Проектная деятельность в образовательно — воспитательном процессе детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как необходимое условие обеспечения личностного роста, самоопределения выпускника в социокультурном пространстве


КГУ "Детский дом № 1 для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей , г.Акколь " управления образования Акмолинской области
Методическая разработка по теме:
"Проектная деятельность в образовательно - воспитательном процессе детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как необходимое условие обеспечения личностного роста, самоопределения выпускника
в социокультурном пространстве»

Автор-составитель
Козачук Н.Я.
методист
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-4
Что такое метод проектов?
Понятие проектной деятельности . 5-14
Роль педагога в сопровождении проектной деятельности воспитанников детского дома. 15-20
Воспитанники детского дома представили свой Взгляд в EXPO-2017. 21-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Приложение документов 26 - 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Введение
«Только то - знание делается нашим зрелым достоянием,
когда мы приходим к нему, добываем его сами»
Якуб Колас
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности детей.
Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РК «Об образовании» , заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития.
Проектная форма работы с  детьми должна быть приоритетной. В условиях детских домов, где работа педагогического коллектива направлена в большей степени на воспитательные формы деятельности, у воспитанников есть выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований в момент определения секций, кружков,  которые они посещают. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности ребят. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, педагогами, для широкой общественности.
Где  бы мы  ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с  воспитанниками, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Что такое метод проектов. Понятие проектной деятельности .
Проект- слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие педагога и ребенка. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из ребят осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) педагога ребенком и наоборот, что также, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, педагог вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания педагога в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Педагог предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления детей и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности детей позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения в Казахстане, России и др. странах СНГ возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Джорджем Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб и ошибок в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
монопредметным- выполняется на материале конкретного предмета;
межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов;
надпредметным- выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение детьми определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что:
происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
вводятся элементы исследовательской деятельности;
формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающими с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой , анализом и отчетом о проделанной работе
Исследование - это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.
Проектная деятельность в жизнедеятельности воспитанников детского дома - тема актуальна по целому ряду причин.
Во-первых, ребенок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее сущности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, вся возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных педагогических действий.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.  Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Ребенок, проявляющий инициативу, учится ориентироваться в окружающей его действительности. И в этом ему поможет проектная деятельность. Исследования показывают, что дети могут успешно выполнять проектную деятельность при участии педагогов. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В условиях нашего детского дома нам ближе   творческая проектная деятельность.   В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, чаще всего осуществляется коллективно, привлекаются взрослые.   

Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, меняться и нашим педагогам. Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: воспитанников, педагогов дополнительного образования, воспитателей, помощников воспитателей, а также всех, кто находиться рядом с детьми . Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.
Роль педагога в сопровождении проектной деятельности воспитанников детского дома.
На современном этапе модернизации системы образования в Республики Казахстан большое внимание уделяется развитию новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации казахстанского образования на период до 2030 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Одной из ключевых компетенций является проектная компетенция.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях большое внимание уделяется проектной деятельности детей. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих ребят, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.
Детские дома для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей являются одним из элементов системы образования и воспитания. И мы считаем, что, наравне с общеобразовательными учреждениями, на современном этапе развития отводится большая роль в формировании у воспитанников детского дома проектной компетенции.
В детских домах, где хорошо развита и поставлена на должном уровне работа дополнительного образования (занятость кружковой деятельностью детей в свободное время)
во-первых, образовательно - воспитательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры;
во-вторых, учитываются запросы детей, их потребности, а также потребности других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции;
в-третьих, основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа ;
в-четвертых, создаются условия для условия для раскрытия творческого потенциала детей;
в-пятых, организуются и проводятся массовые мероприятия с воспитанниками.
Специфика деятельности КГУ "Детский дом № 1, г.Акколь " управления образования Акмолинской области РК заключается в том, что образовательная и творческая деятельность воспитанников организуется по программам различной направленности, реализуемым в детских творческих объединениях. На данном этапе в детском доме реализуются программы различных направлений: научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, информационно - познавательной.
Особо большое внимание в нашем детском доме уделяется внедрению проектной деятельности в образовательно - воспитательный процесс. Проектная и исследовательская деятельность воспитанников становится неотъемлемой частью их жизни в данном учреждении.
Проектный метод предполагает, что проектирование выполняется не под опекой педагога, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Во многих случаях участники творческого объединения являются инициаторами создания различных творческих проектов по выбранному направлению деятельности. В ходе работы над такими проектами активизируется деятельность воспитанников, в результате чего создается продукт, обладающий субъективной, а иногда объективной новизной.
Свою работу педагоги и воспитанники строят по алгоритму, который включает в себя следующие этапы работы: подготовительный или вводный, поисково-исследовательский, трансляционно - оформительский, заключительный.

Применение метода проектов в образовательно - воспитательном процессе нашего учреждения способствует возникновению такого взаимодействия и отношений обучающихся творческого объединения между собой, с педагогом, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности и не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира ребенка.
Самое сложное для педагога в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что ребенок выполняет что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у воспитанника вопросы. Возможно проведение семинара - консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества участников проекта.
У детей при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что воспитанникам трудно:
намечать цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
объективно оценивать процесс и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль педагога. Она различна на разных этапах проектирования. Взаимодействие педагога и ребенка показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, на процесс применения имеющихся знаний.
Меняется и роль участников проекта в образовании: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У детей вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Обучающиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты педагог и участники проектов самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать самооценку окружающего мира и себя в этом мире.
Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Ребенок ощущает личную значимость, у него формируется способность испытывать радость от процесса и результата труда, тех творческих, интеллектуальных, волевых и физических сил, которые им были затрачены, с целью предоставления возможности для воспитанников детских домов проявить творческие способности, реализовать научные и познавательные интересы, заложить фундамент своей будущей учебы в ВУЗе и работы в данной области, демонстрации и пропаганды лучших достижений детей и подростков, опыта работы образовательных учреждений по организации проектной и научно-исследовательской деятельности; формирования творческих связей с исследовательскими коллективами, организации взаимного общенияв центре ежегодно проводится поселковая нацчно-практическая вательный процесс. -биологической, военно-патриотической, я по разн. Творческие проекты наших детей принимают участие в различных конкурсах, выставках, где занимают призовые места.
Таким образом, мы видим, что в детских домах , где функционирует система дополнительного образования большие возможности для организации и внедрения проектной деятельности.
Вот уже на протяжении двух с половиной лет воспитанники и педагоги детского дома разрабатывают различные творческие , а главное социальные проекты, которые играют особо важную роль в жизни самих ребят.
Для педагогов проводятся обучающие семинары , презентационные площадки по обмену опытом и получения новых знаний в проектной деятельности. (см.приложение 1,2,3,4,5,6)
3. Воспитанники детских домом представили свой
"Взгляд в EXPO-2017".
Новым устойчивым вектором развития нашего государства становится "Зеленая экономика". Стратегия "Казахстан - 2050": новый курс состоявшегося государства" ставит четкие ориентиры на построение эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на "зеленый" путь развития.
Для эффективной реализации этих стратегических направлений актуальным становится вовлечение населения страны в реализацию передовых реформ в сфере «зеленой экономики».
Вовлечение населения означает, прежде всего, формирование экологически грамотного мышления у населения. Начинать надо с формирования ценностных ориентаций на бережное отношение к природе родной страны у дошкольников и школьников. К настоящему времени стало очевидным, что только усилий СМИ по пропаганде экологически бережного отношения к природным ресурсам страны не достаточно.
Чтобы ценности нашли свое воплощение в поведении наших детей, необходимо, чтобы каждая казахстанская семья уделяла особое внимание воспитанию детей в духе экологичности мышления и поведения.
Практические навыки по формированию экологически грамотного мышления и поведения у детей, формирования  ценностей "зеленой экономики" необходимо в первую очередь создать условия  по решению  вопросов экологического воспитания школьников.
Вот уже на протяжении двух с половиной лет воспитанники и педагоги разрабатывают различные творческие , а главное социально - грантовые проекты, которые играют особо важную роль в жизни самих ребят.
В связи с проведением международной специализированной выставки ЕХРО-2017 в Казахстане ребята внесли ряд идей для создания экологически эконпроектов . В течении двух лет мы работали над рядом энергоэффективных и водосберегающих проектов. Результатом плодотворного научного труда стали выигранные гранты более 1000000 тенге для реализации данных проектов. Это : "Каждая капля важна для здоровья", установка водного фильтра для питьевой воды, "Сохраним каждую каплю", установка сенсорных кранов в умывальных комнатах, " Светодиодное освещение хоккейного корта", установка светодиодных светильников, "Энергоэффективный обогрев хоккейной раздевалки", установка гидроинфрокрасного обогревателя в хоккейной раздевалке, "Сбор дождевой воды", установка водосборной системы для капельного орошения овощных культур в теплице детского дома, "Экономь копейку, рубль сбережешь", установка солнечного коллектора для нагрева горячей воды круглогодично.
Кравченко Анастасия – воспитанница детского дома города Акколь представила проект «Каждая капля важна», руководитель проекта Козачук Наталья Яношевна. Анастасия после глубокого изучения экономии воды с использованием сенсорного крана предлагает продолжить внедрять данную практику в свой детский дом. Экономия воды с использование 1 сенсорного крана составляет 26 литров воды в день, автор проекта со своим руководителем представили бюджет на приобретение и установку 10 сенсорных кранов, после чего Анастасия продолжит свои наблюдения по экономии воды. ( см.приложение 7,8)
Проект «Энергосберегающая мечта нашей семьи» представила воспитанница детского дома Мельник Яна, руководитель проекта Бондаренко Людмила Амангельдиновна. Яна представила проект по созданию беседки, которая будет построена с экологически-чистых материалов с использованием солнечной батареи, аккумуляторов и универсального зарядного устройства. Вся семья, где воспитывается Яна, будет собираться на природе вместе за чашкой чая и вечерними рассказами, при этом экономя электроэнергию детского дома на 100 %, так как будут использовать солнечную энергию.
Сенин Равиль – воспитанник детского дома города Акколь, который мечтает поступить на следующий год в Евразийский национальный университет, представил проект «Использование светодиодного освещения для корта детского дома города Акколь», руководитель проекта Козачук Наталья Яношевна. Равиль представил бюджет для приобретения 6 уличных светильников для освещения хоккейного корта, после чего можно будет предоставить возможность воспитанникам детского дома и молодежи города Акколя заниматься больше спортом. ( см.приложение 9,10 )
Проект «Применение светодиодного освещения в гостиной семьи «Жулдыз» детского дома защищала Нагорная Вероника, рассказывая о проблеме освещения с помощью ламп накаливания и энергосберегающих ламп. Автор проекта предлагала перейти в своей семье на светодиодное освещение, тем самым показать экономию электроэнергии и повышения уровня освещенности. Вероника работала совместно с руководителем проекта Залесской Оксаной Витальевной.
Сенин Равиль и Нагорная Вероника провели большое сравнительное исследование по использованию ламп накаливания и светодиодного освещения, представили экономические показатели, которые демонстрируют эффективность перехода с ламп накаливания на светодиодное освещение. Все проекты были отмечены сертификатами .
Также наши ребята стали участниками ряда «зеленых» мероприятий «GREEN BRIDGE» - площадка инновационных возможностей», все мероприятия были направлены на формирование экологического мышления по энерго- и водосбережению.
Воспитанники Аккольского детского дома представляли макеты своих проектов «Установка гидроинфрокрасных обогревателей в хоккейной раздевалке и светодиодных светильников на хоккейном корте» (автор Сенин Равиль) и «Сохраним каждую каплю» (автор Кравченко Анастасия) - проект направлен на установку сенсорных кранов во всем детском доме. Руководитель проектов Козачук Наталья Яношевна, «Водо- и энергосберегающая мечта нашей семьи» (автор Мельник Яна) и «Умное решение для здоровья сбережения» (автор Нагорная Вероника). Первый проект направлен на обеспечение семейной беседки оборудованием для сбора дождевой воды, светодиодным освещением, солнечными зарядными устройствами для мобильных телефонов (руководитель проекта - Бондаренко Людмила Амангельдиновна). В рамках второго проекта в семье будут установлены увлажнители воздуха и светодиодное освещение (руководитель проекта – Залесская Оксана Витальевна). Каждый проект получил грантовую поддержку в размере 150000 тенге и дипломы победителей.
Воспитанники стали участниками молодежного международного форума «Зеленый мост», организаторами которого выступили Министерство энергетики РК, Министерство образования и науки РК, ПРООН в Казахстане, офис программы ОБСЕ в Астане, ОЮЛ «Коалиция за «зеленную» экономику и развитие «G-Global», АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» и Альянс волонтеров Казахстана и приняли участие в ярмарке инновационных идей специалистам, депутатам, руководителям организаций, предприятий, спонсорам, молодому поколению нашей страны и международным гостям.
В рамках республиканского конкурса "Зеленых проектов", главной целью которого является предоставление молодежи Казахстана возможности реализовать свои проектные подходы по водосбережению на сельских территориях, демопроект " Сбор дождевой воды для полива культур в теплице детского дома" получил грант 250000 тенге .Автор проекта Бейбут Толеубе, руководитель Козачук Н.Я. (см.приложение 11,12)
Отметим, что проекты реализуются в рамках грантовой программы совместного проекта ЕС/ПРООН/ЕЭК ООН «Поддержка Казахстана для перехода к модели «зеленой» экономики». Одной из основных целей и задач проектов является информирование всех жителей Казахстана на местном уровне о том, что такое «зеленая» экономика, как применять ее принцип к своей жизни. 
Результатами проектной деятельности является :
Развитие навыков работы с научной и справочной литературой
Повышение интереса и мотивации при изучении основных дисциплин (выступления с проектами)
Развитие у воспитанников навыков самостоятельной деятельности: способность анализировать, сравнивать, систематизировать собранный материал формирование оценочного мировоззрения.
Развитие компетентностей: коммуникативных, интеллектуальных, личностных, социальных.
Развитие положительной рефлексии.
Развитие творческих способностей и их проявление в урочной и внеурочной деятельности.
Критериями оценки результатов работы воспитанников были владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
4.Заключение
Детский дом – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.
Концепция модернизации образования подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение детьми определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Формирование у воспитанников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
Проектная деятельность представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы – как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний школьников, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.
Приложение № 1
«Утверждаю»
Директор КГУ «Детский дом № 1, г.Акколь»
_________ Р.КанатоваПлан
работы теоретического семинара для педагогов
КГУ «Детский дом № 1, г.Акколь»
Тема«Проектирование как форма повышения методической грамотности педагогадетского дома в работе с детьми - сиротами и детьми ОБПР».
Цель семинара:повышение мотивации и формирование интереса к процессу и результату метода проектирования.
Задачи семинара:
познакомить с методами научно-педагогических исследований;
актуализировать представления педагогов о проектной деятельности, интеллектуальной активности, творческих видах деятельности;
оценить успешность проекта «Взгляд в "ЕХРО-2017"».
Дата проведения: 13 декабря 2015 года
Начало: 12.00 часов, актовый зал
1.Вступительное слово: приветствие, сообщение темы и цели семинара, обоснование выбранной темы, анализ анкетирования.
Козачук Н.Я., методист
2.«Исследовательская работа в образовательном учреждении».
Козачук Н.Я., методист
3. «Учебный проект как средство самореализации воспитанников».
Коледенко Н.А., воспитатель
4.Презентация проекта «Взгляд в ЕХРО - 2017». Докладчик - воспитанница детского дома Анастасия Кравченко «Сохраним каждую каплю» и воспитанник детского дома Сенин Равиль «Энергосбережение при светодиодном освещении хоккейного корта и обогрев гидроинфрокрасными обогревателями хоккейной раздевалки.
Руководитель проектов – Н.Я. Козачук ,методист
5.Анкетирование педагогического коллектива: «Готовность к педагогическому творчеству».
Олейник В.Н., педагог-психолог
6.Работа с педагогами по памятке «Этапы и содержание работы над проектом».
Козачук Н.Я., методист
7.Подведение итогов работы.
Приложение № 2
Анализ теоретического семинара
по теме:
«Проектирование как форма
повышения методической грамотности педагога детского дома в работе с детьми - сиротами и детьми ОБПР».
1.Тема семинара:
«Проектирование как форма повышения методической грамотности педагога детского дома».
2.Тип семинара: теоретический.
3.Цель семинара: повышение мотивации и формирование интереса к процессу и результату метода проектирования.
4.Задачи семинара:
познакомить с методами научно-педагогических исследований;
актуализировать представления педагогов о проектной деятельности, интеллектуальной активности, творческих видах деятельности;
оценить успешность проекта «Взгляд в "ЕХРО-2017"».
5.Материалы к семинару:
мультимедиа-проектор; презентация теоретической части на слайдах; анкеты для педагогов, памятки для практической работы, рабочий лист участника семинара, листы обратной связи.

6.Место семинара в годовом плане.
В годовом плане методической работы учреждения на 2015-2016 учебный год теоретический семинар по теме: «Проектирование как форма повышения методической грамотности педагога детского дома в работе с детьми - сиротами и детьми ОБПР», дата проведения 11.09.2015г.
7.Структура семинара.
I. Теоретическая часть.
1.Вступительное слово: приветствие, сообщение темы и цели семинара, обоснование выбранной темы, анализ анкетирования. Методист Н.Я.Козачук.
2.Выступление на тему: «Исследовательская работа в образовательном учреждении». Докладчик - методист Н.Я. Козачук.
3.Выступление на тему: «Учебный проект как средство самореализации воспитанников». Докладчик - воспитатель Н.А.Коледенко.
II. Практическая часть.
1.Презентация проекта «Взгляд в ЕХРО - 2017». Докладчик - воспитанница детского дома Анастасия Кравченко и воспитанник ДД Сенин Равиль, руководитель проектов – методист Н.Я. Козачук2.Анкетирование педагогического коллектива: «Готовность к педагогическому творчеству». Проводит педагог-психолог Олейник В.Н.
3.Памятка педагогам «Этапы и содержание работы над проектом».
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов работы педагогического коллектива. Методист Н.Я. Козачук.
2.Рекомендации педагогическим работникам учреждения.
2.Отзывы участников семинара.
3. Результаты анкетирования "Готовность к педагогическому творчеству". Методист Козачук Н.Я..
Данная структура семинара была выбрана для успешного решения поставленных задач. Время, отведённое на все этапы семинара, было использовано рационально, главный акцент делался на целостное восприятие педагогами детского дома темы, на повышение уровня знаний об исследовательской деятельности самих педагогов и о проектном методе обучения воспитанников.
8.Методы.
В ходе работы семинара были использованы сочетание таких методов, как коммуникативно-ориентированный, репродуктивный (активное восприятие и запоминание сообщаемой информации), наглядно-иллюстрированный (демонстрация слайдов), словесный (элементы беседы, рассказ),объяснение, методы стимулирования (ситуация занимательности), логические (сравнение, анализ), формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональная речь выступающих).
9.Мотивационная обеспеченность семинара.
В формировании мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой для обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития познавательных функций, важных умений.
Специфика семинара состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий, которые способствуют повышению интереса, следовательно, и повышению уровня мотивации педагогов.
Семинар состоит из 3-х этапов мотивации:
1.Ориентировочно-мотивационный. Он включает в себя следующие действия: создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы; формулировка основной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном семинаре).
2.Операционально-исполнительский. Предполагает усвоение темы семинара, овладение действиями в связи с её содержанием; положительные эмоции, подкрепляющие деятельность, достижение конкретного результата.
3.Рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы; подведение итогов.
Важным в работе семинара было повышение уровня мотивации педагогов детского дома в работе с детьми - сиротами и детьми ОБПР.
Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приёмами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.
10.Содержательная сторона семинара.
Содержание материала личностно-ориентировано и доступно.
11.Используемые средства.
Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.
12.Подведение итогов.
Работоспособность участников семинара обеспечивалась за счёт использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу. Подобранный интересный, насыщенный материал, имел теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Семинар проведён в соответствии с планом работы. Результативность хорошая. Учитывая разное отношение педагогического коллектива к инновациям и разный возраст педагогов, я стремилась задействовать всех участников во всех видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
Цель семинара достигнута, задачи решены. Этому помогло чёткое планирование структуры семинара, тщательно продуманные методы и приёмы подачи информационного материала.
13.Пояснительная записка к самоанализу семинара.
Рассматривается семинар, проведённый в педагогическом коллективе детского дома в работе с детьми - сиротами и детьми ОБПР. На семинаре присутствовал педагогический коллектив, который состоит из 19 человек, из них: с высшей квалификационной категорией 1 человека, 3 человека с первой квалификационной категорией,13 со 2 категорией и 2 - без категории.
Содержание семинара включала в себя теоретическую и практическую части. Во вступительном слове отражено обоснование выбранной темы и результаты анализа анкетирования «Изучение трудностей в работе педагога». Анализ анкетирования показал "проблемные зоны" педагогов, в индивидуальную карту профессиональных потребностей педагогов внесены коррективы, определены способы, формы работы и планируемый результат.
Погружение в тему семинара осуществлялось при помощи рабочего листа участника.
Поставленные цель и задачи обеспечивали восприятие и запоминание материала семинара.
Теоретическая часть семинара была представлена выступлениями: «Исследовательская работа в учреждении для детей - сирот и детей ОБПР», «Учебный проект как средство самореализации воспитанников».
Тема выступления «Исследовательская работа в учреждении для детей - сирот и детей ОБПР» интересна педагогам учреждения, так как все заинтересованы в совершенствовании своего педагогического мастерства, готовы внедрять в свою работу исследовательский метод, находить и применять соответствующие методики исследования. Ознакомление с новым теоретическим материалом происходило при помощи демонстрации слайдов.
Связь между двумя выступлениями была логична.
Тема выступления «Учебный проект как средство самореализации воспитанников» была полностью раскрыта и с позиции деятельности педагога, и с позиции деятельности воспитанников. По материалу выступления подготовлена памятка педагогу "Этапы и содержание работы над проектом".
Особый интерес у участников семинара вызвал опыт работы над проектом воспитанницы детского дома Анастасия Кравченко и воспитанника ДД Сенина Равиля, руководитель проектов – методист Н.Я. Козачук .
В ходе практической части семинара были представлены презентации по проектам, которые показали неподдельный интерес ребят к проделанной работе.
Руководитель проектов – методист Н.Я. Козачук рассказала , как осуществлялась работа, какие были достигнуты результаты. Она отметила усердие воспитанников и их стремление вновь взяться за новый проект.
Авторы проекта приняли участие в областном и республиканском конкурсах.
С целью определения готовности педагогического коллектива к творческому поиску и творческому эксперименту, педагогам учреждения была предложена анкета "Готовность к педагогическому творчеству".
В заключительной части семинара был обобщён результат исследовательской и проектной деятельности педагога. Живое обсуждение возникло среди участников семинара по вопросу эффективности и возможностей реализации проектной деятельности в работе с детьми детского дома.
Педагогами детского дома определены перспективы в работе по данному направлению и выработаны методические рекомендации семинара-практикума:
1.Целенаправленно повышать методико-дидактическую компетентность, связанную с освоением метода проектов и исследовательской деятельности.
2.Осваивать проектную деятельность как наиболее перспективную форму организации совместной деятельности основных субъектов целостного образовательного процесса.
3.Развивать умение работать в проектных командах.
4.Рассматривать способность к самооценке и самореализации в качестве основного компонента профессиональной готовности к внедрению инновационных программно-проектных форм.
5.Активно использовать формы взаимообмена творческим педагогическим опытом в пространстве сетевого взаимодействия.
По итогам работы семинара участники заполнили листы обратной связи, в которых педагоги дали высокую оценку данному мероприятию и выразили свои пожелания на будущее при проведении дальнейших семинаров.
Из отзывов участников семинара:
Узнала Получила опыт
-о проектном методе обучения как наиболее эффективном для социализации личности воспитанников;
-о требованиях к педагогическому исследованию;
-о практическом опыте по данной проблеме;
-об опыте других учреждений образования;
-новые, оригинальные формы работы. -по формированию исследовательских методов работы в условиях детского дома;
-по формированию практических навыков в работе над проектом с воспитанниками;
-по определению идеи проекта и способов её реализации.
Представление результатов анкетирования "Готовность к педагогическому творчеству":
1.Интерес к инновациям устойчиво привлекателен для 4-х педагогов.
2.Две главные причины, тормозящие внедрение в практику новых педагогических идей: определены две причины – «недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств», «слабое финансирование инновационного движения».
3.Привлекательность инновационной деятельности: отмечены варианты – «интересно создать что-то своё, необычное»; «повышается интерес детей к воспитанию»; «возрастает самоуважение».
4.Владение диагностическими методиками: отмечено – «использование карт обучаемости и воспитанности»; «тестовые методики»; «применение самооценки по результатам деятельности».
5.Приоритет в достижении жизненных целей: были отмечены все варианты, лишь 2 педагога отметили - "качество профессиональной подготовки в ВУЗе".
6.Слагаемые успеха в жизни и достижении цели: 2 педагога отметили "целеустремлённость", 2 педагога - "реалистичность и конкретность задач", 3 педагога - "ориентировка в обстоятельствах".
7.Признаки готовности к созданию инноваций: по одному отмечены варианты - "ориентируюсь в структуре и психологии личности", "знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию", "умею использовать психодиагностику"; по два ответа даны на следующие варианты - "обладаю психологически видением жизни детей", "знаю технологию и культуру эксперимента".
Выводы: так как инновационная деятельность в образовательном учреждении для детей сирот и детей ОБПР немыслима без творчества, для достижения успеха в учебно-исследовательской деятельности педагогу необходимо выстроить систему взаимосвязанных действий на основе творческого подхода к педагогическим явлениям, владеть методами научно-педагогического исследования. На этапе совершенствования мастерства педагогов учреждения необходимо проводить семинары, направленные на формирование в педагогах самостоятельного учёного, выявление собственной профессиональной и личностной позиции в учебно-исследовательской деятельности.
14.Использованная литература:
1.Инновационные формы дополнительного образования. "Теория и практика дополнительного образования", №10, 2009.
2.Исследовательская деятельность детей. Научно-методический сб. в 2 т. М., 2007.
3.Проектирование - как приоритетный метод развития. "Теория и практика проектной деятельности", №4, 2009.
4.Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов. "Дополнительное образование", №3, 2007.
5.Интернет-портал "Исследователь.ru" www/researcher.ru
6.http://festival.1september.ru
Приложение № 3
Отзывы
педагогов по проведению семинара на тему
«Проектирование как форма повышения методической грамотности педагога детского дома в работе с детьми - сиротами и детьми ОБПР».
 КазбековаБ.А.,заместитель директора по УВР
«Я хочу отметить, что любовь Натальи Яношевнык своему методическому делу, ее эмоциональность как авторитетного педагога, эстетика подачи материала, зрелищность, развитие логики у слушателей, научность, умение своевременно осуществить методическую помощь, высокая образность, результативность помогут нашим педагогам в создании своих проектных работ и совершенствовании их мастерства».
СаттыгуловаБ.С.,воспитатель ГСТ № 2
«Благодарим Наталью Яношевну за яркий, содержательный, поучительный семинар, на котором мы не просто получили новые знания, но и наглядно познакомились с процессом работы над проектной темой. Огромное спасибо за опыт работы воспитателю ГСТ № 6 Коледенко Н.А., которая уже подготовила к реализации два проекта со своими воспитанниками. Воспитатель хорошо раскрыла тему деятельности ребенка в создании проекта, используя средство самореализации воспитанников как основу. Я увидела новые горизонты в проектной деятельности, к которым надо стремиться. Очень горда нашими воспитанниками Кравченко А. и Сениным Равилем за такие интересные проекты, за их победу в конкурсах и за то, что они внесли вклад заработанными грантами по проектам в развитие и благосостояние нашего детского дома. Грамотный руководитель проекта в лице Натальи Яношевны помог ребятам раскрыться в знаниях экологии и экономии энерго и водоресурсов. Я увидела реально то, к чему мне надо стремиться , как воспитателю, для того чтобы дети могли раскрыть свои таланты».
Фомина О.А.,заместитель директора по воспитательной работе Аккольской средней школы № 4
«Спасибо огромное за приглашение на семинар. Получила много новых знаний и навыков в освоении проектной деятельности детей детского дома. Все, что объясняет Наталья Яношевна доступно, интересно, вызывает желание узнавать больше и больше в сфере энерго и водосбережения. Важность таких семинаров в том и заключается, что полученные умения можно использовать на базе своих учреждений. Эта тема необходима, актуальна и своевременна.
Садвокасова Г.К., методист ГУ «Отдел образования Аккольского района»
«Спасибо большое за проведенный на высоком методическом уровне семинар. Это так необходимо на данный момент в образовательной среде. Образование сейчас шагает в ногу со временем, проектная деятельность очень важна в воспитании и развитии подрастающего поколения. А самое главное – огромное спасибо Вам за то, что допустили нас в Ваш «храм» и позволили нам обрести опыт работы с новыми проектными технологиями. Темы просмотренных проектов очень актуальны. Вы показали взгляд воспитанников на вопрос «ЕХРО-2017» в Казахстане. Ребята раскрыли себя как рачительные хозяева своего дома. Выиграть гранты от ПРОООН это уважения стоит. Заработать более 500000 тенге за два гранта это достойно подражанию. Отрадно наблюдать как процветает ваш детский дом : огромная теплица с капельным орошение, солнечный коллектор, сенсорные краны, водоочиститель, светодиодное освещение и гидроинфрокрасный обогрев – и все это приобретено за счет развития интеллекта ребят с сфере эконопроектов.».
Муканова Р.Т., воспитатель ГСТ № 4
«Выражаю огромную благодарность за интересный, содержательный семинар, за методическую помощь в освоении проектной деятельности и использовании технологии проектов в своей работе. Восхищаюсь вашей школьной периодической печатью в средствах массовой информации. Это «титанический», но очень полезный и востребованный вклад в дело воспитания наших воспитанников.»
 Конькова Р.Р.,воспитатель ГСТ № 2
«Семинар был очень интересный. Большое спасибо за Вашу работу, за желание показывать свой опыт. У Вас есть чему учиться, а это самое главное в нашей работе.» 
Мамаева О.Н.,воспитатель ГСТ № 1
«Большое спасибо за то, что поделились своим опытом. Благодаря работе таких талантливых коллег педагоги имеют реальную возможность повысить свою квалификацию и сгладить очень серьезное отставание в использовании новейших технологий. Спасибо за обучение, за ознакомление с методической литературой, за свежую струю в педагогической деятельности.
Приложение № 4
Анкета для педагогов "Проектный метод в деятельности педагога"
1. Что такое педагогическое проектирование?
дань моде
догма профессиональной деятельности педагога
вид педагогической деятельности
2. Место эпиграфа в структуре проекта
в начале
середине
им можно закончить проект
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности
коллективный
исследовательский
долгосрочный
4. Что такое гипотеза?
короткая аннотация проекта
опасение педагога о неудачной реализации проекта
предположение, требующее объяснения и подтверждения
5. Кто является основоположником проектного метода?
американский педагог демократ Джон Дьюи великий русский педагог КД. Ушинский
французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями
выдвижение гипотезы
открытый показ деятельности по теме проекта
7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
сопоставление цели и результата проекта
рефлексивная оценка проекта
выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта
8. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
репродуктивный
поисковый;
творческий
9. Презентуя проект, педагог должен
показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы
 проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
Приложение № 5
Анкета
«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
Чтобы оценить значимость деятельности педагогов на основе проектного метода, нам хотелось изучить Ваши затруднения и резервы профессионального роста в аспекте проектной деятельности с помощью данной анкеты. Заполните ее, пожалуйста.
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________________
Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?
Да
Нет
Частично
Используете ли Вы метод проектов в педагогической практике?
Да
Нет
Иногда
В достаточной ли мере Вы осведомлены о типах и структуре проектов?
Да
Нет
Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам:
Разработать и реализовать проект самостоятельно
С помощью старшего воспитателя, коллег
Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать?
Выделение проблемы, для решения которой требуется исследовательский поиск;
Постановка цели проекта;
Выдвижение гипотезы;
Определение задачи;
Прогнозирование конечного результата, поэтапное выполнение проектных мероприятий;
Мониторинг проектной деятельности и определение его значимости для детей, родителей,
педагогов;
Презентация проекта;
На основе анализа полученных результатов определение дальнейших форм и методов
решения рассматриваемой в проекте проблемы
Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в аспекте осуществления педагогической деятельности на основе проектного метода?
Высокий – владею всеми критериями
Средний – владею подконтрольно
Низкий - испытываю затруднения в понимании и организации
Приложение № 6
Проектная деятельность
(Тест предназначен для определения знаний педагогов
по теме " Проектная деятельность".)
Начало формы
Вопрос № 1 - Можно ли использовать метод проектов в работе с дошкольниками?
 да нет
Вопрос № 2 Кому относится данное высказывание:- "Компетентный подход предусматривает не столько пересмотр содержания образования, сколько изменение технологии образовательного процесса, которая должна предоставлять собой формирование компетентностно-ориентированных заданий или применение метода проектов".
 Дж.Равен Е.А Коган Е.В.ПчелинцеваВопрос № 3 Выберите варианты ответов:- В ходе проектной деятельности ребенок учится быть свободным в чем?
 в выборе вида деятельности, а также материала , места и способа работы в определении последовательности работы в использовании разнообразных источников в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми в использовании и распределении своего времени, благодаря чему создается возможность самому регулировать время работы над темами
Вопрос № 4 Выберите верные утверждения:- В образовании, открытом для инициатив ребенка, педагог занимает позиции
 помощника наставника ведущего сопровождающего лидера
Вопрос № 5 Кому относится данное высказывание?
- "Не требуется разработки новых программ, следует лишь модернизировать уже имеющиеся образовательные программы за счет использования проблемно-поисковых заданий, превращающих проблематизацию в устойчивую тенденцию детского развития"
 Е.В.Пчелинцева Е.Я.Коган Дж.Равен
Вопрос № 6 - Основными формами детской деятельности в ходе проекта являются
 самостоятельная работа совместная работа
Вопрос № 7 - Какие формы подведения итогов существуют? Выберите из возможных вариантов.
 викторина выставка праздник собрание  занятие
Вопрос № 8 - Выберите из списков права и возможности у детей в группе при реализации проекта
 право свободного общения возможность проявления инициативы, самоорганизациии самостоятельности возможность выбора и ответственность за результаты принятого решения возможность сотрудничества с разными людьми право выбора 
Вопрос № 9 - Что предполагает каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный?
 подведение итогов анализа итогов
Вопрос № 10 Выберите несколько верных ответа:- В чем состоит задача взрослых при использовании проектной технологии?
 заставить ребенка выполнить то, что они считают важным помочь ребенку сделать собственный выбор  помочь ребенку спланировать собственный выбор спланировать вою деятельность помочь осознавать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий
Вопрос № 11 Проект-это
 деятельность детей совместно с родителями и воспитателями в проведении какого -либо мероприятия отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу
Вопрос № 12 К кому относится данное высказывание:- "Любой шаг, направленный на развитие компетентности , вызывает значительное изменение роли педагога".
 Е.Я.Коган Дж.Равен Е.В.ПчелинцеваВопрос № 13 - Метод проектов основывается на сотворчестве всех участников образовательного процесса.
 верно неверно
Вопрос № 14Верно ли утверждение :- Воспитатели воспитанников, педагоги дополнительного образования не имеют равных возможностей с детьми на право вносить идеи, касающихся тем, содержания, видов деятельности.
 да нет
Вопрос № 15 Верно ли утверждение:- Метод проектов основан на свободной деятельности детей.
 да, полностью да, частично
Вопрос № 16 Верно ли утверждение- Взрослые должны предлагать детям темы, которые соответствовали бы принятым традициям и образовательным программам
 да, верно нет
Приложение № 7
Методические рекомендации по проведению проектов
Проекты должны быть всегда со сценарием.
Проекты должны иметь законченный вид.
Проекты должны быть целенаправленные:
общедидактическая цель – научить чему-то,
воспитательная цель – научить общаться, взаимодействовать в группе, сотрудничать,
развивающая цель – развитие познавательной деятельности и способности – это умение находить информацию,
кодировать и раскодировать информацию в виде рисунка, таблицы, ребуса, схемы; главное, формировать умения и закреплять навыки, которые могут им пригодиться в дальнейшей жизни.
Проекты должны быть социально-значимые, полезные кому-либо (мне, тебе, обществу, человечеству, природе).
Проекты могут быть разные, учить разному, но можно целый год проводить только викторины или вести годовой дневник экскурсий.
У педагога должен быть прогноз, свой вариант проекта, чтобы объяснить детям, чему педагог хочет их научить.
Любой проект основан на деятельности учащихся. Педагог лишь визуализирует задачу. Дети ее не ощущают, не чувствуют, поэтому им интересен сам процесс деятельности при создании мини-проекта.
Не давать детям готового задания, должен быть творческий процесс.
Идеи проекта лучше всего обсудить в свободное время, чтобы не занимать время на занятии.
Проект постоянно продолжается, он не ограничен во времени, но всегда должен иметь законченный вид.
Проект может выполняться за один раз, а может в несколько этапов.
Приложение № 8
Памятка для воспитанников «Как работать над проектом»
Как выбрать тему.
Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)
Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Если что такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
Фантастические темы о несуществующих фантастических объектах и явлениях
Экспериментальные темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, и экспериментов.
Теоретические темы по изучению, обобщению, сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Цель и задачи
Определить цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.
Гипотеза
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов:
предположим;
допустим;
возможно;
что если.
План работы
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у других людей;
познакомиться с кино - и телефильмами;
обратиться к компьютеру; Интернету;
понаблюдать;
провести эксперимент
Подготовка к защите проекта
Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.
Приготовить текст сообщения
Сделать выводы
Приготовить рисунки, схемы, макеты.
Приложение № 9
Памятка «Оформление проекта»
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей: 1) теоретическая часть (обзор литературы); 2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.); 3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.а) название проекта;б) имя и фамилия автора(ов);в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.а) обоснование актуальности проблемы;б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Приложение № 10
План выступления для автора проекта
Пункты Варианты
Приветствие «Добрый день!»
«Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники конференции»
Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение) «Меня зовут ……
Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ города
Южно-Сахалинска»
Название темы «Представляю вашему вниманию свой проект: .»
Актуальность темы «Эту тему я выбрал (а), потому что….»
Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения «Цель моего проекта - …………………………
Основные задачи:
1………………………………………………………
2………………………………………………………
3………………………………………………………»
Кратко о ходе работы над проектом: «В ходе работы над проектом я:
1. Получил (а) новые знания …..
2. Создал (а) новые творения в виде: …………………
4. Определил(а) новые проблемы (задачи):…………
Кратко о дальнейших шагах по теме проекта «Считаю, что данный проект может быть использован:
1…………………..
2…………………..
3……………………
Благодарность за внимание к выступлению «Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы»
Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования «Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта. Всего доброго»
Приложение № 11
Список использованных источников
Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.
Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003 – с. 12.
Каверин В.А. Два капитана: Роман в 2-х кн. – К.: Рад.школа, 1982. – с. 54, 56-57.
Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.
Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.