Конспект урока литературы в 7 классе Вводный урок Г.С. Меркин


Тема: «Вводный урок. Изучение литературы в курсе 7 класса» 02.09.15.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Выявить уровень литературного развития обучающихся 7 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;
Сформировать понимание необходимости изучения литературы;
Развивать творческие способности обучающихся;
Воспитывать интерес к изучению литературы.
Задачи:
1) Познакомить учащихся со спецификой изучения предмета литературы в 7 классе;2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке, способствующую возникновению ситуации успеха у учащихся.
Оборудование: учебник Г.С. Меркин «Литература. 7 класс», ПК, проектор, экран.
Ход урока:
Приветствие класса. Организационные моменты. Объявление темы урока (Слайд 1)
Беседа, работа с классом.
Слово учителя: Ребята, давайте откроем содержание учебника и посмотрим основные разделы, которые нам предстоит изучить в этом году. (Слайд 2)
Из устного народного творчества;
Из Древнерусской литературы;
Из русской литературы XVIII века;
Из русской литературы XIX века;
Из русской литературы XX века;
Из зарубежной литературы.
Учитель: В этом году мы опять погрузимся в творчество А.Пушкина, М. Лермонтова, Н.Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и многих других. А вы читали произведении этих авторов на летних каникулах? А какие еще произведения вы читали? Какие из них вам наиболее понравились? (Слайд 3-7)
Обратимся к статье Д.С. Лихачева «Любите читать». (Слайд 8) Прочтем ее и ответим на следующие вопросы:
Что нам дает литература (Колоссальный ,обширнейший и глубочайший опыт жизни)
Что литература дает человеку? (Развивает в нем понимание жизни, делает мудрым.)
Что значит «читать с удовольствием»? (Читать не то, что нужно по программе, а то, что вам нравится).
Что значит «классическое произведение» по мнению Д.С. Лихачева? (То, которое выдержало испытание временем).
Подумаем над высказывание Цицерона «Дом, в котором нет книг, не имеет души» (Слайд 9)
Давайте вспомним основные понятия, которыми мы оперировали в прошлом году(Слайд 10):
Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, предназначении и развитии. (Слайд 11)
Роды литературы – эпос, лирика, драма. (Слайд 12)
Жанры литературы: эпос (сказка, рассказ, повесть, роман, очерк), драма (комедия, трагедия, драма), лирика (стихотворение, поэма, баллада). (Слайд 13-16)
Сделайте записи себе в рабочую тетрадь.
Домашнее задание:
Стр. 8-15. Заучить определения: гипербола, эпос, литературоведение. Стр.15 ответить на вопросы 1,2,3,5; вопрос 6 письменно.