Разработка внеклассного мероприятия по биологии Игра по станциям

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«СОШ №6» города Выборга.







Разработка мероприятия «Игра по станциям».









Исполнитель – учитель биологии МБОУ «СОШ №6»
г. Выборга Ленинградской области
Платонова Людмила Владимировна









2015 год


Пояснительная записка.

Данное мероприятие проводится в школе в рамках проведения недели естественного цикла после уроков среди учащихся 5 – 9 классов. Каждый класс выбирает команду из 10 человек во главе с командиром команды. Каждой команде предоставляется сопровождающий из числа учащихся 10 класса, который помогает передвигаться по маршруту. Капитану выдаётся маршрутный лист, в котором указан порядок следования команды. На каждой станции присутствуют два старшеклассника из 11 класса, которые предлагают выполнить определённое задание и получить баллы. Таким образом, все классы оказываются задействованы в данном мероприятии. Игра рассчитана на два урока.
Каждая команда проходит семь станций. Станции находятся в кабинетах, на которых закреплены таблички с названиями станций.
Станции:
1станция «Город полезных напитков»,
2 станция «Зелёная аптека»,
3 станция «Человек и его здоровье»,
4 станция «Художественная»,
5 станция «Детективная»,
6 станция «Физкультурная»,
7 станция «Кинотеатр».
Задания подбирались разнообразные: загадки, кроссворды, вопросы на различные темы, практические задания, фрагменты фильма. Некоторые задания носили творческий характер, другие требовали спортивных навыков.
После прохождения командами всех станций подводились итоги. Команды награждались грамотами и сладкими призами.
Игра проходит с большим интересом, ребята с удовольствием принимают в ней участие.

Примечание: разработка содержит не только задания, но и ответы к ним.














1 станция «Город полезных напитков».

1.Ответить на вопрос.
а) Наш организм состоит из воды на: а) 90% б) 100% в) 50% г) 80%
б) Что такое кумыс? (продукт, изготовленный из молока лошади)

2. Что можно приготовить из этих веществ? (Морс)
На столе стоят ягоды, сахар, вода, ложка.

3. Отгадайте загадки:
а) Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились.
(компот)
б) Дяденька смеётся,
На нём шубонька трясётся
(кисель)
в) Оно течёт – но не вода.
Оно, как снег, бело всегда.
На вкус узнать его легко
Ведь это в крынке.
(молоко)

4. Допишите слово.
Он бывает всех цветов
В нём витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Пей скорей фруктовый (сок)

Примечание: за 1,2,3 задание даётся по одному баллу за каждый правильный ответ

5. Приготовьте сок и расскажите для чего его используют.
На столе редька, мёд, нож, ложка.
(Вырезают отверстие в редьке, кладут туда ложку мёда, дают настоятся. Используют при простуде и кашле).

Примечание: 1 -2 балла

6. Отгадай напиток с завязанными глазами.
(а) молоко б) кефир в) ряженка г) йогурт)


Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ


7. Покажите как правильно заваривать чай. Назовите виды чая.
(Ошпариваете заварочный чайник, насыпаете заварку, заливаете кипятком на Ѕ чайника, закрываете салфеткой, через 5 минут доливаете. Чёрный, зелёный, белый, красный).

Примечание: 1 -2 балла



8. Отгадайте кроссворд.



1

м





2
о



3



л




4
о













6
о



Вопросы к кроссворду:
1.Сладкий напиток из сваренных в воде фруктов
2. Прозрачная жидкость без цвета и запаха
3. Студенистый напиток
4. Сладкий напиток из разбавленного водой сока ягод
5. Напиток из молока лошадей
6. Напиток, изготавливаемый из мякоти плодов.

Ответы: 1 – компот
2 - вода
3 - кисель
4 - морс
5 – кумыс
6 – сок

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ









2 станция «Зелёная аптека».
1.Сопоставьте название растения, используемые части и их применение.

Карточка 1. Название растения.
1. Одуванчик лекарственный.
2. Ромашка аптечная.
3. Подорожник большой.
4. Чистотел большой.
5. Тысячелистник обыкновенный.

Карточка 2. Используемые части растения.
1. Лист, корень.
2. Надземная часть.
2. Надземная часть.
3. Цветки.
4. Листья.

Карточка 3. Применение.
1.Улучшает аппетит, Заболевание желудка.
2. Заживление ран, помогает при ушибах.
3. Противовоспалительное средство, полоскание рта.
4. Лечение кожи, туберкулёз.
5. Кровоостанавливающее, заживление ран.

Ответ: 1 – 1 – 1
2 – 3 – 3
3 – 4 – 2
4 – 2 – 4
5 – 2 – 5

2. Отгадайте загадки.
а) Очень вкусные плоды
И полезные они:
Много жира, витаминов,
Как питательны они!
Ядра ели в шоколаде, Скорлупа – краситель яркий.
Угадай-ка поскорей:
Что за плод мы рвём с ветвей? (орех)

б) Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки – деликатес,
И глистам – противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо! (тыква)

в) Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы,
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы! (лук)

г) В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление понижает
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья,
А сок – от воспаления. (свёкла)

д) Листья – будто кружева,
Украшение для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления. (укроп)

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ

3. Назовите строчки или названия песен о растениях.

Примечание: даётся по одному баллу за каждую песню

4. Расскажите рецепт салата с использованием полезных растений.

Примечание: даётся 1 -3 балла

5. Отгадайте названия растений по фотографиям.

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ


Чистотел Клевер

Ландыш Алоэ




Подорожник Топинамбур






Календула






Облепиха












6. Покажите как делать ингаляцию. На столе следующее оборудование: кастрюля, полотенце, картофель.

Примечание: оценивается 1 - 5 баллами, в зависимости от качества выполненного задания

7. Разгадай кроссворд и вылечи девочку. ( У девочки болит голова, высокая температура, кашель, слабость)


1




5


3 4










2



















































1.Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит (берёза)
2.Я красна, я кисла на болоте росла (клюква)
3.Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла (рябина)
4. Маленький, горький, луку брат (чеснок)
5. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина)

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ

8. Сочинить четверостишье о растении.

Примечание: оценивается от 1 до 3 баллов















3 станция «Человек и его здоровье».
1.Конкурс «Угадай слово»
- Каким образом табак попал в Европу? (из Америки)
- При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобиля. Как называется этот газ? (Угарный)
- Какой орган наряду с лёгкими страдает больше всего от курения? (Сердце)
- Сколько смолы оседает в лёгких курильщика, если он выкуривает пачку сигарет?
( Литр)

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ

2. Конкурс «Аппликация».
Собери из кусочков бумаги картинку. Объясни, о какой вредной привычке идёт речь, чем она вредна?





Примечание: 5 баллов

3. Объясни английскую поговорку «нет плохой погоды, есть плохая одежда»
(Одежда должна соответствовать погоде, должна быть удобной и комфортной)

Примечание: даётся по один балл


4. Отгадай по рисункам название органов.




Лёгкие Желудок



Головной мозг




Почки


Сердце



Печень









Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ




5. Угадай, о каком органе идёт речь?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий.
Всё земное умещается в него.
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело! До всего! (Сердце)

Примечание: даётся по один балл

6. Из представленных продуктов выберите те, которые помогут избежать заболевание гриппом. (лук, чеснок, лимон, картофель, хлеб, сахар)

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ


7. Что объединяет все эти продукты? (чипсы, газированная вода, жевательная резинка)
Примечание: даётся один балл


8. Завязать шнурки на ботинке, застегнуть пуговицу, смотать клубок двумя руками разных людей.

Примечание: даётся по одному баллу за верно выполненное действие

4 станция «Художественная».

Нарисовать рекламный плакат на тему «Здоровый образ жизни»
Защитить.

Примечание: жюри оценивает на своё усмотрение. Максимальное количество баллов 5.











































5 станция «Детективная».
1.Было выведено фантастическое животное. Из каких птиц оно составлено?
Ответ: голова – орла,
шея – лебедя,
тело – пингвина
ноги – страуса.
Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ

2. Изобразите какое – либо фантастическое животное

Примечание: жюри оценивает на своё усмотрение. Максимальное количество баллов 5.

3. Узнай объект:
Нет уголка на голубой планете,
Где б в воздухе, в земле и на воде,
В тепле и в холоде, и в вечной мерзлоте
Не притаились бы бродяги эти.
Лишь солнца мощный луч прямой,
Горячий пар, дым серы и огонь,
А больше нет управы никакой,
И даже вакуум их спорам – дом родной.
Ядро не собрано в едино, собою – клеточка одна.
Планету всю заполонили: им нет ни счёта, ни конца (бактерии)

В нас там чего-то не хватает,
С растеньем в ряд вставать не смей.
Мы все из споры вырастаем,
Где повлажней, где потеплей.
По аппетиту разные бываем:
Тот – симбиотик, тот - злодей.
Вот мы - остатки доедаем.
Ну, кто мы? Отгадай скорей! (грибы)
Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ

4. Найди биологические ошибки.

Однажды летом я пошёл с ребятами в лес. Мы забрались в густой ельник, где было темно, как поздним вечером. Именно здесь мы встретили листоватые лишайники. Они очень любят темноту и влагу. Там же мы нашли несколько шампиньонов – красивых светлых грибов с бледными пластинками на нижней части шляпки. Эти грибы живут в симбиозе с елью. Затем, мы выбрались в светлую часть леса. Где росли берёзы. На стволах мы увидели множество плодовых тел гриба – трутовика. Несколько деревьев мы спасли от этого «спрута»: сбили и сожгли плодовые тела трутовика. На вырубке мы видели трухлявые пни, покрытые опятами. Это – грибы сапрофиты, они никогда не причиняют вреда живым существам. Их легко узнать по ровной ножке без круговой плёнки, зеленоватым пластинкам под шляпкой. Под дубом нашли пару белых грибов с чёрной сеточкой на верхней части пенька. Когда мы срезали грибы, мякоть на срезе покраснела. Затем мы набрели на молодой соснячок, заботливо посаженный лесниками. Ах, какие ярко оранжевые лисички росли там! Мякоть их сочилась на срезе белым соком, а шляпки были ровные. Ещё мы нашли огромное старое плодовое тело подберёзовика. Вот это знатная находка! Старые плодовые тела самые мясистые и полезные. Жаль, что мы забыли кошёлку с грибами в лесу. Мама была бы страшно рада и приготовила бы целую гору блюд из грибов!

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ
















































6 станция «Физкультурная».

1.Конкурс «Спортивные снаряды».
Придумать и обыграть рекламу нового спортивного инвентаря – стул, утюг, яблоко, пуговицу, бутылку, пояс.
Примечание: максимальное количество баллов 6, оценивается на усмотрение жюри.

2. Конкурс «Спортивный комментатор».
Составить шуточный комментарий по темам (на выбор):
соревнования по прыжкам в высоту среди блох,
соревнования в марафонском беге среди черепах,
вольная борьба среди раков
фигурное катание «Корова на льду – 2011»,
футбольный матч между командами такс и болонок.
Примечание: максимальное количество баллов 5, оценивается на усмотрение жюри.

3. Викторина.
- Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены.
(блохи, вши)
- Какая поговорка нас учит правильному режиму питания?
(завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу)
- Кто такие «совы» и «жаворонки»?
(это люди с разными биологическими ритмами)
- Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлоё атлетикой?
(до этого возраста идёт активное формирование скелета)
- С какого возраста можно курить и употреблять спиртные напитки?
( желательно этого вообще не делать, детям и подросткам это особенно опасно)

Примечание: даётся по одному баллу за каждый правильный ответ

4. Весёлая эстафета: «Кто быстрее» (нужно засечь время).
Выполнить задание: бег задом наперёд,
бег в мешке,
бег с тарелкой воды,
бег боком,
бег гигантскими шагами

Примечание: даётся по одному баллу за каждое правильно выполненное действие. Жюри может дать дополнительный балл.

5. Пантомима. Выбрать листок цветика – семицветика и показать вид спорта в виде пантомимы.

Примечание: максимальное количество баллов 5, оценивается на усмотрение жюри
























































7 станция «Кинотеатр».

1.Просмотр фильма из серии «Среда обитания»
2. Выработать правила поведения после просмотра фильма.

Примечание: за каждое выработанное правило 1 балл.


























Маршрутный листок движения команды учащихся класса.


п/п
Название станции
№ кабинета

Порядок прохождения
станции
Количество
баллов
Замечания

Подпись члена
жюри


1.
Станция «Город полезных напитков».







2.
Станция «Зелёная аптека».







3.
Станция «Человек и его здоровье»







4.
Станция «Художественная»







5.
Станция «Детективная»







6.
Станция «Физкультурная»







7.
Станция «Кинотеатр»








Итого:

















Бег с препятствиями

Фигурное катание

Прыжки с шестом

Метание диска

Стрельба из лука

Прыжки с трамплиннннана

Катание на лыжах

спорт









Picture 001[1]Рисунок 115