Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий


Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий
Павлова О.М.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово
Чтение – базовый компонент воспитания, обучения, образования и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в школьной жизни. Чтение – механизм формирования УУД.
Навык чтения формируется в начальной школе и влияет на успешность обучения по всем предметам без исключения.
Любая деятельность, в том числе и чтение, начинается с мотива. «Владеешь информацией - владеешь миром». Информационная составляющая – один из основополагающих мотивов. В то же время современный ребёнок ощущает недостаток общения. Ему нужен собеседник только «для него», который ответит на его вопросы. В качестве такого собеседника может выступить книга. Но диалог с таким «собеседником» можно построить, только овладев навыком чтения, и имея достаточный читательский опыт.
Формирование полноценного навыка чтения провожу на уроках классного чтения, внеклассного чтения, уроках слушания и во внеурочной деятельности.
Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата учеников. Отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний, большое внимание уделяю скороговоркам и чистоговоркам. Использую различные приёмы.
Для развития осознанности и правильности чтения:
- словарная работа предполагает выделение неизвестных слов и определение их лексического значения с помощью учителя или самостоятельно с использованием различных источников (словари, интернет и т.д.);
- озаглавливание текста;
- деление текста на части, составление плана;
- определение темы текста, главной мысли;
- выборочное чтение;
- подбор или создание иллюстраций к тексту;
- ответы на вопросы учителя, учебника и самостоятельное составление вопросов по содержанию;
- составление продолжения текста;
- мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;
- различные виды пересказа;
- повышенное требование к чёткости окончаний (упражнение длится не более 30 секунд);
- чтение текстов, состоящих из изменённых словоформ. Например.
Киты.
Киты самые крупные нотыевиж на земле. Диюл охотятся за тамики. Из сала китов ючалутоп полезный жир.
Приёмы для развития выразительности чтения:
- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- чтение с настроением (один человек читает текст, а другие должны угадать его настроение);
- чтение текста, подражая чьему-либо голосу;
- чтение по ролям;
- инсценирование;
- конкурс чтецов.
Работа над выразительностью проводится после разбора содержания текста. Особая роль отводится урокам – слушания, которые ведутся не только в первом, но и последующих классах.
Чтение – практическая деятельность. А любой деятельности можно научиться только в одном случае – организуя практические действия с объектом, т.е. с книгой. Внеклассное чтение провожу по методике Светловской Н.Н. Необходимое условие – посещение библиотеки. На уроках внеклассного чтения учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале. Читательские предпочтения формируются постепенно, с приобретением ими жизненного опыта, с расширением читательского кругозора. У 8-9 летних детей читательский кругозор ещё не сформирован, и о нём можно говорить только условно. Им более близки познавательные и приключенческие книги, книги о животных, волшебные сказки, загадки, весёлые стихи. Научившись читать, ребёнок долгое время берётся за разные книги. Он «примеривает» их на себя, ищет. И постепенно начинают проступать очертания круга его предпочтений. Этот круг нельзя ограничивать и замыкать его искусственно. Чтение должно быть радостным открытием, иначе оно теряет смысл.
Приёмы работы, способствующие развитию читательской самостоятельности:
- учитель или родители начинают читать текст и останавливаются на самом интересном месте, ученику предлагается дочитать текст до конца;
- презентация или реклама книги (эпизод, краткое содержание, выборочное чтение, аннотация и т.п.);
- составление кроссвордов, ребусов, рекомендательных списков;
- ведение дневника читателя с указанием заголовка книги и фамилии автора.
Отдельно следует остановиться на технологии продуктивного чтения. Эта технология предполагает работу с текстом до чтения (прогнозирование будущего чтения), во время чтения (чтение с остановками и понимание прочитанного) и после чтения (осмысление содержания прочитанного и эмоциональная сфера).
Систематическая работа по формированию полноценного навыка чтения способствует положительной динамике образовательных достижений обучающихся. Учащиеся овладевают оптимальным чтением 120-150 слов в минуту. Это чтение со скоростью разговорной речи. Дети хорошо понимают прочитанное, обладают достаточными читательскими умениями для дальнейшего обучения по предметам основной школы. Систематически читающие дети, посещают библиотеку не менее 17 раз в год и прочитывают не менее 28 книг, составляют более 80% от общего количества в классе. Самое главное учителю и родителям запастись терпением и доброжелательностью. И тогда результат не заставит себя ждать.