Методическая разработка по теме: «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и развитие скоростных и скоростно-силовых способностей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя школа» муниципального образования
Республика Крым Черноморского района.







Методическая разработка по теме:
«Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и развитие скоростных и скоростно-силовых способностей»

учителя физической культуры
Добророднего Ивана Васильевича.






Утверждена на заседании
методического объединения учителей
физической культуры
Протокол №_____________
Руководитель МО________
Рекомендовано к использованию в ОУ




Кировское 2015 год.

Содержание


Введение.. 3
Раздел 1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста .. 7
Раздел 2. Методы, приемы и средства воспитания и развития скоростных и
скоростно–силовых способностей у младших школьников.10
Раздел 3. Результаты работы. . 22 Заключение 27
Список литературы ..... 29
Приложение ...31




























Введение


Тема возрастных особенностей развития двигательных способностей – одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.
Интерес к физическому воспитанию школьников значительно повысился еще в начале 2000-х года XXI века, что нашло отражение в программно-нормативных документах для общеобразовательной школы, например, «Комплексной программе физического воспитания для учащихся 1-11классов (1996, 2007,2010г.г.)» [7].
Однако на практике реализация содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. Эта проблема особенно актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков, а вследствие этого и их низкой двигательной подготовленности.
Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое человеческий труд. А ребенок и подавно. Факты говорят сами за себя: за прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1процента. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание, гиподинамия [12].
Все это приводит к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются и стойкие трудности в учении: проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, проблемы личностного плана: апатия, закрытость, агрессивность. В результате этого, по данным научно – исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения [12], общий уровень физической подготовленности детей в стране становится недопустимо низким.
Чтобы этого не происходило, сегодня одной из важнейших задач совершенствования учебно – воспитательного процесса в общеобразовательных школах является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых, укрепление здоровья, и удовлетворяющий их естественную потребность в движениях.
В настоящее время во всех программах по физическому воспитанию для учащихся уделяется большое внимание необходимости разностороннего развития физических способностей, способствующих достижению необходимого уровня физической подготовленности, укреплению здоровья [7, 11, 15].
Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой.
Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста [10].
Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, иначе мы их называем сензитивные или чувствительные, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост [1]. В этот период организм обладает наивысшей способностью к восприятию определенных воздействий, для развития определенных функций, способности и качеств. Если тот или иной период упущен, то полноценная компенсация этого «опоздания» значительно затруднена, а при большом опоздании и вовсе невозможна. Если в определенный возрастной период не будут применяться специальные упражнения и программы, формирующие, например, быстроту или гибкость, то это качество у ребенка так и останется несформированным на всю оставшуюся жизнь.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития многих двигательных способностей, но в большей степени скоростных, скоростно – силовых, координационных [1]. Именно эти возрастные особенности развития и послужили основным мотивом в выборе данной методической темы.
Выбранная тема весьма актуальна и достаточно значима в начальной школе, так как это – первая ступень в физическом развитии и физической подготовленности детей, а значит, и в формировании и сбережении их здоровья. От уровня физической подготовленности учащихся начальной школы зависит уровень усвоения учебного материала как практического, так и теоретического. Приобретенный опыт становится основой для последующего учебного материала по физической культуре основной школы.
Вследствие этого, главная цель написания работы – показать, каким образом целенаправленное развитие скоростных и силовых способностей у младших школьников влияет на общий уровень их двигательной подготовленности. Исходя из цели, в данной работе были поставлены следующие задачи:
1) Выявить взаимосвязь между целенаправленным развитием скоростно-силовых способностей младших школьников и общим уровнем их физической подготовленности.
2) Проанализировать динамику уровней физической подготовленности учащихся младших классов.
3) Разработать комплекс мероприятий по увеличению объема двигательной активности учащихся начальных классов, способствуя тем самым укреплению здоровья, формированию потребности к активной мышечной деятельности.
Новизна работы заключается в разработке и успешной апробации комплекса мероприятий по увеличению объема двигательной активности учащихся начальных классов.
Данная методическая разработка предназначена для учителей с целью внедрения в педагогическую практику, оказания консультативной помощи родителям.
Работа выполнена в рамках разработки проблемной темы «Управление качеством образования на основе внедрения современных информационных образовательных технологий» и методического объединения учителей физической культуры: «Реализация новых образовательных стандартов, ориентированный на результат в процессе учебно-воспитательного и внеклассного обучения учащихся».































Раздел 1.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.


Период с 6 до 10 лет характеризуется довольно интенсивным, но сравнительно плавным и равномерным развитием организма.
Младший школьный возраст благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных, а так же двигательных способностей. Практика показывает, что в это время, когда ребенок очень много двигается, совершенствуя разнообразные движения. Учет возрастных особенностей учащихся должен лежать в основе формирования их физических качеств.
Ведущее для бега на короткие дистанции физическое качество – быстрота – лучше всего поддается совершенствованию в раннем школьном возрасте (7-10 лет). Установлено, что у 10 – летних школьников частота беговых шагов такая же, как у взрослых квалифицированных спринтеров. Скорость бега по сравнению со скоростью ходьбы увеличивается в 4 раза. Наблюдается рост максимального темпа движений. Если в этом возрасте не воздействовать специальными средствами на быстроту движений, то это качество постепенно ухудшается и к 16 годам опускается до минимума [10].
Всё это придаёт помощь развитию отдельных движений и способности увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).
Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения (возможно в нестандартных вариантах.) Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Применение различных «скоростных» игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.
При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели силовых способностей невелики, поэтому применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей. Главная задача на этом этапе – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», развивать мышцы, слабо развивающиеся без выполнения упражнения.
Так же не рекомендуется включать в урок упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз; предельная величина отягощения не должна превышать 1/3 – 1/2 веса собственного тела. Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения: лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств и т.д.
Необходимо это учитывать на уроках физкультуры, избегать упражнений, связанных с резкой и повышенной нагрузкой на кости таза и тазовой области (переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты).
Каждый урок физической культуры в начальной школе должен иметь ясную целевую направленность. Урок, как правило, должен включать комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
На уроках основное внимание уделяется развитию разнообразных координационных, скоростных способностей, а также овладению школой движений. Обучение двигательным действиям при развитии физических способностей младших школьников тесно связано между собой.
Умелое сочетание развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Наряду с развитием быстроты движений, нужно уделять большое внимание разностороннему развитию растущего организма, в частности, развивать такие качества, как ловкость, выносливость и другие, так как:
- хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц;
- высокий уровень развития в младшем школьном возрасте двигательных способностей - это основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. Ни для кого не секрет, что процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями;
- высокий уровень развития физических способностей - это важный компонент состояния здоровья. Здоровье, как мы знаем, это драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром говорят: «Здоровому все здорово».





Радел 2.
Методы, приемы и средства воспитания и развития скоростных и скоростно – силовых способностей в младшем школьном возрасте.


Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Скоростные способности являются материальной базой для развития такого физического качества как быстрота.
Быстрота - это способность совершать движения, двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолевают сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д.
Различают три относительно независимые друг от друга элементарные формы проявления качества быстроты. Это быстрота (время) двигательной реакции (старт и другие виды короткого реагирования), быстрота отдельных движений и быстрота выполнения нескольких движений или целостных двигательных актов (бег).
Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Например, можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал, но иметь малую частоту движений. Все это объясняется тем, психофизиологические механизмы способностей быстроты существенно различаются. Все это требует дифференцированного выбора средств и методов воздействия для каждого из них.
Развитие быстроты – это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения.
Работая над развитием скоростных способностей, подбор средств осуществляю главным образом по методу сопряженного воздействия, т. е. специальные скоростные упражнения подбираю в связи с изучаемым или совершенствующимся двигательным действием. Так, например, при изучении техники бега для развития быстроты движений использую следующие разновидности этого двигательного действия:
- бег с высоким подниманием бедра;
- бег из различных стартовых положений - из упора присев, лежа и. т. д.;
- бег приставными шагами, продвигаясь боком;
- бег скрестными шагами;
- бег по малому кругу с наклоном туловища внутрь круга;
- бег с предельной и около-предельной скоростью на отрезках от 20 до 60 м
- бег на месте в упоре (10-15 с);
- семенящий бег с ускорением;
- бег с ходу по отметкам, расположенным на расстоянии 100-120см.;
- эстафета - бег;
- бег с опущенными и предельно расслабленными руками;
- бег с полузакрытыми глазами;
Используя данные упражнения, стараюсь варьировать условия их выполнения путем затруднения (переменный темп, ускорения, гандикап) или облегчения (бег с ходу). Одновременно обращаю внимание на расслабление мышц не только во время отдыха, но и во время выполнения упражнений (во время бега даю мягкую картонную палочку, по сжиманию которой контролируется степень напряжения мышц кисти, воспитывается способность к их расслаблению).
Наряду с методом сопряженного воздействия использую метод направленного воздействия, который позволяет подобрать упражнения для целенаправленного развития быстроты двигательной реакции или быстроты движений, обеспечиваемых различными группами мышц безотносительно к изучаемому двигательному действию [Приложение 1]. Подобранные таким образом упражнения способствуют развитию быстроты реакции или быстроты движений отдельных звеньев и частей тела ребенка, которые являются отстающими, но требуют своего развития в связи с изучением новых двигательных действий или необходимы для всесторонней физической подготовки.
1) Упражнения для развития быстроты двигательной реакции предлагаю учащимся в подготовительной или в начале основной части урока. Так как по продолжительности они носят характер мгновенного действия, то паузы между повторениями делаем очень короткими, а количество повторений большое. Упражнения на быстроту реакции использую чаще во время изучения строевых упражнений (команд, поворотов, построений, перестроений, ходьбы по залу). Например:
- дети, разбежавшиеся по залу по команде «Разойдись!», должны построиться как можно быстрее в одну шеренгу по команде «Становись!».
- то же, но после промежуточной команды «Садись!», «Ложись!», «Упор присев!».
- то же, но построиться в колонну, в две колонны, в круг.
- в движении в колонне по одному, по два выполнение на скорость команд «Стой!», «Налево!», «Направо!», «Сесть!».
- игры и игровые задания.
Упражнения и задания на быстроту реакции подбираю в зависимости от возраста учащихся и того учебного материала, который осваивается школьниками на уроке.
2) Быстроту отдельных движений развиваю параллельно с быстротой реагирования в различных играх, связанных с передачей и ловлей предметов, в играх на внимание, а также в упражнениях, которые требуют быстрого реагирования на какой - либо сигнал. Это обусловлено тем, что движения руками у младших школьников не отягощаются массой тела, поэтому они могут совершать ими очень быстрые движения.
Обязательно акцентирую внимание учащихся на точности выполнения заданных движений и действий, так как с повышением скорости выполнения определенных движений их амплитуда непроизвольно снижается, что приводит к искажению формы движений и двигательных действий и снижению их эффективности.
В зависимости от цели и задач урока данные упражнения использую в любой из трех частей.
3) Способность быстро выполнить ряд последовательных движений развиваем в основном в общеразвивающих упражнениях без предметов, таких, например, как:
- упражнения для рук - сгибание и разгибание, махи, рывки в разные стороны;
- упражнения для ног - махи, приседания, впрыгивания, выпады;
- смешанные упражнения для рук и туловища, ног и туловища,
а также в ОРУ игрового характера [Приложение 2].
По форме это элементарные упражнения из раздела основной гимнастики, а по содержанию направлены на развитие быстроты. Выполняем такие упражнения с максимальной скоростью, с акцентом на сохранение заданной амплитуды и точности движений – в подготовительной части урока.
4) упражнения, направленные на быстроту целостных движений (короткие беговые отрезки, эстафеты, полосы препятствий) выполняем на одном уроке в небольшом объеме и ближе к началу или середине основной части, пока не наступило утомление и организм еще свеж.
Задания скоростного характера стараюсь включать в каждый урок, так как, научно доказано, что «целенаправленное воздействие на организм в течение 1,5 до 4,5 минут во время каждого урока на развитие быстроты позволяет повысить их уровень уже за 8 уроков, а за год существенно» [2].
Приспособление к нагрузкам идет постепенно, для того, чтобы в организме произошли необходимые адаптационные перестройки, позволяющие ему эффективно приспосабливаться к новым, более высоким нагрузкам. В течение учебного года использую ступенчатое повышение нагрузок, примерно через 2-4 урока, когда организм адаптируется к предложенной нагрузке. Например, повышение нагрузки в беге на 30 метров у первоклассников выглядит на моих уроках так:
Ступенчатая форма повышения нагрузок, направленная на развитие быстроты в беге на 30 метров для учащихся 1класса в I четверти
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Упражнения на быстроту с предельной или околопредельной интенсивностью дозирую так, как показано в таблице 1[14].
Таблица 1
Нормирование нагрузок для развития быстроты
посредством повторного бега на 30м

Параметры нагрузок

классы


I
II
III
IV

Исходное количество повторений
в одной серии
2
2-3
3-4
4

Интервалы отдыха между
повторениями,мин.
2-3
2-3
2-3
2-3

Количество серий

1
1
1
1

Урок, на котором достигается
максимальное количество повторений
20-25
16-20
16-20
16-20

Максимальное количество повторений,
достигаемое в цикле уроков
5-6
6
7
7-8

Величина прироста нагрузок
(количество повторений)
1
1
1
1

Периодичность прироста нагрузок,
(количество повторений)
5
4
4
4


Используемые для развития быстроты упражнения должны быть хорошо известны младшим школьникам или хорошо ими освоены, чтобы их можно было выполнять на максимальных скоростях. Обучая детей быстрому бегу, широко использую систему подводящих упражнений, в основе которых лежит дидактический принцип «От простого к сложному». Часто эти упражнения применяем с учащимися 3-4 х классов при подготовке к различным соревнованиям.
Этап закрепления двигательного умения и его дальнейшего совершенствования у учащихся начальной школы имеет свои особенности: в соответствии со школьной программой физического воспитания младшие школьники должны овладеть большим количеством разнообразных физических упражнений. У них нет такой возможности, как, например, у спортсменов на каждом занятии целенаправленно совершенствовать какое-то одно движение.
Чтобы этого не происходило, начиная с первого класса, обучая учащихся быстрому бегу, работаю одновременно над его закреплением и совершенствованием, используя специальную методику, разработанную С.А.Баранцевым и В.С. Домащенко
Согласно данной методике [2], в 1 и 2 классах главной задачей ставлю не повышение скорости бега, а совершенствование общих основ (компонентов) техники данного движения. Это связано прежде всего с тем, что у первоклассников и второклассников техника бега сформирована недостаточно хорошо, а скорость бега не зависит от уровня развития физических качеств.
В 3 и 4 классах больше внимания уделяю развитию способности дифференцировать движения по степени мышечных усилий и в пространстве (это связано с тем, что с 8 лет из – за быстрого нарастания мышечной массы начинается формирование более сложной структуры бега) и развитию необходимых двигательных качеств, в большей степени скоростно- силовых, включающих в себя различные виды прыжков: в приседе, с ноги на ногу, вверх из глубокого приседа, через скакалку и др.
Ведущим методом развития быстроты движений а, следовательно, скоростных способностей является метод повторногоупражнения. Если в повторных попытках в упражнениях на быстроту скорость снижается, то работу над развитием быстроты прекращаю, так как происходит уже развитие выносливости, а не быстроты.
Слежу за тем, чтобы продолжительность выполнения данных упражнений не превышала 5-10 секунд и чтобы дети выполняли движения с предельным усилием, стремясь как можно быстрее добиться максимальной скорости. При повторном выполнении делаем интервалы в виде активного или пассивного отдыха.
Количество повторений в одной серии, количество серий, интервалы отдыха регулирую с учетом возрастных особенностей младших школьников [Приложение 3].
Для обучения определенному двигательному действию, направленному на развитие скорости, в основном использую зрительную наглядность(показ самим учителем) и двигательную, когда даю детям возможность самим прочувствовать особенности изучаемого действия, понять его сущность, за счет мышечных усилий, которые у них возникают при выполнении какого либо действия. Стараюсь руководствоваться при этом одной китайской мудростью: «Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать и я научусь».
Основными методами развития скоростных способностей в начальной школе являются соревновательный и игровой.
Выбор данных методов как ведущих обусловлен рядом причин:
- во- первых, они создают возможности для комплексного развития двигательных качеств (ловкости, быстроты ориентирования, выносливости и др.), способствуя тем самым повышению уровня физической подготовленности юных школьников;
- во-вторых, являются весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины, и других качеств личности;
в-третьих, способствуют повышению интереса к спорту и физической культуре, так как именно эти методы позволяют в полной мере удовлетворить потребность младших школьников в постоянном движении.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки, техники, спорта ставит перед педагогикой задачу еще активнее использовать игру для воспитания физических и нравственных качеств подрастающего поколения.
Игра – очень эффективное средство и метод обучения в начальной школе.
Игровая деятельность приносит детям наслаждение от различных физических упражнений, а эмоциональная отдача способствует более полному раскрытию их потенциальных способностей [6].
Стараюсь включать игры в каждый урок, в любую его часть (подготовительную, основную, заключительную).
Подвижные игры на уроках физической культуры применяю строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Использую подвижные игры разной направленности для закрепления изученного материала и развития двигательных качеств учащихся.
Так, например, для развития быстроты двигательной реакции применяю в 1 классе такие игры, как: «Класс, смирно!», «Фигуры», «Три, тринадцать, тридцать», «Земля, вода, воздух»; во 2 классе: «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест», «Слушай сигнал», «Тик –так –тук» и др.; в 3 классе: «Быстро стройся», «Падающая палка», «Повторяй да смекай» и др.; в 4 классе: «Делай наоборот», «Внимание, начинаем», «Придумай сам» и др.
Быстроту целостных движений развиваю в таких играх как «Воробьи – вороны», «Салки», Команда быстроногих», «Караси и щука», «Выдерни ленточку», «Бег за флажками», «Рывок за мячом» и др.
Во время обучения быстрому бегу для закрепления стартов и стартовой скорости находят применение такие игры, как: «Старт с преследованием соперника», «Встречные старты», «Наступление», «Вызов номеров» и др.
Развитие скоростно – силовых качеств, происходит в таких играх, как: «За 10 секунд», «Прыгающие воробушки», «Волк во рву», «Удочка под ногами» и др.
Быстроту ряда последовательных движений, а также частоту движений развиваем в основном в играх с предметами, например: «Ведение с выбиванием», «Гонка мячей по кругу», «Мяч капитану», «Ловцы и обезьяны» (с мячами) и др.
Благодаря использованию данного метода как основного в развитии необходимых качеств в этом возрасте, рост мотивации к предмету «Физическая культура»у учащихся очевиден и подтверждается результатами анкетирования психологом школы, которые представлены в диаграммах. Согласно данному анкетированию, интерес, любовь к уроку «Физическая культура», комфортность учащихся на уроке возрастают от класса к классу: [Приложение 7]
Как ты относишься к предмету?

Рис.1 Отношение учащихся 2,3,4 классов к предмету «Физическая культура»
Данные, представленные на рис. 1 демонстрируют, что любовь к уроку «Физическая культура» у младших школьников возрастает с каждым годом;
к 4 классу этот показатель составляет 100%. И, наоборот, данные среднего отношения к предмету (нравится так себе) и отрицательного (не люблю) снижаются до минимума.

Как ты чувствуешь себя на уроке?



Рис.2 Самочувствие учащихся на уроках физической культуры
Из рисунка 2 видно, что показатели комфортности учащихся на уроках физкультуры также существенно повышаются и уже к 3 классу все дети чувствуют себя на занятиях очень комфортно. Среднее состояние самочувствия наблюдается лишь во 2 классе у 14% опрошенных, плохое у 8%.
Соревновательный метод применяется в форме различных состязаний (эстафеты, гандикапы уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая; учащимся предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Применение данного метода реализуется в основном через систему внеурочной деятельности, способствующей увеличению двигательной активности, утолению мышечного голода учащихся, повышению интереса к предмету.
В течение всего учебного года в школе проводится традиционная Спартакиада среди начальных классов [Приложение 5], в основе которой лежит соревновательный метод, по следующим видам:
- Осенний кросс (сентябрь).
- Веселые старты (октябрь, январь, апрель).
- День прыгуна (ноябрь).
- Шашечный турнир (декабрь).
- Спортивная ярмарка (март).
- Круговые эстафеты, посвященные празднику 9 Мая (май).
Параллельно со Спартакиадой проводится смотр-конкурс «Самый спортивный класс», итоги которого подводятся в конце каждой четверти по следующим показателям:
- % участия в соревнованиях школьного уровня;
- % занимающихся в спортивных секциях;
- участие в конкурсных двигательных играх на переменах;
- % участия в заданиях творческого характера (написание мини – сочинений, коллективное отгадывание кроссвордов на спортивную тематику;
- мероприятия, проводимые в классе по ЗОЖ;
- присутствие классного руководителя, родителей на соревнованиях;
- дополнительные баллы за атрибутику во время спортивных состязаний, заметки в школьную газету.
В конце учебного года по наименьшей сумме мест, занятых во всех четвертях, выявляется Самый спортивный класс года.
Помимо спартакиады 1раз в месяц проводится спортивный час у первоклассников.
Регулярное проведение спортивных мероприятий соревновательного характера в режиме школы является хорошей физической подготовкой и способствует успешному выступлению учащихся в различных соревнованиях уровня.
Целенаправленное развитие быстроты движений в младшем школьном возрасте приводит не к снижению достигнутого уровня скоростных качеств в дальнейшем у ребят, а, наоборот, к более успешному их развитию. Этому предшествует огромная индивидуальная работа с детьми в различных спортивных секциях.











Раздел 3.
Результаты работы.


Одной из главных задач физической культуры является осуществление педагогического контроля за уровнем развития физических качеств, обучения и усвоения учащимися программного материала [8].
Как показывает практика, наиболее эффективной формой контроля за двигательной подготовленностью школьников, а, следовательно, за результативностью учебной и внеклассной работы является тестирование. Суть его состоит в том, чтобы, определив на данный момент уровень развития двигательных качеств, увидеть, какие в них произошли сдвиги по сравнению с предыдущим тестированием.
Систематический учет показателей двигательных качеств учащихся позволяет выявить реальные положительные сдвиги в физической подготовленности, особенно у учащихся, не занимающихся спортом. Данная диагностика влияет на мотивацию учащихся, дает возможность более объективно их оценивать, влияет на четвертную и годовую оценку, существенно повышая ее.
Проводилось обследование уровня физической подготовленности учащихся экспериментальных классов по перечню следующих тестов: бег на короткую дистанцию (30м) в сек. – для оценки быстроты движений, бег на длинную дистанцию (6-мин. бег) в мин. – для оценки выносливости, прыжок в длину с места в см. – для оценки скоростно – силовых качеств, челночный бег (4х 9 м) в сек. – для оценки ловкости, наклон вперед из положения сидя в см. – для оценки гибкости, поднимание туловища из положения лежа на спине для девочек, кол-во раз – для оценки силы мышц – сгибателей туловища, подтягивание в висе на высокой перекладине для мальчиков, кол – во раз – для оценки силы мышц рук и плечевого пояса.
Исходя из данного тестирования выявились следующие результаты обследования:



Рис.3 Процентное распределение низкого, среднего и высокого уровней физической подготовленности детей 2,3,4 классов.

Из рисунка 3 (а, б, в)видно, что в этих классах процент учащихся со средним и высоким уровнем физической подготовленности на всех трех этапах обучения в школе больше, чем с низким.
Во втором классе (рис.3а) преобладающим является средний уровень ФП при сравнении двух остальных. Доля учеников с низким уровнем больше, чем с высоким.
В третьем классе (рис. 3б) процент учащихся со средним уровнем физической подготовленности становится чуть выше, а вот высокий уровень в отличие от 2 класса уже начинает преобладать над низким, хотя не так резко.
В четвертом классе (рис. 3в) картина несколько иная: доля учащихся со средним уровнем остается неизменным, с низким – минимальна, а с высоким - значительно выше, чем во 2 и 3 классах.
Анализируя динамику развития скоростных качеств в отдельности, выяснилось, что с каждым годом у учащихся также наблюдается тенденция роста среднего и высокого уровней.

Таблица 3
Результаты в беге на 30 м в процентном соотношении

2 класс
3 класс
4 класс


н
с
в
н
с
в
н
с
в

Бег 30м
45%
40%
15%
34%
52%
24%
20%
60%
30%

н – низкий уровень, с – средний уровень, в – высокий уровень

Из таблицы 3, видно, что прирост среднего уровня к концу 4 класса составил 20%, а высокого 15%.
Таким образом, проведенный анализ учащихся экспериментальных классов начальной школы позволяет сделать следующие выводы:
1. Возрастная динамика физической подготовленности учащихся неодинакова: наиболее характерным уровнем ФП у младших школьников является средний.
2. С возрастом доля учащихся с высоким уровнем увеличивается, а с низким – уменьшается.
Достаточный уровень физической подготовленности положительно отразился на здоровье и учебных достижениях учащихся:
- в классах снизилось количество учеников с подготовительной и специальной физкультурной группой:

Рис. 4 Количество учащихся основной, подготовительной и специальной групп в процентном соотношении.

- уменьшилась заболеваемость детей.

Рис. 5 Количество уроков, пропущенных по болезни в среднем
одним учеником за год.

- улучшился рост показателей успеваемости по предмету «Физическая культура».
















Заключение


Таким образом, результаты проведенного анализа достаточно наглядно иллюстрируют, что существование у младших школьников своеобразных связей между целенаправленным развитием скоростных способностей и общим уровнем двигательной подготовленности учащихся можно считать экспериментально доказанным фактом. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Существует тесная взаимосвязь между целенаправленным развитием скоростных способностей у учащихся начальных классов и общим уровнем их двигательной подготовленности.
2. Исследованные двигательные способности вносят различный вклад в общий уровень их двигательной подготовленности: у младших школьников наилучшим развитием отличается быстрота движений.
На основе анализа и выводов данной работы можно дать следующие рекомендации:
1.Физическое воспитание у учащихся начальных классов в значительной степени должно быть направлено на развитие скоростных, скоростно –силовых качеств.
2. Обратить внимание на своевременное формирование скоростных качеств у младших школьников доступными средствами физического воспитания с учетом их учебных универсальных действий и индивидуальных особенностей.
2. Добиваться повышения общей двигательной подготовленности учащихся через применение различных физических упражнений скоростного, скоростно – силового характера.
3. Ежегодно осуществлять двигательный контроль за развитием физических качеств учащихся.
4. Разработать комплекс мероприятий по увеличению объема двигательной активности учащихся начальных классов, используя различные виды игровой и соревновательной деятельности во время учебных и внеклассных занятий.


























Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Виноградов Ю.В. Вяткина З.Н. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990.
2. Баранцев С.А. Домащенко В.Ю. Совершенствование техники бега на скорость 1, 2, 3, 4 класс. Физическая культура в школе. 2000, № 5,6.
3. Бутин И.М. Физическая культура в начальных классах. М.: Владос-пресс, 2001.
4.Видякин М. В. Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. Волгоград: ИТД «Корифей»2006.
5.Гуревич И. А. 300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие Мн. : «Вышейшая школа», 1994г.
6.Кетов Г.Б. Игра и ее роль в физическом развитии: Методическое пособие. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001.
7.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11классов общеобразовательной школы / В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М., 1992; 1996; 2007.
8. Лях В.И. Двигательные способности/ Физическая культура и спорт в школе, 1996.
9. Лях В.И. Мой друг- физкультура.М.: Просвещение, 2001.
10. Методика физического воспитания учащихся 1 -4 классов: Пособие для учителя /Е.Н. Литвинов и др. М: Просвещение, 1997.
11.Региональная программа физического воспитания учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений пермской области/ О.П.Саулина, Т.Н. Вяткина, Т.А. Воробьева и др.; Под ред. О.П.Саулиной. Пермь, 1998.
12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
13.Спирин В.С.Система оценивания физической подготовленности учащихся Спорт в школе 2006, № 18.
14. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы: Для шк. с белорус. и рус. яз. обучения/ Е.Н. Ворсин, А.А Гужаловский, Л.Д. Глазырина и др. ; Под ред. Е.Н. Ворсина. Мн. : ПКИП «Асар», 1995.
15. Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием двигательных способностей: Программы/ В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. М., 1993год.
16. Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе. М.: Школьная пресса, 2003
17. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. Феникс, 2003.















Приложения

Приложение 1
Упражнения на развитие быстроты двигательной
реакции у младших школьников

Двигательная реакция- это действие человека в ответ на определенный сигнал (звуковой, зрительный, тактильный)
Высокая скорость двигательной реакции - важный компонент скоростных способностей.
Продолжительность упражнений на скорость двигательной реакции небольшая-1-2сек.
Интенсивность выполнения упражнений - максимальная (100%)
Основной метод при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнения.
Необходимо помнить, что многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод) может привести к возникновению скоростного барьера в младшем школьном возрасте, поэтому нижеперечисленные упражнения целесообразнее применять на занятиях в небольшом объеме или включать в различные игры скоростного характера.

Упражнения для развития двигательной реакции.

Различные старты.
1. Старты по сигналу (свистку) из основной стойки:
- лицом вперед; спиной вперед; и. п.-правая, левая нога впереди.
2. Старт по сигналу из положения стоя:
- на одном колене; на обеих коленях (руки опущены вниз)
3. Старт по сигналу из положения упор стоя на коленях (руки опираются о пол))
4. Старт по сигналу из положения упор присев:
- лицом по направлению движения; спиной по направлению движения.
5. Старт по сигналу из положения упор лежа.
6. Старт по сигналу из положения упор лежа:
-боком на одной руке, другая на поясе.
7. Старт по сигналу из положения упор лежа сзади.
1. Бег с высоким подниманием бедра.
-на месте; в движении по сигналу- ускорение.
2. Бег парами: лидер (направляющий) задает скорость и направление бега,
ведомый повторяет его действия .
3. Бег спиной вперед; по сигналу – ускорение 5-6м -в обратном направлении.

Прыжки
1. Прыжки на месте и с продвижением вперед - по сигналу ускорение.
2. Прыжки через скамейку боком:
-на месте; с продвижением вперед; по сигналу - ускорение.
3. спрыгивание и напрыгивание на скамейку двумя ногами; по сигналу - ускорение - лицом вперед; спиной вперед.

Игры для развития быстроты двигательной реакции

«Секретное задание»

Класс делится на 3 команды, которые строятся в 3 колонны. В зале расставляют 3 метки (кегли) Двум из трех команд по секрету сообщают, возле какой метки они должны построиться. По сигналу учителя игроки разбегаются по залу и затем по следующему сигналу строятся в колонны по одному возле своей метки. Игроки третьей команды должны сами сориентироваться и построиться возле свободной метки. Можно засечь время построения 3-ей команды. Затем метки переставляют, и уже другая команда не получает метку.
«Черные и белые»

В игре участвуют две команды: Черные и Белые. Как только руководитель игры воскликнет «Черные» или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, «Черные становятся преследуемыми и убегают. «Белые» ловцы преследуют «Черных», чтобы запятнать их в пределах поля. И наоборот.
Варианты: 1) введение различных исходных положений: в упоре или лежа на животе.
2)смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади.

«Убегай-догоняй»

Две команды «Догоняй» и «Убегай» располагаются в шеренгах в 20-30 шагах одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага. В ближний от команды «Убегай» круг кладут мяч. Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперед. Задача игрока из команды «Убегай»- взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии. Проигравший идет в «плен» к другой команде. Выигрывает команда, которая в итоге взяла в «плен» больше игроков.

«Три-тринадцать-тридцать»

Играющие становятся в одну шеренгу и размыкаются на вытянутые руки. По команде учителя «Три» дети отводят руки в стороны, по сигналу «Тринадцать» - поднимают руки вверх, по сигналу «Тридцать» ставят руки на пояс. Игрок, допустивший ошибку, делает шаг вперед. Кто окажется ближе всех к учителю - тот проиграл.






Упражнения на развитие стартовой скорости,
частоты движений у младших школьников


Стартовая скорость- это способность как можно быстрее набрать максимальную скорость.
Быстрота стартового ускорения является фундаментом быстроты в беге.
Применяемые упражнения должны выполняться с максимально возможной скоростью и темпом. Оптимальная продолжительность выполнения каждого упражнения- 5-6 секунд.


Упражнения, рекомендуемые для развития стартовой скорости.

1 Бег с высоким подниманием бедра (на месте) с максимальной частотой движений ног.
2. Бег с высоким подниманием бедра (на месте) с максимальной частотой движений ног 5 сек. с последующим выполнением стартового рывка.
3. Бег с высоким подниманием бедра 14 м. с последующим выполнением стартового рывка
4. «Семенящий бег» с последующим выполнением стартового рывка.
5. Бег 10м., 20м., 30м. схода (т.е. с предварительного разгона) на время.
6. «Бег на одной ноге» (скачки) 10м.. 14м.. 20м.,28м:
-на время; на выигрыш («кто быстрее»)
7. скачки на одной ноге 14м. с переходом в ускорение 14 м.


Упражнения, рекомендуемые для развития частоты движений.

1. Бег со старта с установкой убежать от стартующего несколько сзади.
2. Бег с максимальной частотой шагов в упоре стоя (например, у гимнастической стенки)- повторить 3-5 раз по 5 сек.
3. Бег с максимальной частотой шагов через набивные мячи (12-15 мячей) Повторить 6-8 раз.
Меняя расстояние между мячами, можно менять длину и частоту шага, а, следовательно, ритм и скорость бега.
4.Бег с изменением скорости: после рывка резко остановиться, или резко замедлить бег, затем вновь выполнить рывок, и.т.д.
5.Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, с переходом с обычного бега на бег спиной и наоборот)
6.Челночный бег.
-лицом вперед, спиной вперед.
7. Пять приседаний в быстром темпе с последующим стартовым рывком.
8. Кувырок с последующим стартовым рывком.

Игры на развитие стартовой скорости

«Старт с преследованием соперника»

Команды располагаются в шеренгах на расстоянии 5м одна от другой. По сигналу обе шеренги устремляются вперед. Задача игроков, находящихся сзади - осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных проводится обратный забег, причем команды меняются ролями. Старты можно выполнять из различных исходных положений. После каждой перебежки подсчитывается количество осаленных игроков. Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков.

«Встречные старты»

Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых в свою очередь делится пополам на две встречные колонны. Первые номера в колоннах принимают положение высокого старта и по сигналу преподавателя устремляются вперед. Прибегая на противоположную сторону, задевает участника, стоящего впереди, а сам уходит в конец колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока все участники не вернутся на исходные позиции.
«Наступление»

Две команды строятся в шеренги. По сигналу учителя игроки одной из команд, взявшись за руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до противоположной шеренги, игроки которой находятся в положении высокого старта, останется 2-3 шага, учитель дает свисток. Наступающие расцепляют руки и убегают за свою черту. Игроки другой команды стараются их осалить. После подсчета осаленных участников игра повторяется.

«Рывок за мячом»

Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются шеренгами на одной стороне площадки. В каждой команде рассчитываются по порядку номеров. Учитель становится между командами и, называя любой номер участников, бросает мяч вперед как можно дальше. Названные игроки бегут к мячу; кому из них удастся схватить мяч раньше, тот и приносит своей команде выигрышное очко. Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

«Бег за флажками»

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на противоположных концах площадки. На середине площадки обозначается полоса шириной 1,5-2м, на которой раскладываются флажки. По сигналу учителя играющие обеих команд быстро выбегают на середину и стараются собрать возможно большее количество флажков и возвратиться с ними за свои линии, построившись в шеренгу. Капитаны команд подсчитывают флажки.
Приложение 2

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений
с заданиями на быстроту
1. И. п.- стоя лицом к стене на расстоянии вытянутых вперед рук. Быстрое сгибание и разгибание рук, опираясь о стену. (Упражнение выполняется сериями по 3-5 повторений в каждой. Отдых между сериями 10-15с.)

2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Быстрое вращение рук по большим дугам вперед, затем назад. ( упражнение выполняется сериями по 5-6 кругов вперед или назад в каждой серии. Отдых между сериями 10с.)

3.И. п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы сплетены в замок. 1-2-наклон вперед с махом руками между ног. 3-4 – медленно вернуться в и. п. (8-10раз)

4. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2-вращение туловища влево. 3-4- вращение туловища вправо.(8-12раз)

5.И.п.-о.с.1-руки вперед-вверх. 2-руки вниз-назад. 3-руки вперед-вверх, левая нога вперед-вверх. 4-руки вниз - назад, левая нога вниз. 1-4- тоже правой ногой.(4-6 раз каждой ногой)

6. И. п.-о. с. 1-2-руки вперед-вверх, прыжок вверх. 3-4- руки вниз- назад, приземлиться на обе ноги.(12-14раз)

7.И. п.- о. с.1- упор присев. 2- упор лежа. 3- упор присев. 4- вернуться в и. п.(4-6раз)

8.И.п.-о. с. 1-2-руки вперед-вверх, подняться на носки, прогнуться (вдох).3-4- руки через стороны вниз, наклоны вперед (выдох). (6-8раз).
Примерный комплекс общеразвивающих упражнений
на быстроту (с применением игровых заданий)

I. Ходьба с заданием:

1) 1-4 –на носках, руки за спину; 5-8- на пятках, руки за голову;
2) 1- выпад правой, поворот направо; 2- выпад левой, поворот налево;
3) наклоны к впередистоящей ноге; 1- шаг правой, наклон, касаясь левой рукой носка; 2- прогнуться, руки на пояс; 3-4 то же, что и 1-2, но к левой

II. Бег с заданием:

1) бег по кругу, по сигналу - присед, руки на колени;
2) игровое задание «Карлики и великаны»:
«великаны»- бег широким шагом;
«карлики» -семенящий бег
3) игровое задание «Ноги от пола»
По сигналу запрыгнуть на любую поверхность.
4) комбинированное задание: прыжки на двух ногах в стороны, бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени, прыжки с ноги на ногу.
5) прыжки с заданием «Дружно в ряд»
1-10 – прыжки на левой ноге, правая согнута в колене и держится правой рукой сзади стоящего партнера, левая рука на левом плече впередистоящего партнера; 11-20-то же, что 1-10, но на правой ноге.
6) подвижная игра «Цепочка»
Класс делится на две команды : «ловцы» и «убегающие». Все ловцы берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются по одиночке, «Пятнать» имеют право только два крайних игрока в цепочке. «Запятнанные» игроки выбывают из игры.


Приложение 3

Физические качества, подлежащие акцентированному
воспитанию на уроках физической культуры
у младших школьников (по А.А. Гужаловскому[14].)


Физические качества
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс


м.
д.
м.
д.
м.
д.
м.
д.

сила
рук

+
+
+
+
+




туловища



+





быстрота
двигательной реакции
+
+
+

+


+


движений руками

+


+
+
+
+


движений ногами
+
+
+
+
+
+
+
+

Скоростно-силовые качества
рук




+
+

+


ног






+


Общая выносливость
Силовая выносливость
Гибкость туловища
+
+
+

+








+

+

+








+


Координационные
способности
Точность движений
равновесие
+
+

+

+
+
+


Ориентировка в пространстве

+
+
+
+
+
+
+
+


равновесие
статич.
+
+
+
+
+
+
+
+



динам.
+
+
+
+

+
+








Приложение 4
Методика закрепления и совершенствования
быстрого бегадля учащихся I и 2 класса

С.А.Баранцев и В.Ю. Домащенко
Физическая культура и спорт в школе. 2000, № 5,6.

1класс
Учащиеся 1 класса должны знать:
- как нужно ставить стопы во время бега на беговую дорожку
- какими должны быть положения тела и головы, при беге;
- как правильно должны работать руки во время бега на скорость;
-признаки чрезмерного напряжения во время бега на скорость и как их избежать.

Учащиеся должны уметь:
- бегать (наличие фазы полета) с перекрестными движениями руками.

Подготовительные и подводящие упражнения

1) -бег в чередовании с ходьбой: 30м – ходьба, 30м – бег. Повторить 5-6 раз.
-бег в удобном темпе 50- 60м – 5-6 раз ( бежать легко, не напрягаясь)
-бег по прямой линии- 10- 20м-5-6 раз (бежать прямо, стопы ставить прямо- впередна переднюю часть стопы)
2) -бег на месте, с высоким подниманием бедра, стоя у опоры, повторить 4-5 раз.
- бег на месте, с высоким подниманием бедра, руки вдоль туловища- 10- 12м. -4-5 раз.
- бег на месте, с высоким подниманием бедра 4-5 раз(туловище держать прямо илислегка наклонив, бедро маховой ноги поднимать под углом 80 -85гр., активноработать согнутыми руками.)
3)-бег с захлестыванием голени назад- 10-12м, руки вдоль туловища 3-4 раза (активно сгибать ногу назад)
- бег с преодолением сопротивления партнера-«в упряжке»(или «лошадки») -10-12м -3-4 раза.(активно разгибать толчковую ногу в коленном и голеностопном суставах инаклоняться вперед.)
- бег по разметкам, расстояние м/у которыми 40- 50 см.(на разметки не смотреть, держать голову прямо)- это необходимо для оптимизации длины беговых шагов.
4) –бег с ускорением 12-15м в коридоре шириной 50см.- 3-4 раза.
-челночный бег-3/10 м -3-4 раза.- бег с максимальной скоростью-12-15м-2-3 раза.(стопы ставить с передней части, активно отталкиваться и выносить бедро маховой ноги вперед-вверх, бежать легко)






2класс

Учащиеся 2 класса должны знать:
- как надо бегать на короткую и длинную дистанции;
-основы техники бега (перекрестные движения рук и ног, наклон туловища, положение головы, постановка стоп)
-для увеличения скорости необходимо увеличивать длину и частоту беговых шагов
- во время опоры не следует чрезмерно сгибать толчковую ногу в коленном суставе.

Учащиеся должны уметь:
-выполнять перекрестные движения рук и ног во время бега;
-активно отталкиваться, с акцентом на разгибание ноги в коленном суставе;
- по сигналу изменять длину и частоту беговых шагов;
-различать быстрый и медленный бег;
-равномерно бежать по дистанции во время медленного бега.

Подготовительные и подводящие упражнения

1) сопряженное развитие необходимых двигательных качеств.
-прыжки толчком на одной, обеих ногах через скакалки (имитация ручья), кольца (имитация кочек), количество предметов 8-10шт., расстояние м/у ними 20-30см, повторить 2-3 раза.
-бег с ускорением 10-12м., повторить 3-4 раза.
-бег 4-5 мин. в медленном темпе
-челночный бег 3/10м., повторить 3-4 раза.
-бег на месте с захлестыванием голени, темп максимальный, повторить 2-3 раза по 8с
- бег на месте, с высоким подниманием бедра, темп максимальный, повторить 2-3 раза по 8-10сек.

2)совершенствование элементов техники бега.
-стоя на месте имитация работы рук, повторить 4-5раз по 20сек.
- имитация работы рук с заданной частотой при помощи хлопков, повторить 3-4раза по 15-20 сек.
-бег в удобном темпе с акцентом на правильную работу рук, повторить 4-5раз по 10м.
-ходьба по прямой линии с параллельной постановкой стоп, повторить 3-4раза по10м.
-бег по прямой линии с параллельной постановкой стоп, повторить 3-4раза по10-12м.
-бег с ускорением по линии, повторить 2-3раза по10-12м.
-бег в удобном темпе по линии, акцентируя внимание на постановке стоп в сочетании с работой рук повторить 5-6раз по10-12м
- бег по обручам с увеличенной длиной шагов, расстояние между центрами обручей 80-100см., повторить 3-4раза по10-12м
- бег по обручам с увеличенной частотой шагов, расстояние между обручами от центра 40-50см, повторить 2-3раза по10-12м.
-бег в удобном темпе с акцентом на увеличение длины и частоты беговых шагов, частоту задавать хлопками, повторить 3-4раза по10-12м.
-бег на месте, с высоким подниманием бедра, стоя у опоры, повторить 3-4 раза по15с, затем по линии 3-4 раза по 10-12м.
-бег в удобном темпе по линии, акцентируя внимание на подъеме бедра маховой ноги вперед-вверх, повторить 5-6раз по10-12м.
-подвижные игры и эстафеты с бегом.

3)развитие способности оценивать движения в пространстве, во времени, и по степени мышечных усилий
- бег с максимальной скоростью и со скоростью вполовину от максимальной, повторить 3-4раза по 10-12м.
-прыжки с продвижением вперед с поворотом на 90гр, повторить 2-3раза по5прыжков
-бег с изменением длины и частоты беговых шагов, повторить 2-3раза по10-12м.
-прыжки с продвижением вперед на заранее обозначенное место, 2-3раза по 8-10м.
(мелом прочертить линии на разном расстоянии.)

4) совершенствование техники бега.
-продолжительный бег до 6мин, бежать с передней части стопы, в равномерном темпе
-бег с высоким подниманием бедра, повторить 3-4раза по10-12м.
-бег в удобном темпе-5-6раз по 10-12м (увеличивая амплитуду движения руками)
-бег на 30м, 1000м в соответствии с нормативами.
Контрольные упражнения:оценку выставляют за правильное выполнение следующих
компонентов техники бега: положение рук во время бега, согласованное движение рук и ног, активное отталкивание, увеличение длины и частоты беговых шагов, на

клон туловища вперед и положение головы, улучшение результата, произошедшее в течение учебного года.

3 класс

Учащиеся 3 класса должны знать:
- активное движение маховой ноги, согнутой в коленном суставе, способствует повышению скорости бега;
- разведение локтей способствует раскачиванию тела из стороны в сторону, что снижает скорость бега;
- короткую дистанцию надо бежать в быстром, а длинную в медленном темпе.
- развитие двигательных качеств способствует повышению скорости бега.


Учащиеся должны уметь:
- ставить ногу напереднюю часть стопы;
- ставить стопу на опору сверху вниз «под себя»
- по сигналу увеличивать длину беговых шагов при сохранении темпа;
- не разводить локти в стороны во время бега;
- различать медленный и быстрый темп бега.

1) развитие необходимых двигательных качеств.
- прыжки вверх на месте, повторить 2-3раза по 8-10раз.
- в полном приседе прыжки с продвиженим вперед, повторить 1-2раза по 5-6м.
-прыжки на правой (левой) ноге 5-6м с последующим пробеганием 5-6м, повторить2р
-прыжки через скакалку, выполнить 2-3 серии по 10-15сек.
- 6-минутный бег
Челночный бег 5х5м и 3х10м, повторить по 3-4раза.
- бег с максимальной скоростью, выполнить 3-4 раза по 10-12м.

2)совершенствование элементов техники бега.
- бег на месте в разном темпе, повторить 3-4 раза по 10-15 сек.
-бег с изменением темпа, повторить 3-4раза по10-12м.
-работа рук с разной частотой, повторить3-4 раза по 10-15сек.
-бег с акцентом на согласованную работу рук и параллельную постановку стоп, повторить 4-5раз по 10-12м.
-бег между гимнастическим скамейками (расстояние 30-35см.)-4-5 раз по 8-10м.
-бег между гимнастическим скамейками с преодолением препятствий 4-5раз по 8м.
-бег в удобном темпе 3-4 раза по 10-12м.
- бег с ускорением, повторить 3-4 раза по 10-12м.
- бег с ускорением по линии с акцентом на увеличение длины шага- 4-5 раз по 10-12м
- семенящий бег, повторить 3-4 раза по 10-12м.
-бег с ускорением с акцентом на увеличение длины шагов через препятствия.
- бег с ускорением с акцентом на увеличение частоты шагов через препятствия
- -подвижные игры и эстафеты с бегом.

3)развитие способности дифференцировать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий
- пробегание в разном темпе 1раз –темп задать хлопками, 2- пробежать вполовину медленнее от ранее заданного темпа, повторить 3-4 раза по 10-12м.
- бег с разной длиной беговых шагов. 1раз- бежать с максимальной длиной шага, 2- шаг в два раза короче, повторить 3-4 раза по 10-12м.
- прыжки с продвижением вперед с поворотом на 180 гр., повторить 2-3раза по 8-10м.
-прыжки через препятствия разной высоты с продвижением вперед, 3-4 раза по 8-10м.

4) совершенствование техники бега.
-бег в медленном темпе до 8 мин
- бег с ускорением, повторить3-4раза по 10-12м.
- бег в удобном темпе.
-бег на 30 и 1500м на результат (оценку) в соответствии с учебными нормативами.

4 класс

Учащиеся 4 класса должны знать:
- правильное отталкивание должно сопровождаться активным разгибанием в коленном и голеностопном суставах
-можно увеличить скорость бега в быстром темпе за счет увеличения длины беговых шагов, не снижая при этом их частоту.
- при пробегании длинной дистанции можно варьировать темп бега.

Учащиеся должны уметь:
- выполнять активное маховое движение ногой
- параллельно ставить стопы с передней части во время бега
-увеличивать по сигналу длину беговых шагов при сохранении частоты
-различать быстрый, средний и медленный темп бега.
- не разводить локти в стороны при изменении темпа бега.

1) развитие необходимых двигательных качеств.
- челночный бег 5х5 и 3х3м с переноской набивных мячей массой 2кг.
-бег с максимальной скоростью, выполнить 2-3 раза по 10-12м.
-прыжки в приседе правым (левым) боком вперед- 2-3 раза по 5-6м.
-прыжки с ноги на ногу (многоскоки) – 2-3 серии по 10-12м
-многократные прыжки в длину сместана обеих ногах с продвижением вперед по разметкам (расстояние от 60 до 100см )-2-4 раза по 8-10м
-прыжки вверх из глубокого приседа в глубокий присед с продвижением вперед-
-прыжки толчком обеих ног через 6-8 гимнастических скамеек (расстояние 60-80см)
-прыжки на месте толчком обеих ног с поворотом направо и налево на 180 и 360 гр.
-8 минутный бег
- прыжки через скакалку с изменением темпа – 2-3 серии по 10-15 сек.
- бег спиной вперед – повторить 3-4 раза по 10-12м

2)совершенствование элементов техники бега.
- бег на в разном темпе, повторить 4-5 раза по 10-12м
-бег с акцентом на согласованную работу рук и параллельную постановку стоп, повторить 3 -4раза по 10-12м.
- бег по двум гимнастическим скамейкам, стоящим друг за другом 2-3 раза.
- бег по одной линии шириной 10см- 4-6раз по 10-12м
-бег с максимальной скоростью 3-4 раза по 10-12м
-прыжками смена положения ног 10-15 сек.
- бег прыжками, акцентируя внимание на подъеме бедра вперед вверх 4-5 раз по 10м.
- бег прыжками, акцентируя внимание на отталкивании за счет подошвенной части
- бег с ускорением с активным подъемом бедра маховой ноги вперед вверх 3-4р/10м
- бег через препятствия (расстояние 110-120см) 4-5раз по 10-12м
- бег по гимнастическим обручам (расстояние 120-130см) 3-4 раза по 10-12м.
- бег по гимнастическим обручам (расстояние 50-55см) 3-4 раза по 10-12м.
- бег с ускорением, увеличивая длину бегового шага 4-5 раз по 10-12м
- бег с ускорением, активно отталкиваясь 2-3 раза по по 10-12м

-бег на носках 3-4 раза по 10-12м
- игры и эстафеты прыжкового характера

3)развитие способности дифференцировать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий
- бег в быстром, среднем и медленном темпе 2-3 серии по 10-12м
- прыжки толчком обеих ног с продвижением вперед 3-4 раза по 6-8м
-прыжки на обеих ногах и на одной через препятствия разной высоты 3-4раза по 6м

4) совершенствование техники бега.
-6-7-минутный бег с изменением темпа.
- бег с ускорением 3-4 раза по 10-12м
-бег в удобном темпе 4-5 раз по 10-12м
- бег на 60 и 1500м на результат
Контрольное упражнение: оценку выставляют за правильное выполнение следующих компонентов техники бега: параллельную постановку стоп с передней части, сохранение правильной техники с изменением темпа бега, активное движение маховой ногой, улучшение результата учебного года.



































13PAGE 15


13PAGE 14115



2х30

3х30

4х30

5х30

6х30

Сдача
норматива
в беге
на 30м







Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 14Рисунок 16D:\Documents and Settings\Ваня\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный.JPGРисунок 6Рисунок 1015