Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД) как способ достижения нового качества в образовании.


Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД) как способ достижения нового качества в образовании.Минакова Валентина Александровна,
учитель математики МКОУ Терновская ООШ
Как и в любой другой технологии, в КМД главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Основная идея данной технологии в организации взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной инфраструктуры, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений. Организация на уроке коллективной учебной деятельности имеет большое психологическое, социальное и дидактическое значение.Во-первых, в процессе коллективного учебного труда на уроке создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического развития каждого школьника. Работа учащихся в группах учит их деловому общению, учит анализировать действия одноклассников и свои собственные.Во-вторых, социальное обоснование коллективной деятельности на уроке народная мудрость выразила в пословице: “Ум – хорошо, а два – лучше”. Поэтому на отдельных уроках или его этапах я предоставляю ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, спорить, дополнять, исправлять, оценивать друг друга. Совместная работа в коллективе способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений.В-третьих, дидактические возможности коллективной работы на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Главным в деятельности учащихся является чувство моральной ответственности перед коллективом.У учащихся, даже слабоуспевающих, появляются успехи в учении, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету.Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формы обучения “учитель – ученик” более сложное соотношение “учитель – коллектив – ученик”.Среди коллективных форм работы предпочтение я отдаю групповой работе на уроке, которая способствует интенсификации умственной деятельности учащихся. В группах создается творческая обстановка, повышается умственная активность каждого ученика.Групповую работу учащихся использую на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении, при повторении, при проверке знаний.Занятия провожу таким образом, чтобы дать возможность каждому ученику разобраться самому в теме или с помощью товарищей, приобрести навыки в применении наиболее общих и целесообразных методов в решении задач.
На уроках ученики объединяются в творческие группы для решения конкретной учебной задачи. Микрогруппы должны быть подвижны, их подбор определяется каждый раз целями, потребностями как педагога, так и обучаемых. Все группы создаются на основе личных симпатий. При этом каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстаивать её убедительной аргументацией, обязан выслушивать другого, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное зерно, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Это стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов.Первый этап - ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения.
Второй этап - работа по творческим микрогруппам. На этом этапе, самостоятельно, через общение в микрогруппах, актуализируют (уточняют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая поставленную педагогом учебную проблему, вырабатывают способ совместной деятельности для её решения. В процессе поиска(реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы. На этапе решения проблемы в творческой группе каждый подтягивается до уровня её группового понимания, оно не всегда совпадает с тем решением проблемы, которым владеет педагог (то есть научным).
Третий этап - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций, выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы.
Этап контроля знаний включает разные виды и способы – ответы на вопросы в ходе общения, решение ситуаций, применение компьютерных технологий, тестовый контроль знаний, работы методом коллективно-мыслительной деятельности микрогруппами (по 2 ученика).
В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
Использование технологии КМД наряду с другими технологиями проблемного обучения, является способом достижения нового качества в образовании.