Коллективный способ обучения в профессиональном образовании








Коллективный способ обучения

в профессиональном образовании







Выполнила:
Троицкая И.В.
























Оглавление

Введение 3
I Коллективный способ обучения 5 1.1 Переход на Коллективный Способ Обучения 6
1.2 Запуск КСО 7
II Алгоритм действий при подготовке материала по 8
данным методикам:
2.1 Работа над программным материалом 8
2.2 Методическое обеспечение 8
2.3 Разработка дидактического материала 9
2.4 Организация занятий 12
Заключение 13
Список литературы 15
Приложения 16
Приложение А. Вопросник по теме «Тригонометрические
уравнения» 16
Приложение Б. Карточки взаимообмена заданиями по теме 17
«Тригонометрические уравнения»
Приложение В. Решебник к теме «Тригонометрические
уравнения» 18
Приложение Г. Тригонометрические уравнения (ТФ-3) 20
Приложение Д. Тренажные карточки 26
Приложение Е. ЗУН 28
Приложение Ж. График прохождения тем 29
Приложение З. Контрольная работа №3 30

















Введение

Особенность нашего времени потребность в предприимчивых деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в нормальном обществе». А быть грамотным в быстроменяющемся мире означает быть просто лучше образованным, уметь ориентироваться в потоке информации, анализировать ее и делать выводы. И чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Мы с вами готовим учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно - технического прогресса. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью. Поэтому на уроках мы должны постоянно предлагать учащимся различные виды самостоятельной деятельности, требующей мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, анализировать, делать выводы.
Образованный человек должен иметь прочные знания, а «знание, только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Нам необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, применять их, то есть «научить учиться». Для достижения этой цели мы применяем разные методы и приемы, используем различные формы уроков и т.д.
Метод предполагает с одной стороны учителя и передачу знаний, а с другой учащегося и усвоение знаний. Выбранные методы должны, по Я.А.Каменскому: « воспламенять в детях горячее стремление к знаниям и учению; метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не отвращало от дальнейших занятий». Сократ путём особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы.
При обучении необходимо учитывать различные склонности, способности, интересы, свойства мышления и памяти учащихся.
Поиск решения этой проблемы привел к необходимости искать новые подходы в преподавании математики, которые были бы направлены на развитие способностей школьников и беспробельное обучение.
Всем этим требованиям соответствуют методики Коллективного Способа Обучения, которые строятся на сотрудничестве и взаимопонимании учащихся, на самостоятельной работе с напарником, с книгой, карточкой-вопросником. Все методики данной технологии направлены на организацию активной самостоятельной деятельности каждого учащегося.
Особенностью нашего училища (Училища олимпийского резерва) является то, что наши ученики часто отъезжают на соревнования и сборы, отсутствуют от нескольких дней, до месяца, полугода. В связи с этим пользоваться всеми методиками КСО, то есть сделать полный «запуск» не предоставляется возможным. Но некоторые методики помогают в решении поставленных задач обучения и воспитания:
- Методика взаимообмена заданиями;
- Методика работы по вопроснику;
- Использование карточек-консультантов;
- Использование тренажных карточек.






































I Коллективный Способ Обучения

Коллективный способ обучения (КСО) новая технология сотрудничества, которая активно использует коллективную форму обучения.
Под коллективной формой организации учебных занятий понимают занятия, в основе которых лежит общение в парах, так как эта структура общения дает возможность коллективу обучать каждого и каждому активно участвовать в обучении других.
Первые шаги в освоении методик КСО я сделала осенью 1992 года, участвуя, сначала в теоретических семинарах, в г. Красноярске, под руководством Дьяченко В.К. и Мкртчяна М.А., а в 1992-1994 учебных годах начала внедрять КСО в свою педагогическую деятельность. Путь с 5 до 9 класса я прошла дважды.


Переход на Коллективный Способ Обучения

Чтобы перейти на КСО надо:
1). Структурировать материал - очень важная часть подготовительного периода.
2). Подготовка вопросников и опорных конспектов.
Опорный конспект содержит
сжатое изложение материала
образцы оформления примеров и задач
теоретические вопросы
практические задания по изучаемой теме
3). Подготовка контрольного блока
Контрольный блок содержит
зачетный материал
самостоятельные работы
контрольные работы
экзаменационный материал

1.2 Запуск КСО
Суть запуска - постепенное включение в учебный процесс всего класса, образуя цепочки. В цепочке наиболее преуспевающие находятся впереди. Получается лестница (вертикаль)- это сотрудничество по вертикали или метод непрерывной передачи знаний (мнпз).
Если же учащиеся взаимообразно обучают, спрашивают, проверяют друг друга, они находятся на одном уровне, на одной горизонтальной прямой – сотрудничество по горизонтали. (Методики Ривина, взаимообмен заданиями, взаимной передачи тем).
В Учреждении я начала работать с сентября 2002 года. И сразу возник вопрос: как обучать ребят математике? Как работать? Если постоянно меняется состав класса, часть ребят отсутствует очень длительное время. Как организовать работу? Попыталась сделать запуск в 9 классе, но несколько ребят уехали на сборы, и цепочка разорвалась. Я поняла, что можно использовать только некоторые методики КСО.
Начинала с составления вопросника к теме, которую отъезжающий ученик должен был изучить самостоятельно. Выдавала материал не мелкими частями (как того требует программа), а блоками, накапливая необходимый дидактический материал.

II Алгоритм действий при подготовке материала по
данным методикам:

2.1 Работа над программным материалом (рассмотрим на примере предмета «Алгебра и начала анализа 10 класс» учебник под редакцией Колмогорова А.Н.).
Весь учебный материал алгебры 10 класса структурирован на блоки:
1-тригонометрические функции, II- основные тригонометрические
тождества, III -тригонометрические уравнения, I V -понятие производной,
V - применение производной для исследования функции. Блоки составлены
так, чтобы между ними установилась определенная логическая зависимость.
Покажу использование данных методик при изучении блока III
После этого работаю с методическим обеспечением.

2.2 Методическое обеспечение
Успех занятий зависит от многого, в том числе и от удачного подбора методик. На своих уроках использую:
1)Методику работы по вопроснику (РВ):
готовлю вопросы по теме;
отвечаю перед классом на все вопросы и ответы иллюстрирую двумя- тремя примерами;
учащиеся готовят ответы на вопросы, находят их в учебнике, придумывают примеры к каждому ответу;
учащиеся в парах отвечают друг другу на каждый вопрос, все правила конкретизируют примерами;
если кто-то испытывает затруднения, напарник или требует доработки или оказывает помощь;
после доработки снова работает с партнером, либо проверяет у другого напарника. (Смотреть приложение А);
2)Методику взаимообмена заданиями (ВОЗ):
готовлю разные карточки с заданиями на всех учеников;
в каждой карточке 2-3 аналогичных задания;
в начале занятия все учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам;
по мере выполнения сверяются с решебником или показывают задание учителю;
находят напарников, сделавших задание.
Алгоритм работы в паре:
первый учащийся объясняет, как выполняется его 1-е задание, второй – слушает;
второй объясняет, как выполняется его 1-е задание, первый - слушает.
первый выполняет по карточке задание второго, второй выполняет второе задание по карточке первого;
первый учащийся проверяет, как выполнил задание второй, затем проверяет первого;
обмениваются карточками;
находят новых напарников;
с новыми напарниками работают как с первым (см. алгоритм).
По методике (РВ) осуществляется первичное закрепление и повторение
материала. Отработка практических навыков по методике (ВОЗ.)
(Приложение Б, В).
2.3 Разработка дидактического материала
Рассмотрим подробно составление дидактического материала на примере блока «Тригонометрические уравнения» (ТУ).
Учащиеся, приступающие к изучению блока ТУ должны:
поработать с карточкой - консультантом;
отработать навыки решения основных типов ТУ по карточкам взаимообмена;
закрепить и проверить ЗУН, работая с тренажными карточками в паре;
приготовиться к зачету по вопроснику, сдать зачет. Написать контрольную работу.
Карточка - консультант включает:
1) теоретический материал (справочные сведения по теме.);
2) примеры и задачи с подробными решениями;
3) задачи для проверки знаний с ответами;
4) задачи для самостоятельной работы
Комплект содержит основной теоретический материал (базовый уровень),
более глубокие знания учащиеся получают, работая с учебником
(Приложение Г).
Тренажные карточки.
Они предназначаются для работы учащихся в парах с целью закрепления практических навыков.
По тренажным карточкам ученик, как правило, занимается в начале урока. Оптимальное время для работы 5-8 Минут. Карточки двусторонние:
одна сторона карточки содержит алгебраическое выражение, оборотная сторона - ответ.
В тренажной карточке 8-10 заданий. Каждый ученик класса получает карточку (карточки у всех разные). Сначала работают по одной карточке:
(один в роли «ученика») читает задание и дает ответ. Второй (в роли «учителя») проверяет правильность ответа по оборотной стороне карточки.
Меняются ролями и аналогично работают по второй карточке.
«Ученик - учитель» оценивает знания партнера, выставляет ему оценку на полях тетради.
Качество работы можно проверить, вызвав ученика к доске с карточкой. (Приложение Д)


2.4 Организация занятий

Для учащихся, находящихся в училище:
В начале каждого блока провожу информационный ввод учащихся в тему. Ребята составляют опорный конспект: записывают основные определения, формулы, примеры и образцы их оформления, Изучают изложенный материал по карточке - консультанту. Карточка имеет алгоритм, т. е, шаги деятельности.
Работая в паре, составляют вопросник по изученной теме. (Работают по алгоритму методики работы по вопроснику).
Отрабатывают практику с помощью взаимообмена заданиями.
Пишут контрольную работу по учебному плану.
Для учащихся, отъезжающих на соревнования и сборы:
Подготавливается комплект, который состоит:
Обязательные результаты обучения, ориентирующие учащихся на минимум знаний (Приложение Е)
График прохождения тем, по которому учащиеся планируют темп прохождения учебного материала (Приложение Ж).
Карточки-консультанты (Приложение Г).
По приезду учащиеся сдают теоретический зачет по РВ, и после проверки самостоятельной работы и индивидуальной консультации пишут контрольную работу (Приложение З).












Заключение

Используемые мною методики КСО строятся не только на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, но в большей мере на самостоятельной работе учащихся с учебником, карточкой – консультантом, вопросником и т.д.
В результате чего, у учащихся вырабатывается умение самостоятельно изучать новый материал. Учащиеся уверенно чувствуют себя у доски и на проверочных работах, учатся мыслить аналитически, развивается логическое мышление, так необходимое при изучении математики. Кроме того, улучшаются взаимоотношения учащихся класса, создается дружественная атмосфера.
Сравнив результаты входного и итогового тестов по алгебре и началам анализа в 10 классе, можно сказать, что применение методик КСО привело к повышению качества знаний учащихся по предмету:





























Список литературы
Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах [Текст]/ В.К. Дьяченко.- Москва: Народное образование, 2004. -352с.
Дьяченко, В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе [Текст]: учеб. – методич. пособие/ Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 1996.-396с.
Ершова, А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 [Текст]: дидактические материалы/ А.П. Ершова, В.В. Голобородько- 3-е изд.; стереотип.- Москва.: ИЛЕКСА, 2005.-153с.
Пирютко, О.Н. Повторим математику быстро 10-11 классы [Текст]/ О.Н. Пирютко. - Минск: Книжный дом, 2004. -147с.
Шабунин, М.И. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10-11 классов [Текст]/ М.И. Шабунин.- Москва.: Мнемозина, 2001.-203с.
Яловец, Т.В. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя [Текст]: учеб. – методич. пособие/ Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005.-185с.




























Приложения
Приложение А


















Приложение Б













Приложение В
Решебник к теме «Тригонометрические уравнения»































































Приложение Г
Тригонометрические уравнения
(ТФ -3)








Приложение Д



















Приложение Е
В результате обучения вы должны знать и уметь:

определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса;
уметь вычислять значение тригонометрических функций по известному значению одной из них;
выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений;
знать свойства тригонометрических функций;
уметь решать простейшие тригонометрические выражёния;
иметь представление о производной;
уметь находить производные, пользуясь правилами и формулами дифференцирования;
































Приложение Ж

График прохождения тем






























Приложение З













13PAGE 15


13PAGE 14215



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415







Root Entry