Статья Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога

Самообразование как необходимое условие
личностного и профессионального роста педагога

Автор: Иванова Людмила Ивановна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества»
Республика Хакасия, г. Абакан

Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда-то, он был, чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция  - основным источником знаний. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Утверждение великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.
В наши дни, в динамично меняющемся обществе, где навыки и знания быстро устаревают, когда возрастает значение  компетентности, когда жизненный успех все больше зависит от уровня профессионализма и педагогического мастерства, умения плодотворно трудиться и максимально развивать способность к творчеству, постоянная работа по самообразованию и самовоспитанию приобретает особую актуальность. Формальное образование помогает найти работу, самообразование - добиться на ней успеха, и «всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» [2].
В условиях реформирования образования, в процессе массового перехода учебных учреждений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями обучения. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив современного педагога, помогающий соответствовать требованиям времени, «в эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой», необходимо активно адаптироваться к изменяющимся условиям и быть готовым к постоянным переменам.
Сама организация образовательного процесса побуждает и мотивирует каждого педагога к самообразованию и саморазвитию. Можно выделить несколько основных потребностей, мотивирующих педагога к самообразованию:
1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию или воспитательному мероприятию, возникает необходимость поиска и анализа новой информации, которую педагог самостоятельно находит из различных источников. Полученные новые знания педагог использует как в педагогической деятельности, так и в собственной жизнедеятельности, постоянно повышая профессиональную компетентность.
2. Желание творчества. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Творческий подход к педагогической деятельности – это необходимое составляющее профессиональной деятельности современного педагога. Творческий учитель стремится выработать новую систему методов  и обучающих технологий. Он не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одни и те же уроки. Творческий учитель стремится организовать работу так, чтобы она была интересной и доставляла удовольствие, как педагогу, так и своим подопечным – учащимся. Творческий педагог – залог качественного обучения. Желание творческой самореализации в профессии способствует как профессиональному, так и личностному росту педагога.
3. Стремительный рост прогресса. Быстро меняющийся мир в первую очередь отражается на учениках, формирует их мироощущение, и очень часто, образ "не современного" учителя, что волнует любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции. Чтобы быть современным, конкурентно способным учителем - профессионалом, необходимо стремительно осваивать компьютерные технологии, создавать авторские программы, конструировать электронные учебные пособия, разрабатывать методические рекомендации, диагностические материалы, сценарии конкурсов, воспитательных мероприятий и праздников, соответствующие современным направлениям в обществе, виртуозно владеть передовыми педагогическими технологиями и быть способным к самооценке собственной деятельности.
4. Общественное мнение. Учителю не безразлично мнение окружающих о его профессионализме, любому учителю не все равно - считают его хорошим или плохим работником. «Плохим» учителем быть обидно, «хорошим» – престижно. Именно этот аспект активизирует процесс самообразования, самовоспитания, мотивирует педагога выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя, создать репутацию, совершенствовать свои личностные качества. Учитель, который смог стать лидером и примером для учащихся, сможет вырастить поколение самостоятельных, думающих и деятельных людей, способных преодолевать трудности и решать локальные и глобальные проблемы.
5. Материальное стимулирование. Мнение аттестационной комиссии, категория учителя, премии, звания и правительственные награды – все это материальная компенсация тех затрат, которые несет педагог в ходе своего профессионального роста.
Для достижения хороших результатов необходимо правильно организовать процесс самообразования. Организацию процесса самообразования можно представить в виде следующих этапов:
Установочный этап. Выбор стратегии саморазвития, выбор направления и темы самообразования. Определение задач и этапов деятельности. Каждому педагогу необходимо для себя выбрать направление, в рамках которого будет осуществляться самообразование и, исходя из выбранного направления, необходимо сформулировать личную индивидуальную тему по самообразованию. Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования с учетом интересов и потребностей, а также в соответствии с тематикой годовых задач ОУ.
Направления самообразования педагога:
теория преподавания предмета;
педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
компьютерные технологии, Интернет-ресурсы;
коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
личные компетентности (имидж, искусство общения, педагогический такт)
охрана здоровья;
интересы и хобби
Список можно продолжать, главное, чтобы любая тема была направлена на повышение эффективности педагогической работы, выработке новых педагогических приемов и методик.
Обучающий этап. Подбор и изучение методической литературы. Посещение библиотек, посещение открытых уроков коллег, участие в обмене опытом. Изучение научно-методической и учебной литературы по выбранной теме.
Практический этап. Формирование опыта по теме. Накопление педагогических идей, отбор и анализ. Разработка новых форм, методов, приемов обучения. Апробация программ, новых методов работы, и разных форм занятий, постановка экспериментов. Внедрение в практику собственных новаторских технологий.
Этап оформления и трансляции результатов самообразования на учрежденческом, городском, региональном уровне. Формы представления результатов самообразования педагога могут быть разные: доклад, брошюра, буклет, открытое занятие, мастер–класс, проведение семинара, творческий отчет и другое.
Итоговый, контрольный этап. Подведение итогов, обобщение опыта, самооценка профессионального роста, определение перспектив в работе.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Работа по самообразованию – это путь достижения серьезных результатов.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, мастер - классы, открытые уроки, тренинги, семинары;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
Результатом работы по самообразованию и саморазвитию также являются позитивные изменения в личности, личностный и профессиональный рост педагога.
Самообразование, по мнению Зборовского Г.Е., - это вид свободной деятельности личности, характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей [1].
Литература
1. Зборовский Г.Е. Самообразование как социологическая проблема. – Санкт-Петербург: Петрополис, 1997
2. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. - Москва: Советская Россия, 1962