Литературно-музыкальный вечер, посвящённый Великой Отечественной войне (6 класс)

Литературно-музыкальный вечер, посвящённый Великой Отечественной войне

Классный руководитель: Подольская Т.В.
Цели:
способствовать углублению знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны;
способствовать воспитанию чувства благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне;
воспитывать мужество, патриотические чувства у обучающихся.
Ход мероприятия

Ведущий 1
Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни. 
Ведущий 2
Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделённый на четырёх оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки. 

Чтец 1

Мирное небо над крепостью Бреста, В тесной квартире счастливые лица. Вальс Политрук приглашает невесту, Новенький кубик блестит на петлице.
А за окном красота новолунья, Шепчутся с Бугом плакучие ивы. Год сорок первый, начало июня Все ещё живы, все ещё живы, Все ещё живы, все, все, все.
Смотрит на Невском с афиши Утёсов, В кинотеатрах идет «Волга-Волга». Снова Кронштадт провожает матросов, Будет учебным поход их недолго.
А за кормой белой ночи раздумье, Кружатся чайки над Финским заливом. Год сорок первый, начало июня Все ещё живы, все ещё живы, Все ещё живы, все, все, все.
Мимо фасада Большого театра Мчатся, трезвоня, на отдых трамваи. В классах десятых экзамены завтра, Вечный огонь у Кремля не пылает.
Все впереди, все пока накануне, Двадцать рассветов осталось счастливых. Год сорок первый, начало июня Все ещё живы, все ещё живы, Все ещё живы, все, все, все.
Вальс довоенный напомнил о многом, Вальс воскресил дорогие нам лица, С кем нас свела фронтовая дорога С кем навсегда нам пришлось разлучиться.
Годы прошли, и опять тихий вечер, Смотрят с портретов друзья молчаливо В памяти нашей сегодня и вечно Все они живы, все они живы, Все они живы! Все! Все! Все!

Ведущий 1

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». 941  поэт и писатель ушли на фронт и  417  не вернулись назад. 

Ведущий 2
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
 Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

Прослушивание отрывка из песни.


Ведущий 1
Война стала общей биографией целого поколения. Более 5 миллионов детей угнаны в Германию. Дети войны рано стали взрослыми. Пришел час, и встали они в один строй с отцами и сражались с ними наравне. 1941 год изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, разрушил светлые мечты.
Ведущий 2
Дети того поколения не отделяли себя от своей страны. Сыны полков, юнги, юные партизаны, разведчики, разными путями попадали они на фронт. В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.
Пронзительные стихи Игоря Карпова помогают почувствовать то страшное время.
Чтец 2
«Мальчики» 
Уходили мальчики – на плечах шинели,  Уходили мальчики – храбро песни пели,  Отступали мальчики пыльными степями,  Умирали мальчики, где – не знали сами...  Попадали мальчики в страшные бараки,  Догоняли мальчиков лютые собаки.  Убивали мальчиков за побег на месте,  Не продали мальчики совести и чести...  Не хотели мальчики поддаваться страху,  Поднимались мальчики по свистку в атаку.  В черный дым сражений, на броне покатой  Уезжали мальчики – стиснув автоматы.  Повидали мальчики – храбрые солдаты –  Волгу – в сорок первом,  Шпрее – в сорок пятом,  Показали мальчики за четыре года,  Кто такие мальчики нашего народа.
(И. Карпов)

Ведущий 1
Миллионы людей погибли во время войны. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тыс. городов, поселков и деревень, разрушили 84 тыс. школ.

Ведущий 2
Враг не щадил ни женщин, ни детей. Но народ выстоял! Всюду, где ценой своих жизней завоевывали Победу, они остались стоять в бронзе и в граните.
Чтец 3
«Неизвестный солдат» Две гвоздики в руках, только руки дрожат, Перед нею стоит Неизвестный солдат, Пламя ветер колышет своею струей, Всем солдат неизвестный, но не для нее. Красный с белым цветки, слезы в грустных глазах,  Вены вздуты, сплелись на зажатых руках. Положила цветы, ни вдова, ни жена, Что душа так болит, знает только она. Это он, ну, конечно, такой молодой, Почему же ты каменный, а не живой, Что же ты не вернулся, ведь я так ждала И в подушку свою столько слез пролила? На селе говорили с любовью о нем, Молодецкая удаль и кровь с молоком. Не сложилось их счастье, его ль в том вина, Разлучила любимых злодейка война. Сразу вдруг опустело большое село,  На армады врага гнев и мужество шло, Стар и млад встали в строй, в смертный бой шла страна, Понимали все, надо, понимали,- ВОЙНА. Сквозь года видно ей, то, что камень хранит, Как боец наш в атаке фашистов громит, В поле пулей шальной не задет, не убит, Сильный, смелый, живой с автоматом бежит. За любовь, за Россию, за отчий свой дом, Разыгралась, кипит его кровь с молоком. Бьет фашистов боец за погибших друзей, За страдания вдов, за слезу матерей. За сожженные хаты, за горе сирот Молодецкая удаль взметнулась вперед Разорвался снаряд, оборвалась струна И закончилась вмиг для солдата война. Так хотелось ему до Победы дожить, Возвратиться в село, сеять хлеб и любить Та атака уже за рекою гремит,
·А боец молодой недвижимый лежит. В память павшим в боях безымянным стоит, Молодецкая удаль одета в гранит, Неизвестный солдат, смотрит гордо, легко, А гвоздики в ногах, словно кровь с молоком. Владимир Шестопалов

Ведущий 1
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов. 
О войне он знал не с чьих-то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций.

Ведущий 2
Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые годы войны, и прах его был развеян на поле неподалёку от Бобруйска. В годы войны Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране.
Особенно популярным в то время было стихотворение К.Симонова «Жди меня».

Чтец 4

«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Ведущий 1
В годы ВОВ Сергей Владимирович Михалков был также военным корреспондентом. Он писал очерки и заметки, стихи и рассказы, тексты к листовкам.

Ведущий 2
За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. 
В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. 

Чтец 5

«Десятилетний человек»   
Крест-накрест синие полоски  На окнах съежившихся хат.  Родные тонкие березки  Тревожно смотрят на закат.  И пес на теплом пепелище,  До глаз испачканный в золе,  Он целый день кого-то ищет  И не находит на селе...  Накинув старый зипунишко,  По огородам, без дорог,  Спешит, торопится парнишка  По солнцу – прямо на восток.  Никто в далекую дорогу  Его теплее не одел,  Никто не обнял у порога  И вслед ему не поглядел.  В нетопленной, разбитой бане  Ночь скоротавши, как зверек,  Как долго он своим дыханьем  Озябших рук согреть не мог!  Но по щеке его ни разу  Не проложила путь слеза.  Должно быть, слишком много сразу  Увидели его глаза.  Все видевший, на все готовый,  По грудь проваливаясь в снег,  Бежал к своим русоголовый  Десятилетний человек.  Он знал, что где-то недалече,  Выть может, вон за той горой,  Его, как друга, в темный вечер  Окликнет русский часовой.  И он, прижавшийся к шинели,  Родные слыша голоса,  Расскажет все, на что глядели  Его недетские глаза.

(С. Михалков)

Ведущий 1 
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.
Ведущий 2
Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну наравне с мужчинами!..
Чтец 6
стихотворение М. Исаковского «Русской женщине» 
Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила!  Какая безмерная тяжесть на женские плечи  На женские плечи легла!..  В то утро простился с тобою  Твой муж, или брат, или сын,  И ты со своею судьбою осталась одна на один.  Один на один со слезами,  С несжатыми в поле хлебами  Ты встретила эту войну.  И все – без конца и без счета –печали, труды и заботы  Пришлись на тебя на одну.  Одной тебе – волей-неволей –  А надо повсюду поспеть;  Одна ты и дома и в поле,  Одной тебе плакать и петь.  И тучи свисают всё ниже,  А громы грохочут всё ближе,  Всё чаще недобрая весть.  И ты перед всею страною,  И ты перед всею войною  Сказалась - какая ты есть.  Ты шла, затаив в себе горе,  Суровым путём трудовым.  Весь фронт, что от моря до моря,  Кормила ты хлебом своим.  В холодные зимы, в метели,  У той у далёкой черты  Солдат согревали шинели,  Что шила заботливо ты.  Бросалися в грохоте, в дыме  Советские воины в бой,  И рушились вражьи твердыни  От бомб, начинённых тобой.  За всё ты бралася без страха,  И, как в поговорке какой,  Была ты и пряхой и ткахой,  Умела – иглой и пилой.  Рубила, возила, копала, -  Да разве всего перечтёшь?  А в письмах на фронт уверяла,  Что будто б отлично живёшь.  Бойцы твои письма читали,  И там, на переднем краю,  Они хорошо понимали  Святую неправду твою. 
И воин, идущий на битву  И встретить готовый её,  Как клятву шептал, как молитву,  Далёкое имя твоё. 
Ведущий 1
Человек беспамятный способен породить только зло. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради того, чтобы оно не повторилось.
Ведущий 2
И прав поэт Юрий Петрович Воронов, сказав:
«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша совесть.
Она как силы нам нужна».