать связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
При формировании структуры портфолио в группе «документационное обеспечение управления и архивоведение» в основу был положен принцип индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся. Для реализации технологии портфолио была предусмотрена специфика формирования учебной группы из числа инвалидов разных возрастных категорий.
Учитывая особенности обучающихся, можно выделить сильные и слабые стороны в их развитии, а также определить проблемы на пути к личному успеху. Портфолио позволяет проводить оценку хода образовательного процесса в учебной группе, так как оно пополняется в течение всего обучения.
Структура портфолио
Титульный лист
Раздел 1: Автобиография. Достижения.
Раздел 2: Результаты мониторинга посещаемости и успеваемости занятий.
Раздел 3: Уровень профессиональных знаний.
Раздел 4: Уровень профессиональных умений
Раздел 5: Уровень профессиональных навыков.
Раздел 6: Участие во внеучебной деятельности.
Раздел 7: Отзывы о качестве реализации деятельности обучающегося и ее результатах.
Титульный лист включает в себя информацию об обучающемся: фамилию, имя, отчество, дату рождения, специальность, форму и срок обучения.
Раздел 1. Автобиография. Достижения
В этом разделе должны быть собраны документы о предыдущем образовании; документы, подтверждающие участие и достижения в различного уровня олимпиадах, конференциях, конкурсах с указанием наименование документа, дата (номер) выдачи.
Раздел 2. Результаты мониторинга посещаемости и успеваемости учебных занятий указывается по курсам, полугодиям, с мониторингом среднего балла, количество пропусков по причинам (уважительные, неуважительные).
Раздел 3. Уровень профессиональных знаний: включают виды работ (доклад, реферат, сообщение, презентация, курсовые т.д.), тема, срок работы, оценка.
Раздел 4. Уровень профессиональных умений: название конференций (семинаров и т.д.), уровень (образовательного учреждения), форма участия сроки участия, результат (грамота, сертификат, благодарность и др.)
Раздел 5. Уровень профессиональных навыков: наименование профессионального модуля, вид практики, сроки прохождения практики, место прохождения практики, должность руководителя практики, оценка
Раздел 6. Участие во внеучебной деятельности: участие в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах (интеллектуальных, творческих), спортивные достижения и т.д.
Раздел 7. Отзывы о качестве реализации деятельности обучающегося и ее результатах. Этот раздел является заключительным этапом для обучающегося в процессе всего периода профессионального становления. Отслеживая динамику развития по разделам, можно определить уровень усвоения учебного материала, мотивационные способности для достижения целей и задач, поставленных перед собой, и готовность к определению себя в социуме как профессионала.
Применяя технологию портфолио, мы получаем обозримую картину профессионального становления обучающихся, видим ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки. Эти факторы настраивают обучающихся на серьёзную работу с целью постоянного самосовершенствования.
Имея  положительные результаты работы в данном направлении, можно сделать вывод о том, что составление портфолио является  непрерывным процессом отслеживания и оценивания качества учебных и внеучебных достижений обучающихся. На основе анализа материалов, имеющихся в портфолио, можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к каждому обучающемуся техникума-интерната.
Литература
Полежаев В.Д., Полежаева М.В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3 – С. 77-78
Профессиональное образование инвалидов в современных условиях Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва [электронный ресурс]
Федеральный государственный образовательный стандарт.// http://www.firo.ru/
http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4616 [дата обращения 09.03.15]