«Развитие патриотизма, этнотолерантности средствами вхождения ребенка в историю, культуру народов Башкортостана» (непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы в соответствии ФГОС ДО)


Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольников, воспитание чувства патриотизма.
Словарная работа: глобус, карта мира, малая родина, большая родина. Государственные символы, национальный герой.
Предварительная работа:
1. Беседы о Родине.
2. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
3. Дидактические игры «Угадай, какое блюдо», «Назови музыкальный инструмент», «Составь флаг», «Живая и неживая природа».
4. Заучивание пословиц о Родине, о дружбе.
5. Разучивание стихотворений «Флаг России», «Герб России».
6. Разучивание народных подвижных игр.
7.Художественно – эстетическое развитие: «Радостная осень». «Укрась камзол».
Оборудование:
- дидактические средства: глобус, карта мира.
- аудиосредства:проектор, ноутбук, экран.
Ход:
Образова-тельные области Задачи Последовательная деятельность Предполагаемые ответы детей
Речевое, художествен-но-эстети-ческое разви-тиеРазвитие рече-вого слуха, внимания. - Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету!
Слушают
Познаватель-ное, речевое развитие.
Познаватель-ное, речевое развитие. Учить отвечать на вопросы, слушать ответы других детей.
Развивать представление о глобусе, карте.
Развивать мышление.
Развивать связную речь.
Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить.
Формировать представление о России, как о родной стране.
Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине.
Формировать основные черты толерантной личности: расположен-ность к другим
людям, умение владеть собой.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России и Башкортостана. - Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?
- Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?
- Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет ? - Кто желает показать на глобусе океаны и моря?
- А каким цветом обозначена суша?
- Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.
- Какой же вывод можно сделать?
- Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.
-А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?
- Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны.
-Как вы думаете, сколько стран на земном шаре?
- На нашей планете 258 стран.
- У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык.
-А как называется главный город страны?
- Назовите столицу нашей Родины.
- Кто сможет показать нашу страну на карте?
- Что тебе помогло показать свою страну?
- Как она называется?
- Посмотрите на некоторые флаги стран мира и найдите флаг России.
Дидактическая игра «Угадай флаг».

- Что означают цвета российского флага?
- Что вам напоминает белая полоска?
- Белый цвет – это чистота, совесть, мир.
- Что напоминает вам синий цвет?
- Этот цвет символизирует верность и правду.
- А красная полоса что вам напоминает?
- Этот цвет символизирует отвагу, мужество.
- А для чего нужен флаг в стране?
-Флаг помогает узнать страну, например, вовремя спортивных соревнований
по флагу можно определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях. Во время награждения победителей, над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. Флаг помогает определить, из какой страны прилетел самолет или пришел корабль, когда ведутся переговоры президентов каких либо стран, флаги ставят возле каждого президента.
- Есть стихотворение о российском флаге, а расскажет нам его Анин Матвей.
Стихотворение «Флаг России».
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
- Флаг является одним из символов нашей Родины. А какие ещё два символа есть у России?
- Что изображено на гербе России?
- Почему у орла две головы?
-Это означает победу –добра над злом. Поэтому изобразив на своем гербе воина, люди как бы хотели сказать:- Лучше на нас не нападайте. Мы будем защищаться и все равно победим!
-Что такое гимн?
- Это торжественная песня страны.
- Вы знаете, когда звучит гимн?
- Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?
- Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?
- А, что еще нас объединяет мы узнаем с помощью простой игры
«Аплодисменты».
Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все.
Игра «Апплодисменты».
- Встаньте все те, кто умеет читать,
-любит кататься на каруселях,
- любит смотреть мультфильмы,
- любит мороженное,
- любит играть,
- мечтает полететь в космос,
- любит животных,
- любит вкусно поесть,
- Встаньте те, кто любит танцевать.
- Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых которые живут в Испании, Польше и т. д.? Почему вы так думаете?
- Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.
- В народе сложено немало пословиц о Родине.
- Какие пословицы знаете вы?

- Вы видите, что Россия большая страна. Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились ,где находиться наш дом.
-Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина,
Вишня расцвела.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
- Назовите нашу малую Родину.
-Что ещё мы называем нашей малой Родиной?
-За что вы любите свою малую Родину?
-Чем вам нравится ваша малая Родина?
-В нашей республике тоже есть свои отличительные символы. Назовите их.
-Назовите цвета башкирского флага и то, что они означают.
-Кто изображен на гербе Башкортостана?
- Наша Республика очень многонациональна. Назовите,люди каких национальностей живут в Башкортостане?
-Как они живут?
- И в нашей группе есть дети разных национальностей. Расскажите, как мы живем в детском садике своем?
Отвечают
Слушают
Рассматривают
Размышляют.
Слушают
Отвечают
Рассматривают
Предполагают
Слушают
Отвечают: столица.
Показывают
Отвечают
Играют
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Слушают
Отвечают: -
На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орел.
Отвечают:
- Государство большое и орел смотрит и на запад и на восток нашей страны. Крылья орла похожи на солнечные лучи На груди у орла –щит- щит с изображением всадника –Святой Георгий
Победоносец. В правой руке- копье, которым Георгий Победоносец убивает дракона. Дракон –это символ
зла. Изображение всадника, убивающего дракона.
Слушают
Рассматривают
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Играют
Отвечают
Рассказывают:
-Жить – Родине служить.
-Родина – мать, умей за неё
постоять.
-Одна у человека мать, одна и Родина.
- Нет земли краше, чем Родина наша.
-Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Слушают
Отвечают
Отвечают: русские. башкиры, татары. чуваши, мордвины. украинцы, бела-русы.
Отвечают: мирно, дружно.
Отвечают: дружно, вместе играем, вместе занимаемся, вместе гуляем, не
ссоримся, не деремся.
Речевое развитие Развивать устойчивый интерес к пословицам, поговоркам. - Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Словесная игра «Расскажи пословицу»

Рассказывают пословицы:
-Без друга в жизни туго.
- Друга легче потерять, чем найти.
- Человек без друга, что земля без воды.
- Человек без друга, как птица без крыльев.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Физическое развитие Формировать у детей потребность в двигательной активности. Электронная физкультурная минутка:
«О дружбе»
Выполняют движения.
Познаватель-ное, речевое развитие.
Развивать интерес к национальной культуре. Обогащать словарь детей.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному краю. Учить отвечать полными предложениями. -Дружный народ живет в Башкортостане. Расскажите, а какие народные игры вы знаете?
-Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы, богата культура башкирского народа.
А вспомнить её нам поможет
игра «Что лишнее».
Слайд №1 - башкирские блюда.
Слайд №2 - башкирские народные инструменты.
Слайд №3 - города Башкирии и России
Слайд №4 - орнаменты
Слайд№5 - животные Башкортостана
Слайд №6 - деревья Башкортостана
Слайд №6 – национальный костюм
- Чем богата наша республика и какую пользу она приносит всей нашей стране России?
- Но главное наше богатство – это люди, которые трудятся на благо всей нашей Родины, это ваши мамы и папы, которые живут и трудятся в нашем городе для его процветания, живут дружно и мирно, ходят друг к другу в гости, ходят на городские праздники и мероприятия.
- Посмотрите на экран и вспомните, какие люди прославили нашу республику.
Отвечают
Играют
Отвечают:
- В Башкортостане добывают нефть, газ,
уголь, железо, медь.
Слушают
Познаватель-ное, речевое развитие. Расширять и углублять представления детей о родном крае. Воспитывать интерес к истории родного края.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, за людей, прославивших Родину.
Воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины.
Расширять кругозор. Показ презентации.
- Великая знаменитость Башкортостана – национальный герой Салават Юлаев.
-Как ещё его можно назвать?
- За что сражался Салават Юлаев?
- Каким по характеру он был?
- Чем занимался Салават Юлаев, когда попал в тюрьму?
- Что названо именем Салавата?
- Кого вы видите на экране? Назовите их имена.

- Кем они были?
- Какой подвиг совершили?

- Следующая знаменитая личность Башкортостана – это великий поэт и писатель Мустай Карим.
-Мустай Карим написал множество произведений для детей и взрослых. Писал стихи, рассказы о Родине, о труде, о любви к близким, о природе.
- Свои произведения он писал и на русском, и на своем родном башкирском языке.
-Послушайте его стихотворение, которое нам расскажет Зияитдинов Арслан на башкирском языке: «Птичка».
Смотрят
Отвечают: воин, боец, командир.
Отвечают: за свободу простого народа.
Отвечают: храбрым, сильным, бесстрашным, умным.
Отвечают: писал песни, стихи, рассказы о своей Родине, о своем народе, о родной природе.
Отвечают: город, район, улицы, музеи, построены памятники.
Смотрят
Отвечают:
Александр Матросов и Миннигали Губайдуллин.
Рассказывают.
Смотрят
Слушают
Познаватель-ное, речевое развитие Развивать речь, мышление.
Формировать основные черты толерантной личности: расположен-ность к другим людям, умение владеть собой, добро желатель-ное отношение к представителям других нацио-нальностей и народов, добро-желательное отношение к сверстникам независимо от их пола и национальности. - А вы по–настоящему дружные ребята?
 -Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?
- А что важно для дружбы?
-Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.
- Мы с вами сегодня замечательно провели время. А сейчас встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!
 А какой это человек  выбирайте сами: добрый,  умный,  смелый,  краси-вый,  хороший,  весёлый,  велико-душный,интересный,  великолеп-ный,  трудолюбивый,  жизнера-достный,  и т.дКоммуникативная игра: «Здравствуй, человек»
Размышляют
Отвечают
Отвечают:
доброта, отзывчивость, внимание к другому.
Слушают.
Думают
Играют.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан
«Развитие патриотизма, этнотолерантности средствами вхождения ребенка в историю, культуру народов Башкортостана»
(непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы
в соответствии ФГОС ДО)
Ямилева Е. А.,
воспитатель
2016г