«Комплекс диагностических методик, направленных на выявление трудностей в обучении младших школьников»


«Комплекс диагностических методик, направленных на выявление трудностей в обучении младших школьников»Для выявления основных трудностей в обучении школьников применяются различные диагностические методики.
Одной из наиболее распространенной и эффективной считается методика практической психодиагностики М.В. Матюхиной по выявлению мотивов учения, разработанная в виде тестовых заданий.
Качественный анализ ответов позволяет определить уровень школьной мотивации учеников.
Назначение теста: методика В.М. Матюхиной помогает получить довольно широкий спектр характеристики и особенности психики ребенка, за достаточно кратковременный промежуток времени, а так же их мотивов обучения. Данная диагностика должна проводиться в процессе обучения, и носить систематический характер и только тогда, можно будет проследить положительные результаты деятельности с неуспевающими учениками.
Применяются тестовые методы для выявления причин неуспеваемости ребенка на начальном этапе работы психолога.
Мотивы обучения, применяемые в данной методике, можно разделить на:
- мотивы ответственности и долга, самосовершенствования и самоопределения – это широкие социальные мотивы обучения;
- мотивы престижа и благополучия – узколичностные;
- мотивы, связанные с содержанием процесса обучения – учебно-познавательные;
- мотивы, позволяющие избежать неприятностей.
Так же, данная методика является развивающей и способствует ученикам понять и осознать собственные мотивы в учении.
Инструкция к тесту: Тест проводится в три испытания: в первом испытании учащимся раздают карточки, на которых написаны суждения. Необходимо разложить карточки по группам:
- в первую группу: положить все карточки с мотивами, имеющие наиболее важное значение, для учения;
- во вторую группу: просто имеющие значение;
- в третью: имеющие значение, но не большое;
- в четвертую группу: имеющие маленькое значение;
- в пятую группу: не имеющие совсем значение.
Вторая серия испытаний: необходимо из этих же карточек, выбрать 7 штук, которые, по мнению учащегося, имеют наиболее важное для него значение.
Третье испытание: нужно из всех тех же карточек отобрать 3 шт., на которых написаны особо важные суждения для учащегося.
Первая категория испытания позволяет делать выбор из большего пространства. Второе испытание ставит ученика перед строгим выбором, ограничивающее его выбор. Это помогает лучше понять свои мотивы и побуждения. В третьей серии испытания необходимо очень тщательно обдумывать свой выбор, осознавая свое отношение к мотивам учения.
Образец тестового материала для определения мотивов учения
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.
4. Хочу окончить школу и учиться дальше
5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
6. Хочу быть культурным и развитым человеком.
8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
10. Хочу быть лучшим учеником в классе.
11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
12. Хочу занять достойное место среди товарищей.
13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.
14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
15. Не хочу получать плохие отметки.
16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе.
17. Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.
18. Люблю решать задачи разными способами.
19. Люблю думать, рассуждать на уроке.
20. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Обрабатывая результаты теста, учитываются случаи совпадения, когда в сериях испытания наблюдались одинаковые варианты ответов. Например, если ученик в двух сериях испытаний (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива учения выбирает карточку, на которой написано: «Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности», то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Ключ к тесту представлен в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Ключ к тесту
Суждения
Количество суждений
Мотивы долга и ответственности 1 - 3
Самоопределения и самосовершенствования 4 - 6
Благополучия 7 - 9
Мотивация престижа 10 – 12
Мотивация избегания неприятностей 13 - 15
Мотивация содержания учения 16 - 20
Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности 1 - 15
Вторая известная методика это личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, Т.А. Немчина). Данная методика позволяет измерить уровень тревожности школьника.
Количественный анализ ответов, позволяет оценить уровень тревожности школьников.
Описание теста: Тест состоит из 50 утверждений, предъявляемый ученику в виде списка или набора карточек.
Тестовый материал представлен в Приложении 1.
Варианты ответов представлены в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Ключ к тесту проверки уровня тревожности у школьников
«Да» высказывания
«Нет» высказывания
14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.
Результаты теста:
40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности;
25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности;
15-25 баллов о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности;
5-15 баллов
- о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности
0-5 баллов
о низком уровне тревожности.
Третья методика диагностики выявления неуспеваемости детей в школе – это проверка умений школьников самостоятельно работать на уроке.
Целью данной методики является выявление учащихся самостоятельно работать в процессе учебного занятия, является качественным анализом исследования.
Ход экспериментального занятия: Необходимо на протяжении пяти разных уроках наблюдать за детьми в классе и отмечать такие важные показатели по шкале как:
2- умение выражается ярко;
умение присутствует;
умение отсутствует.
Критерии оценки наблюдения состоят из 8 показателей:
1. Стремится начать выполнять только после того, как понял и «принял» задачу.
2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции, 3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки). 4. Контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать).
5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу).
6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа. 7. Хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать).
8. Не переделывает работу заново. 
По итогам наблюдательной диагностики, данные полученных результатов необходимо усреднить и подвести итог по каждому ученику, если выявились дети, у которых возникают определенные трудности, далее разрабатывается индивидуальная схема работы с ребенком.
Результаты диагностики оцениваются:
Пункты 1 — 8 характеризуют умение работать самостоятельно. Это сложное умение состоит из умений планировать деятельность, организовывать ее, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль.
Пункты 1 и 7 — это умение планировать деятельность и т. д. 
Данная коррекционно-развивающая работа позволяет достигнуть улучшений в умении школьников самостоятельно работать на уроке.
Коррекционная работа строится на основании диагностики выявления причин неуспеваемости учеников, которая охватывает все аспекты факторов возникновения этих причин и предполагает быстрое ее устранение, применяя различные методики и приемы педагогического воздействия.
В приложении 2 представлена психодиагностическая таблица, которая включает в себя феноменологию трудностей, возможные психологические причины, а также психодиагностические методики, которые можно применить при выявлении каких-либо трудностей в обучении детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест на выявление уровня тревожности
Уважаемые ученики!
Ознакомьтесь со всеми предложенными высказываниями, которые касаются черт характера. Если Вы согласны с высказыванием, нужно отметить ответ «Да», в противном случае ответ «Нет». Время на обдумывания ограничено. Важен спонтанно быстрый Ваш ответ.
№ в/п Утверждения Варианты ответов
«Да» « Нет»
1 Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2 Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. 3 У меня редко бывают запоры. 4 У меня редко бывают головные боли. 5 Я уверен в себе. 6 Я редко устаю.
7 Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым 8 Практически я никогда не краснею. 9 По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10 Я краснею не чаще, чем другие. 11 У меня редко бывает сердцебиение. 12 Обычно мои руки достаточно теплые 13 Я застенчив не более чем другие. 14 Мне не хватает уверенности в себе.
15 Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 16 У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17 . Мой желудок сильно беспокоит меня. 18 У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. 19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие 20 Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21 Мне нередко снятся кошмарные сны.
22 Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я

пытаюсь что-либо сделать. 23 У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. 24 Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25 Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26 Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27 Я работаю с большим напряжением.
28 Я легко прихожу в замешательство.
29 Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30 Я склонен принимать все слишком серьезно.
31 Я часто плачу.
32 Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33 Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34 Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35 Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36 Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37 Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38 У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39 Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40 Даже в холодные дни я легко потею.
41 Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
43 Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44 Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
45 Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46 Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47 Я почти все время испытываю чувство голода. 48 Ожидание меня нервирует 49 Жизнь для меня связана с необычным напряжением 50 Меня нередко охватывает отчаяние.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Психодиагностическая таблица трудностей.
Феноменология трудностей Возможные психологические причины Психодиагностические методики
1. В письменных работах пропускает буквы (21.09%) 1. Низкий уровень развития фонематического слуха 1. Тест различения и выбора фонем
2. Слабая концентрация внимания 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
3. Несформированность приемов самоконтроля 3. Методика «Узор»
4.Индивидуально- типологические особенности личности 4. Методика Рене Жиля
5. Другие психологические причины  
2. Неразвитость орфографической зоркости (18,0%) 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика «Графический диктант»
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 2. Методика «Узор»
3. Низкий уровень объема и распределения внимания 3. Методика изучения объема и распределения внимания
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 4. Методика «Оперативная память»
5. Слабое развитие фонематического слуха 5. Тест различения и выбора фонем
6. Другие психологические причины  
3. Невнимателен и рассеян (16,06%) 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика «Графический диктант»
2. Низкий уровень объема внимания 2. Методика изучения объема внимания
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
4. Преобладающая мотивация учения - игровая 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
5. Другие психологические причины  
4. Испытывает трудности при решении математических задач (15,8%) 1. Низкий уровень развития общего интеллекта 1. Методика Векслера «для соответствующего возраста»
2. Слабое понимание грамматических конструкций 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков 3. Методика «Рисование по точкам»
4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика «Лабиринт»
5. Другие психологические причины  
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста (12,5%) 1. Несформированность умения планировать свои действия 1. Методика «Узор»
2. Слабое развитие логического запоминания 2. Методика «Запомни пару»
3. Низкий уровень речевого развития 3. Методика Эббингауза4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика «Лабиринт»
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) 5. Методика «Сапожки» методика «Заполни пустую клетку»
6. Заниженная самооценка 6. Шкала самооценки (Спилбергера Ч.Д. и Ханина Ю.Л.), рисунок несуществующего животного
7. Другие психологические причины  
6. Неусидчив (11,2%)
  1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика «Графический диктант»
2. Индивидуально- типологические особенности личности
  2. Методика изучения темперамента
 
3. Низкий уровень развития волевой сферы
  3. Методика 11 Графический диктант «Домик»
 
4.Другие психологические причины
   
 
7. Трудно понимает объяснение с первого раза (7%)
  1. Несформированность приемов учебной деятельности
  1. Методика «Узор»
 
2. Слабая концентрация внимания
  2. Модификация метода Пьерона-Рузера 
3. Низкий уровень развития восприятия
  3. Методика изучения восприятия
 
4. Низкий уровень развития произвольности
  4. Методика «Домик», «Графический
Диктант»
 
5. Низкий уровень развития общего интеллекта
  5. Методика Векслера «для соответствующего возраста»
 
6. Другие психологические причины
   
 
8. Постоянная грязь в тетради (12,5%)
  1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
  1. Методика «Змейка»
 
2. Несформированность приемов учебной деятельности
  2. Методика «Узор»
 
3. Недостаточный объем внимания
  3. Методика определения объема внимания
 
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
  4. Методика «Оперативная память»
 
5. Другие психологические причины
   
 
9. Плохое знание таблицы сложения и умножения (16,2%)
  1. Низкий уровень развития механической памяти
  1. Методика изучения логического и механического запоминания
 
2. Низкий уровень развития долговременной памяти
  2. Методика изучения долговременной памяти
 
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
  3. Методика Векслера для соответствующего возраста
 
4. Низкий уровень развития произвольности
  4. Методика «Графический
Диктант»
 
5. Слабая концентрация внимания
  5. Методика изучения концентрации внимания
 
6. Несформированность приемов учебной деятельности
  6. Методика «Узор»
 
7. Другие психологические причины
   
 
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (10,6%)
  1. Несформированность приемов учебной деятельности
  1. Методика «Узор»
 
2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика «Графический
Диктант»
 
3. Другие психологические причины
   
 
11. Постоянно забывает дома учебные предметы (8,5%)
  1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
  1. Детский вариант характерологического опросника Айзенка Г
 
2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика «Графический диктант»
 
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
  3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
4. Другие психологические причины
   
12. Плохо списывает с доски (8,5%)
  1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
  1. Методика «Узор»
 
2. Низкий уровень развития
произвольности  2. Методика «Графический диктант»
 
3. Низкий уровень переключения внимания
  3. Методика изучения переключения внимания
 
4. Недостаточный объем внимания
  4. Методика изучения объема и распределения внимания
 
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти
  5. Методика «Оперативная память»
 
6. Другие психологические причины
   
 
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (7,5%)
  1. Низкая скорость протекания психических процессов
  1. Детский вариант характерологического опросника Айзенка Г.
 
2. Несформированность приемов учебной деятельности
  2. Методика «Узор»
 
3. Низкий уровень развития произвольности
  3. Методика «Графический
Диктант»
 
4. Другие психологические причины
   
 
14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (8,9%)
  1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
  1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
 
2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика Графический диктант
 
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
  3. Методика «Узор»
 
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности
  4. Методика «Узор»
 
5. Другие психологические причины
   
 
15. Постоянно переспрашивает учите- ля (6,4%)
  1. Низкий уровень объема внимания
  1. Методика изучения объема и распределения внимания
 
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
  2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
 
3. Низкий уровень развития переключения внимания
  3. Методика изучения переключения внимания
 
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
  4. Методика «Оперативная память»
 
5. Низкий уровень развития произвольности
  5. Методика Графический диктант
 
6. Несформированность умения принять учебную задачу
  6. Методика «Узор»
 
7. Другие психологические причины
   
 
16. Плохо ориентируется в тетради
(7,5%)
  1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
  1. Тест Керна-Йирасека субтесты 2, 3
 
2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика Графический диктант
 
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
  3. Методика «Змейка»
 
4. Другие психологические причины
   
 
17. Поднимает руку, а при ответе молчит (5,9%)
  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
  1. Анкета для определения школьной мотивации
 
2. Заниженная самооценка
  2. Методика изучения самооценки
 
3. Низкий уровень развития произвольности
  3. Методика Графический диктант
 
4. Другие психологические причины
   
 
18. Опаздывает на уроки (8,8%)
  1. Несформированность приемов самоконтроля
  1. Методика «Узор»
 
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
  2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
 
3. Низкий уровень развития произвольности
  3. Методика «Домик» Графический диктант
 
4. Возможные трудности в семье
  4. Методика «Кинетический рисунок семьи»
 
5. Причины вторичной выгоды
  5. Методика «Незаконченные предложения»
 
6. Другие психологические причины
   
 
19. Постоянно отвлекается, на уроках залезает под парту, играет, ест (5,7%)
  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
  1. Анкета для определения школьной мотивации
 
2. Преобладающая мотивация учения - игровая
  2. Методика изучения мотивации (По Белопольской)
 
3. Индивидуально- типологические особенности личности
  3. Методика Рене Жиля
 
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
  4. Методика изучения концентрации внимания модификация метода Пьерона - Рузера 
5. Низкий уровень развития произвольности
  5. Методика «Домик» Графический диктант
 
6. Несформированность приемов учебной деятельности
  6. Методика «Узор»
 
7. Другие психологические причины
   
 
20. Испытывает страх перед опросом учителя
(5,37%)
  1. Заниженная самооценка
  1. Методика изучения самооценки
 
2. Возможные трудности в семье
  2. Методика Кинетический рисунок семьи
 
3. Внутреннее стрессовое состояние
  3. Методика Люшера 
4. Индивидуально- типологические особенности личности
  4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Айзенка Г.
 
5. Другие психологические причины
   
 
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,4%)
  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
  1. Анкета для определения школьной мотивации
 
2. Преобладающая мотивация учения - игровая
  2. Методика изучения мотивации (По Белопольской)
 
3. Низкий уровень развития произвольности
  3. Методика Графический диктант
 
4. Несформированность приемов учебной деятельности
  4. Методика «Узор»
 
5. Другие психологические причины
   
 
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,3%)
  1. Отсутствует учебная мотивация
  1. Методика изучения мотивации (По Белопольской)
 
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику
  2. Анкета для определения школьной мотивации
 
3. Заниженная самооценка
  3. Методика изучения самооценки Спилбергера 
4. Внутреннее стрессовое состояние
  4. Методика Люшера 
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
  5. Методика Векслера для соответствующего возраста
 
6. Другие психологические причины
   
 
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%)
  1. Возможные трудности в семье
  1. Методика Кинетический рисунок семьи
2. Перенесение функции матери на учителя
   
 
3. Особенности развития «Я» концепции
  3. Методика «Несуществующее животное»
 
4. Другие психологические причины
   
 
24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%)
  1. Слабое развитие ориентировки в пространстве
  1. Таблицы Шульте 
2. Низкий уровень развития образного мышления
  2. Методика «Лабиринт»
 
3. Низкий уровень развития восприятия
  3. Методика изучения восприятия
 
4. Низкий уровень сформированности произвольности
  4. Методика «Домик» Графический диктант
 
5. Низкий уровень развития самоконтроля
  5. Методика «Узор»
 
6. Низкий уровень развития долговременной памяти
  6. Методика изучения долговременной памяти
 
7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий
   
 
8. Другие психологические причины