Рекомендации по формированию полноценного навыка чтения


Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств необходимо использовать специальные упражнения, которые следует включать в каждый урок литературного чтения.
Все упражнения можно разделить на четыре группы.
Первая группа упражнений:
«Фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить всё, что изображено. Например:
найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и (дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю);
найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро;
найди лишнее слово в каждом столбике:
(река – слон, речка – лев
ручей – мак,
ручка – тигр,
ручеёк – ягуар);
раздели слова на две группы: корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока; заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец и другие;пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения;
игра «Прыжки» (чтение через слово). Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении;
игра «Успей запомнить за минуту». (Сколько слогов ты запомнил с гласной о? Кто больше запомнит вежливых слов? Кто больше всех запомнит слов - описаний котёнка? и т.п.;
игра «Попугайчики»: Мы не девочки, не мальчики, все сейчас мы попугайчики, попугай, не зевай, вместе с нами повторяй (предлагается фраза для повторения);
игра «Добавь следующее». Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже по два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д.;
игра «Что изменилось?» Картинки расположены на закрытой доске, их надо открыть, сосчитать до трёх и закрыть, затем изменить расположение предметов. (Дети должны перечислить все предметы и найти, что изменилось);
назови предмет, в названии которого один слог, два слога, три слога и так далее.
Вторая группа упражнений:
чтение слов, отличающихся одной буквой (мел- мель- мыл- мыль- мал - мял; мышка - мошка- мишка- миска);
чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы (куст - стук, сосна - насос, мех - смех, мышка - камыш, марка - рамка, марш – шрам);чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания (приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; мама, папа, лапа, ложка);проведение словарной работы (выяснение лексического значения слов перед чтением);
предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
чтение «перевёртышей» (Лев ел волов. Иди искать такси, иди).Третья группа упражнений:
таблицы Шульте. Работа выполняется за десять секунд. Ученики считают про себя, указывая цифры. У каждого ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от одного до десяти и двадцати (первый класс) и от одного до двадцати пяти, сорока (второй и третий класс). Развитие поля зрения идёт как по горизонтали, так и по вертикали. При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». Упражнения выполняются в положении сидя или стоя. В работе с таблицами использую памятки;
игра «Капельки» с использованием алфавитов, которые лежат на столах у каждого ученика. (Дети простукивают - «собирают» названные учителем буквы, слоги или слова);
игра «Найди меня». На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово, например - вокирсказкивпез;
игра «Волшебное облако». Из букв или из слогов «собрать» слова;
игра «Обгонялки» - бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно;
упражнение «Пальма». На доске висит картинка с изображением пальмы, а по краям написаны гласные буквы. Учитель держит в руке карточку с сочетанием нескольких букв и прикладывает её к разным гласным, а дети должны быстро называть вновь полученные слоги, например, стр-а, стр-о, стр-я, стр- и, стр-ю;
игра «Угадай-ка». Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками;
игра «Собери слово». На карточке написаны слоги, нужно составить из слогов слова.
Четвертая группа упражнений:
различные виды чтения:
чтение шёпотом, затем громко, затем про себя;
жужжащее чтение;
чтение в парах;
чтение одновременно с учителем;
чтение с ускорением темпа;
чтение с переходом на незнакомый текст;
чтение в темпе скороговорки;
чтение - «Спринт». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя текст, причём в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать зубы и губы. Далее отвечают на вопросы по содержанию, данные учителем перед чтением;
выборочное чтение (нахождение по данному началу или концу всего предложения; отрывка к рисунку; чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку; нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа; нахождение предложений, которые стали пословицами; нахождение предложений с вопросительным знаком или с восклицательным; поиск слов на заданное правило; нахождение в рассказе самого длинного слова; поиск сочетаний (имя существительное плюс имя прилагательное, местоимение плюс глагол); нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет и так далее);чтение со счётом слов. Дети должны на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту;
чтение слов с разными оттенками интонации;
упражнения для дыхания («Надуем шарик»);
упражнения для развития голоса («Громко – тихо»);
упражнения для дикции;
чтение по ролям, в лицах и другие.
Все упражнения и задания требует систематического применения в работе учителя, подключения родителей к развивающей работе.