Открытый урок по русской литературе.5 класс. Л.Н.Толстой. Рассказ Кавказский пленник. Жилин и Костылин: разные характеры, разные судьбы.


Открытый урок русской литературы
5 класс
Учитель: Кияшова Наталья Викторовна
МБОУ СОШ №4 г.Ессентуки Ставропольского края
Тема:  Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин: разные характеры, разные судьбы
Цели:
1)Образовательная:
- подробно рассмотреть главных героев рассказа, дать подробную характеристику их поступков, раскрыть особенности их характеров через изучение литературного текста;
- учить сопоставительному анализу характеров героев;
- учить понимать и толковать понятия «характер» и «судьба», применять их к героям произведения.
2)Развивающая:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- учить сжато излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
- развивать творческие способности школьников.
3) Воспитательная:
- показать нравственную силу и превосходство Жилина и слабость Костылина;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки;
- воспитание правильного понимания общечеловеческих ценностей.

Планируемые результаты
1.Личностные результаты:
-устойчивый познавательный интерес к чтению.
2.Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные:
-умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным,
-умение излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно, строить рассуждения;
Коммуникативные результаты:
-умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её,
-умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
-умение владеть монологической и диалогической формами речи;
3.Предметные результаты:
-умение понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
-умение видеть черты русского национального характера в герое изучаемого произведения.
Тип урока: урок-рассуждение.
Ход урока (подробный конспект):
1. Организационный момент.
2. Вступление.
-Что такое характер? Про кого говорят, что он человек с характером? Каким, по-вашему, бывает бесхарактерный человек?
ХАРАКТЕР – особенность человека, которая проявляется в его поведении, действиях. Это проявление твёрдости духа, упорства. Бесхарактерный значит бесцельный, ни к чему не стремящийся.
-Что такое судьба? Может ли человек повлиять на свою судьбу, изменить её? Человек – хозяин своей судьбы?
СУДЬБА - события, обстоятельства и поступки, которые влияют на жизнь человека, предопределённость событий, поступков, рок, фатум, доля, высшая сила, «программа», данная нам свыше. Но судьба зависит от нас, от нашего выбора, от наших действий.
3. Предварительная беседа.
- На прошлых уроках вы уже начали знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Какие эмоции вызвал рассказ? Какие эпизоды заставили грустить? Какие, наоборот, вызвали положительные эмоции, радость? Если бы вы случайно встретили Л.Н.Толстого, что бы вы у него спросили?
- Назовите главных героев рассказа? Кто вызвал уважение, симпатии? Кто антипатии, неприязнь? Одинаковые ли у героев характеры? Судьбы?
- Попробуем сформулировать тему урока. (Ученики называют). Исходя из темы, давайте попробуем наметить основной круг вопросов. (Что из себя представляют оба героя? Какими чертами характера обладают? Какова судьба героев? Кто пытается изменить свою судьбу? А кто смирился с судьбой?)4. Беседа.
а) Описание внешности героев.
Жилин: не велик ростом, да удал был.
Костылин: мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.
б) Как ведут себя герои, попав в плен? Образ жизни героев в плену.
Жилин: не сидит без дела, мастерит кукол, чинит часы, «лечит» людей, общается с татарами, совершает прогулки по аулу, любознательный, активно готовится к побегу, продумывает пути бегства.Костылин: ничего не делает, лежит в сарае, считает дни, ждёт выкупа из дома, всё время стонет.
в) Проявление дружеских качеств героев. Каковы герои как друзья?
Жилин: предлагает бежать вместе, не бросает больного друга, несёт на своих плечах, хотя сам слаб, верный, преданный товарищ.
Костылин: не проявляет дружеских чувств, у него нет друзей, бросает Жилина во время погони, способен на предательство.г) Отношение героев к родным людям. Как они относятся к проблеме выкупа из плена?
Жилин: не отправляет письма матери, жалеет её, волнуется за её здоровье, хороший, добрый, заботливый сын.
Костылин: не жалеет мать, ждёт помощи от неё.
д) Проявление храбрости , силы воли героев.
Жилин: проявляет упорство в достижении цели, силу воли, не падает духом при неудаче, ведёт себя храбро с татарами, смело спорит о сумме выкупа, добивается своего
Костылин: пассивен, не проявляет этих качеств, падает духом, инертный.
е) Взаимоотношения с татарами.
Жилин: общительный, находит общий язык с горцами, они уважают его за смелость, обращаются с просьбами о помощи, называют джигитом, подружился с Диной.
Костылин: нет отношений, ни с кем не дружит.
ж) Авторская позиция.
Каково отношение автора к героям? Случайно ли он даёт им такие «говорящие» фамилии? Что означает жила, костыль?
Почему Толстой называет рассказ «Кавказский пленник»,ведь пленников было двое?
Жилин – сильный, жилистый, как настоящий пленник, пытается выбраться из плена, герой, заслуживает уважения.
Костылин – в плену собственной слабости, инертности и эгоизма.
5. Слово учителя.
- У вас на партах лежат таблицы соответствия( предполагается работа в парах). Заполните их. Нашли черты характера, соответствующие Жилину, поставьте букву Ж, Костылину – букву К.
(Читают)
6. Пословицы и поговорки. Обратите внимание на слайд. На нём изображены пословицы и поговорки. Какие из них характеризуют Жилина, какие Костылина? Обоснуйте свой ответ.
7. Связь с современностью.
- Ребята, а в нашей жизни можно встретить жилиных и костылиных ? Можете привести примеры?
Слово учителя.
-Хочу напомнить вам об одном очень важном для нашей страны событии. Ровно 3 года назад г.Сочи гостеприимно принимал спортсменов со всего мира на 22 зимних Олимпийских играх. Скажите, кто такие параолимпийцы? Это люди с ограниченными возможностями. У кого-то нет рук, у кого-то ног, но абсолютно у всех у них есть огромная сила воли и желание идти вперёд, к победе, преодолевать препятствия и добиваться поставленных целей. Кто они: жилины или костылины? А сколько среди нас костылиных? Люди, которые имеют и руки, и ноги, физически здоровые, крепкие проявляют слабость при малейших трудностях, падают духом.
8.Прежде чем подвести итоги, давайте обобщим основные черты характера, особенности героев с помощью приёма Синквейн. Тема: Жилин и Костылин(предполагается работа в группах).
9. Домашнее задание.
Написать творческую работу (на выбор учащегося)
- Каким я должен быть, чтобы меня уважали?
- Какова дальнейшая судьба героев?
10. Подведение итогов.
Обратимся к теме урока. Ребята, смогли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы? Вспомните, каковы характеры героев? Судьбы? Кто смирился с судьбой? А кто ставит цели и стремится вперёд, преодолевая трудности? Кто изменяет свою судьбу своими руками?
11. Рефлексия.
На слайде – незаконченные предложения. Выберите то, которое наиболее вам соответствует, закончите его и ответьте.
Сегодня я узнал(а)…Сегодня я вспомнил(а)…Сегодня я научился(а)…
12.Выставление оценок.
Приложение к уроку
№1
Заполните таблицу соответствия
Какие черты характера соответствуют Жилину (отметьте буквой Ж) и Костылину (отметьте буквой К)?
Черты характера героев Герои
Добрый (думает о матери, жалеет её)
Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи из дома
Надеется на себя, обдумывает побег
Способен на предательство
Деятельный человек, не унывает,
совершает вторую попытку побега
Раскис, упал духом
Сумел прижиться в ауле, общается с татарами
Не принимает других людей, необщительныйРаботящий, не может сидеть без дела, мастер
Всем помогает, даже своим врагам – татарам
Ему интересны другие люди, любит детей
Приложение к уроку
№2
Пословицы и поговорки
Какие пословицы и поговорки характеризуют Жилина, какие – Костылина? Обоснуйте свои ответы.
- Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
- Кто хочет, тот добьётся.
- Под лежачий камень вода не идёт.
- Велик телом, да мал делом.
- Мал, да удал.
- Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.