Психолог-родителям РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

Психолог-родителям

развитие тонкой моторики
у учащихся начального звена

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТОНКОЙ МОТОРИКИ
Штриховка по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало. Затем он должен полученный контур заштриховать (по вертикали, горизонтали, наискось). Взрослые обязательно должны показать образец штриховки.
Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи.
Нетрадиционные способы рисования (мелкой петелькой, штрихом) сначала ведущей рукой, затем обеими вместе
Рисование различных геометрических фигур обеими руками одновременно (правой – квадрат, левой – треугольник и т.п.) с различным направлением штриховки (правой – вертикально, левой – горизонтально и т.п.)
Работа с мелким конструктором, мозаикой.
Массаж и самомассаж пальцев и кистей рук (для этих целей могут быть использованы граненый карандаш, грецкие орехи, каштаны, сосновые шишки и др.)
Игры на столе (рассказывание сказок, героями которых являются паучки, осьминожки и т.п.)
Работа с ножницами – вырезание различных по форме и величине деталей.
Завязывание – развязывание узелков и бантиков, заплетание-расплетание косы: работа с бельевой веревкой, со шнурками. По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой.
Застегивание и расстегивание пуговиц
Пришивание крупных пуговиц сначала ведущей, а затем другой рукой.
Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диметр 2-3 сантиметра) при неподвижно зафиксированной кисти. Емкость ребенок придерживает свободной рукой, тем самым ограничивает движения кисти работающей руки.
Пальчиковая гимнастика (см.ниже)



Пальчиковая гимнастика
1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторять массаж (самомассаж) пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
2. «Приветствие футболистов»: дотронуться до каждого пальчика – «члена команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Упражнение повторять около 5 раз.
3. «Волны»: ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как «умирающий лебедь»). Повторить обеими руками 2–3 раза.
4. «Крестики–нолики»: ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
5. «Колокольчики»: ребенок в течение 30 –60 секунд потряхивает кистями рук.
6. Упражнение «змейка»: ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности то до основания этого же пальчика, то как можно дальше до ладони. Повторить упражнение обеих рук 3–4 раза.
7. «Музыка»: ребенок совершает волнообразные движения (вверх–вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3–4 раза.
8. «Ножницы»: ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.
9. «Круги»: ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук. Повторить 5 раз.
10. Повторение упражнений 3, 5, затем – массаж. При возможности можно провести игру «театр теней». После проведения пальчиковой гимнастики можно поиграть с ребенком, обучив его изображать из рук различные персонажи теневого театра (собаку, утку, лань).
Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.

Заголовок 115