Примеры упражнений для психогимнастики

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПСИХОГИМНАСТИКИ
Педагог-психолог: Карасева К.В.
Давайте представим, что все вы разные цветы (растения) на полянке. Светит ласковое солнышко. Как ваши головки поворачиваются за солнышком? А теперь подул легкий ветерок. Как качаются ваши стебельки? Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажите. Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, показывается солнышко. Стекают последние капельки с ваших лепесточков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу.
Вот и мы сейчас с вами мысленно побежим на речку. Кто как входит в воду? Сразу, потихонечку или с разбега плюхается? А кто любит брызгаться в воде? Как вы ощущаете на себе брызги? А теперь вы вышли на берег и походили босиком по песочку. Что чувствуете? Легли на песочек погреться. Как вам? А вот подошла кошечка, ластится к вам. Что чувствуете? Ой, ребята, что-то ветерок холодный подул, и солнышко за тучку зашло. Прохладно, да? Ой, подул сильный-сильный ветер! А вот и первые капли дождя. Это гроза, да с градом! Где бы нам укрыться? Вон там елочка растет. Побежали все под елочку! Ой, иголки колючие какие! Потрогайте, какие колючие иголочки. Ну вот, гроза закончилась. Давайте выйдем, стряхнем с себя капельки дождя (попрыгаем). Ребята, кто расскажет, что чувствовало ваше тело?
Ребята, давайте покажем, как передвигается: белочка, ежик, лисичка, корова, резвится теленок, птичка, котенок.
Показать телом: могучий дуб; старую ель; мечтательную березку; плакучую иву; веселую рябинку.
Представьте себе, что все вы осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод. Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. А кто-то завидует еловым колючкам, которые никогда не осыпаются. Все вы разные по форме. Все вы росли на разных деревьях (рябина, береза, ива, дуб, клен, тополь, ольха, каштан). Все вы разных цветов и оттенков
А теперь вы превратились в веселые разноцветные кляксы. Вы свободно двигаетесь, но как только я скажу: «Раз, два, три замри!» вы замираете. Тот, кто «водит», запоминает ваши фигуры. Затем снова отворачивается. В это время кто-то из вас меняет позу. Водящий должен определить, кто изменил позу.
Образы: равнодушный теленок, грациозная кошка, злая собака, сытый волк, веселый медведь.
А теперь давайте превратимся в: лисьи ушки; лисий хвост; лисий нос; чашку; тучу серую; капельку дождя.
А теперь давайте превратимся: в листочек на дереве; в росточек, вырастающий в цветок; в солнечный зайчик; в ласковое солнышко; в камень в ручье; в гром и молнию (грозу); в одуванчик; в лепесток одуванчика.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике. На щечках, на подбородке (поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть) голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот, погладь его и там. Он не озорник, он любит ласкать тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.
"Полет птицы". Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо - это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох - выдох. После вдоха говорите про себя: "Я - лебедь!" Шея лебедя напряжена, вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки - крылья, шире, плавноМолодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и ..выпрямите резко Глубокий вдох и.. О чудо! Мы взлетели!Вдох-выдох (3 р.) Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое и голубое небо вокруг, приятная прохладатишина...покой. Вдох -выдох. Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая птица! Вдох - выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем нестрашно. Спустимся пониже еще ниже еще ниже. Вот уже совсем близко поле лес дом, люди И вот ноги легко коснулись земли Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет! Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь - красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким Утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись его обижали, и никто его не понимал. Но не страшно родиться Гадким Утенком важно хотеть быть лебедем. Все прекрасное когда - нибудь сбывается, нужно только очень-очень верить. Прим. Выполнять программу нужно, когда вы чувствуете, что дети возбуждены, тревожны, устали. Можно 1-2 р. в неделю начитывать перед сном под спокойную музыку.



"Заряд бодрости".. Сядь свободно, вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки приговаривая: "Ушки, ушки слышат все!" 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую сторону. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Глубоко вдохни, поднимая руки, смотри на них, выдохни опуская руки "Я дышу, дышу, дышу!" Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
"Тренируем эмоцииПопросите ребенка нахмуриться как: осенняя тучка; рассерженный человек; злой человек.
Попросите ребенка улыбнуться, как: кот на солнце; само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как довольный ребенок.
Попросите ребенка показать как злится: ребенок, у которого отняли конфету; два барана на мосту; человек, которого ударили
.Попросите ребенка показать как испугался: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.
Попросите ребенка показать, как устал: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху.
Попросите ребенка показать, как выглядит: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме; уставший воин после победы.
"Час тишины и час "можно".
Договориться с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты обнимать родителей, висеть на них и т.д. Прим. Часы можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
""Соломинка на ветру".. Упражнение выполняется с группой взрослых и детей, не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается "соломинка". Она встает в центр круга с закрытыми глазами. По команде взрослого: "Не отрывай ноги от пола и падай назад" - участники игры по очереди прикасаются к "соломинке", и осторожно поддерживая, передают ее следующему игроку. В результате каждый страхует другого, и "соломинка" плавно покачивается на ветру. Прим. Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбки на лицах "соломинок" заставит их побывать в этой роли. Участие взрослых обязательно. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.
"Ветер дует на ". Со словами: "Ветер дует на" ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть: "Ветер дует на того, у кого светлые волосы" - все светловолосые собираются в группку. " На то, у кого есть сестракто любит животныхкто много плачету кого нет друзей" и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
"Найди друга". Упражнение выполняется среди детей или между детьми и родителями. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
"Дракон".. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - голова, последний - хвост дракона. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
"Дотронься до". Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: "дотронься досинего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
"Позитрон". Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплименты своему соседу, упражнение по кругу. Вместо похвалы можно просто сказать вкусное, сладкое, цветочное, молочное слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, то сами сделайте комплимент его соседу.
Есть или нет?". Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: "Да!" Если они не согласны с утверждением, то опускают руки и кричат: "Нет!" Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у волны? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
"Зеркало". Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверюшек.



Заголовок 1 Заголовок 515