Статья «Формирование навыка полноценного чтения в начальных классах.»


«Формирование навыка полноценного чтения
в начальных классах.»А.С.Мурзабаева,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
«Чтение — вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в V класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.
Чтение — это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие? Эти вопросы всегда волновали меня; заставляли искать, пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своем опыте. В этой работе мне бы хотелось поделиться своими находками, методами, приемами в этом непростом деле — учить детей читать.
Уметь читать — достаточно ли это? Многие учителя считают, что нет. Надо научить ребенка думать, рассуждать о прочитанном, анализировать события и поступки героев. Я убеждена в том, что беглое чтение — это самый главный фактор, влияющий на успеваемость ученика.
Не все ученики любят читать дома, поэтому стараюсь дать на дом интересные, разнообразные задания. Есть у нас альбомы для творческих работ, в которых ребята очень любят работать. Часто ходим всем классом в библиотеку, постоянно дети ведут читательский дневник, который регулярно проверяется.
Организуя контроль за техникой чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение — это лишь необходимое средство для решения учебных, познавательных задач. Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные взрослым вопросы, озаглавить прочитанный текст.
Какие условия способствуют развитию беглости чтения?
Учащиеся должны чаще и больше читать. На чтение отводится 25-30 минут урока. При этом очень важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Так как слабые учащиеся могут утомлять своим чтением остальных, их следует вызывать чаще, но читать они должны недолго.
Один и тот же текст нужно перечитывать неоднократно во время урока. Но проводить эту работу следует творчески, не заставляя учащихся бессмысленно перечитывать текст, как это бывает, когда учащиеся читают «цепочкой», один за другим, без задания. Такое чтение порождает скуку на уроке, ослабляет интерес к содержанию материала и вырабатывает лишь отвращение к чтению.
Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, можно использовать следующие приёмы:
- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста;
- повторное чтение после указания учителем ошибок, допущенных учеником при первом чтении;
- нахождение и перечитывание отдельных мест текста при разборе содержания.
3. Очень важна для развития беглости чтения предварительная ориентация учащихся в тексте. Например, учитель говорит: «Сейчас мы прочитаем, как готовятся к зиме белки», «А сейчас мы прочитаем, как готовятся к зиме рыбы, лягушки».
4. Трудные для чтения слова, встречающиеся в тексте, учитель предварительно пишет на доске, и дети читают их вслух. После такой предварительной работы им легче будет читать текст, естественно, что и беглость чтения тоже возрастёт.
5. Для упражнений в нарастании темпа чтения можно использовать таблицы слов, написание которых отличается одной буквой: мал - мял, мушка – мошка, кашка – кошка.
Постепенно темп чтения этих слов убыстряется. Вывешивается новая таблица. С нею проводится такая же работа.
Помогает развитию беглости чтения сочетание различных способов работы. На одних уроках учащиеся читают и подробно разбирают текст со стороны содержания, лексики и фразеологии. На других уроках, когда читается лёгкий и интересный текст, подробного разбора не проводится, усваивается только общий смысл и последовательность событий.
Ни в коем случае нельзя торопить детей при чтении. Торопливое чтение, как правило неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения никогда не будет. Нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика. Надо чаще читать хором, всем классом, колонками, рядами, парами, по одному. Первый раз читать тексты должен только учитель, он передает текст грамотно, эмоционально Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота. Следует постоянно расширять их запас слов, когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
 Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
– подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
– установка на целенаправленное восприятие текста;
– первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
– беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
– словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
– работа над планом (словесное рисование – иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем – деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
– пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
– разбор жизненных ситуаций;
– заключительная, обобщающая беседа.
 Реализация задачи по развитию сознательного чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; материалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.
Следующий вид работы – работа над правильным чтением, которое рассматривается как чтение без ошибок и искажений. В настоящее время в специальной методической литературе выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся: звуко-буквенный анализ слов; чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске; хоровое чтение трудной части рассказа; распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого; тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).
Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Даже при систематической работе над правильным навыком чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.
Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Следует обратить внимание  работе над ошибками:
– учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;
– ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
– ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.
Далее учитель вырабатывает у учеников беглое чтение, которое подразумевает такую скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи.  Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.
Основными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
– ежедневная тренировка учащихся в чтении;
– неоднократное перечитывание текста на уроке;
– предварительная ориентация учащихся перед чтением текста; 
– чтение трудных слов, встречающихся в тексте; 
– предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
– использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.
– использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания.
Параллельно идет формирование  выразительного чтения, под которым понимают способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Работа над выразительностью чтения осуществляется в нескольких направлениях:
– техническое, включающее тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
– интонационное, предполагающее специальную работу над компонентами интонации (выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев);
– смысловое, реализующее всю систему работы по осмыслению произведения;
– тренировочное, цель которого – упражнять детей в выразительном чтении произведения после его анализа.
Уроки чтения должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
В заключение подчеркну, что постоянно применяя описанные в этой статье «учительские секреты», результаты техники чтения Вашего ребенка будут ощутимые!
Литература:
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999.
4. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989.