Карта педагогического мониторинга как форма оценки результативности воспинанников


«Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».
Антон Семёнович Макаренко
Основу педагогического мониторинга в ГБОУ СОШ № 338 составляет мониторинговая карта, которая включает в себя два модуля: "Профессиональное мастерство педагогов" и "Образовательный уровень воспитанников".
Мониторинговая карта в ОДОД определяет направления работы, отражающие образовательный процесс. Карта отражает систему методов диагностики и определяет исполнителей и форму фиксации результатов.
Объект нашего мониторинга: результаты образовательного процесса в ходе реализации программ «Почемучка» и «Мой любимый город», и средства, которые используются для их достижения.
Цель: изучение системы и качества образовательно-воспитательного процесса в творческих объединениях на базе 1 б класса.
Методика предполагает определение педагогом уровня освоения учащимися образовательной программы на основе заполнения карты результативности и представляет собой вариант методики «Информационная карта освоения учащимися образовательной программы».
Педагог дополнительного образования по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 10-балльной шкале освоение учащимися программы по параметрам, указанным в бланке карты.
После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год.
Карта результативности может быть использована для оценивания уровня освоения каждой темы, определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в долгосрочном периоде времени позволяет педагогу и родителям увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.
Карта педагогического мониторинга на примере 1б класса по программе «Почемучка»

Карта учёта результатов личностного роста ребёнка

По данным программам обучается группа детей 1 б класса, и мы имеем возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программ на примере одной группы.
Динамика результативности освоения программы «Почемучка»

На данной диаграмме показана динамика освоения программы «Почемучка» от 1-ого полугодия ко 2-ому полугодию каждым ребенком группы. Общая динамика положительна, можно проследить прогресс от 1-ого полугодия ко 2-ому полугодию. Отрицательной динамики освоения программы нет ни у одного ребенка.
Динамика результативности освоения программы «Мой любимый город»

Данная диаграмма показывает динамику освоения другой программы - «Мой любимый город» от 1-ого полугодия ко 2-ому полугодию каждым ребенком группы. Прогресс заметно положительный, но общий уровень освоения программы каждым ребенком ниже. Это связано с тем, что группа в целом лучше осваивает естественно-научный курс, чем гуманитарный.
Динамика освоения программы «Почемучка» ребёнком

Данный график показывает динамику освоения программы «Почемучка» отдельным ребенком, в данном случае это Ракитин Матвей (1 год обучения). Справа мы видим критерии, по которым оценивается ребенок по 10-бальной шкале. Общий прогресс от 1-ого полугодия ко 2-ому очевиден, по некоторым пунктам чуть больше, чем по другим.
Динамика освоения программы «Мой любимый город» ребёнком

Данный график показывает динамику освоения программы «Мой любимый город». Общий уровень освоения данной программы ниже, чем на предыдущем графике. Это связано с индивидуальной склонностью ребенка к естественно-научным предметам.
Мониторинг освоения программы «Почемучка» группой

На данном графике мы видим динамику освоения программы «Почемучка» группой в целом.
Мониторинг освоения программы «Мой любимый город» группой

Для выявления и сравнения уровня освоения программ «Почемучка» и «Мой любимый город» помогают составление карты результативности, на основе которых можно выстраивать подобные графики. На данных графиках наглядно показано предпочтения детей группы 1 б класса к курсу естественных наук, что поможет в дальнейшем скорректировать направление их обучения.
Постоянное использование карт результативности поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.
На следующий год для повышения степени достоверности информации об уровне освоения воспитанниками образовательной программы планируем использовать карту результативности и в работе с родителями. В этом случае карта результативности будет раздаваться родителям учащихся.
Подводя итог, можно сказать, что на основе анализа карт результативности, заполненных педагогом и родителями, дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком или учебной группой.