План-конспект урока по литературе на тему Стихотворения К. Симонова Майор привез мальчишку на лафете…, С. Орлова Его зарыли в шар земной


План-конспект урока литературы
Тема: Стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...", С. Орлова "Его зарыли в шар земной".
Класс: 7
Цель: Работать над идейно-художественным анализом стихотворений; прививать интерес к поэзии, развивать навыки вдумчивого, внимательного чтения; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: тексты стихотворений; учебник, аудиозаписи.
Ход урока
Заря встала над землей, заря встала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
Ириадна Мордовина.
I Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
II Актуализация опорных знаний
Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о событиях, которые проникают в сознание человека, оставляя там бесконечную горечь и пустоту. События эти носят имя «война».
Ребята, вглядитесь в эту картинку и вслушайтесь в эту музыку, какие ассоциации у вас возникают со словом «война»?
Слово учителя
- О войне написано много стихов, повестей, романов. Немало писателей сами воевали, поэтому знают о войне не понаслышке. Сегодня вы узнаете еще о двух поэтах, которые большую часть творчества посвятили тем страшным, огневым годам.
III Объявление темы и целей урока
IV Изучение нового материала
1. Слово учителя
Война унесла десятки миллионов жизней. Особенно много людей погибло в первые месяцы... На защиту отечества встал и стар, и млад. Среди писателей и поэтов, прошедших войну, был Константин Михайлович Симонов, автор романов "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются", стихотворения "Жди меня".
Симонов К. М. (1915 -1979) родился в Петрограде. Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом. С этого времени темы войны, жизни и смерти навсегда входят в его творчество.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия).
Сегодня мы прочитаем его стихотворение - "Майор привез мальчишку на лафете...".
2. Чтение стихотворения "Майор привез мальчишку на лафете..."
Учитель. Ребята, давайте с вами послушаем, как автор сам прочитывает это стихотворение.
Прослушивание аудиозаписи (читает автор).
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
3. Словарная разведка (Запись в тетради)
Лафет - станок артиллерийского орудия.
Брестская крепость - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
Учитель. Очень хотелось бы, чтобы вы преподнесли это стихотворение так, как видите его.
Чтение стихотворения по столбикам учащихся.
4. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения
Вопросы к учащимся
1) Какая трагедия постигла ребенка?
2) Как эта трагедия отразилась на внешности мальчика?
3) Что стало для ребенка безопасным местом после трагических потерь?
4) Откуда везли мальчишку на лафете?
(Брестская крепость - крепость-герой в черте г. Бреста. Во время Великой Отечественной войны многочисленный гарнизон Брестской крепости, находясь в окружении, героически оборонялся (не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) против превосходящих сил немецко-фашистских войск. Фашисты не смогли найти ни одного боевого знамени. Крепость не пала - она просто истекла кровью).
5) Как называется прием, который автор использует в словосочетании "седой мальчишка", прижавший "заснувшую игрушку"? (контраст). Какую роль в повествовании играет контраст?
6) От какого лица идет повествование (от первого) и почему?
7) Чем стала для рассказчика, свидетеля событий эта встреча с седым мальчишкой?
8) Прочитайте последнюю строфу. Как вы понимаете ее содержание?
9) Какова тема данного стихотворения? (Тема – это то, о чем говорится в произведении). (Стихотворение было написано в 1941 году. До конца войны еще долгих четыре года. Эта картина останется перед глазами рассказчика до тех пор, пока последний враг не будет уничтожен. и потом, годы спустя, в мирной жизни не раз всплывет в памяти мальчишка, поседевший от горя, прижимающий спящую игрушку).
5. Минутка воображения
Закройте глаза, представьте все стихотворение целиком.
- Какие строчки вспомнились вам? Почему?
Запишите их.
6. Физкультминутка
7. Анализ стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной…»
Слово учителя
- Поэт-фронтовик, молодой лейтенант, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов (1921-1977), после начала Великой Отечественной Войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…» С. Орлов написал в 1944 году.
Прослушивание аудиозаписи (чтение стихотворения "Его зарыли в шар земной..." С. Орловым)
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
1944
8. Чтение стихотворения учащимися
9. Работа над содержанием стихотворения.
1) Юные исследователи (на одну парту дан один вопрос, на который в парах дается ответ)
Вопросы и задания учащимся
1) Что такое мавзолей?
Мавзолей - монументальное надгробное сооружение.
2) Почему стихотворение начинается местоимением?
3) Почему стихотворение построено так, будто идет беседа о давно знакомом человеке?
(Млечный путь - звездное скопление в виде светлой полосы на темном небесном своде).
4) Почему в стихотворении соседствуют слова разных стилей? (книжные и просторечные).
5) Прочитайте начало стихотворения - первые две строки - и последние три. Почему они перекликаются? С какой целью?
(Для того, чтобы возвеличить простого парня, солдата, совершившего подвиг во имя мира на земле).
6) Какова главная мысль стихотворения?
2). Юные поэты
Задание. Составить четверостишие о войне (запись в тетради).
V. Закрепление изученного материала
Литературный диктант
Задание. Дописать предложения (работа в парах)
1) Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» написано в ….
2) Сергей Орлов – это …
3) Брестская крепость – это…
4) Тема произведения – это…
VI. Подведение итогов урока
1. Микрофон
Меня удивило на сегодняшнем уроке...
Я понял (-а), что...
Мне понравились эти произведения тем, что...
VII. Организация домашнего задания
1. Подготовить биографию Ю. Друниной
2. Выучить наизусть (желающим) стихотворение "Я сколько раз видала рукопашный..."
Заключительное слово учителя
Сегодня, когда со времени окончания войны прошло более полувека, мы не в праве забыть тех, кто погиб во имя жизни, и тех фронтовиков, кто рядом с нами. Уходят ветераны, их с каждым годом становится все меньше. И им, живым, и тем, кто не дожил до победы, - наши склоненные головы и слова великой благодарности.
Давайте почтим память всех тех, кто сражался за свободу и независимость нашей родины минутой молчания. Минута молчания
VIII. Оценивание учащихся