Открытый урок по познанию мира Значение растений в жизни человека и животных. Охрана растений 1 класс


Познание мира
Тема: Значение растений в жизни человека и животных. Охрана растений
Цели: Обобщить знания детей о растениях;  создать на уроке  условия  для определения  учащимися связей  между растительным и животным миром,  формировать представления об экологических связях;  способствовать закреплению знаний о природе; пополнять активный словарь учащихся; расширять кругозор детей, развивать мыслительные операции анализа, обобщения, мышление, память, внимание, связную речь учащихся; воспитывать бережное и уважительное отношение к природе, соблюдение техники безопасности при работе на кухне и с инструментами.
Ход урока
Организационный момент.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и  ….. (внимательным)
Работай, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
Жужжащее чтение – у каждого карточка со стихотворениями о черёмухе, берёзе, ромашке, васильке, шиповнике, смородине.
- О чём прочитали? Как их можно назвать одним словом?
Актуализация знаний
Составление синквейна к слову РАСТЕНИЕ
На какие группы можно разделить растения? (травы, кустарники, деревья)
Чем отличается трава от дерева? В чём отличие дерева и кустарника?
Работа в парах - подписать части растения. Проверка по слайду.
Как размножаются растения?
Составление кластера - распространение семян (ветер, люди, птицы, животные)
Работа по теме урока
Вам нравятся растения? Чем они полезны для людей и животных? (мнения учащихся)
Кислород
Информация. Все растения на нашей замечательной планете выделяют кислород: деревья на вашей улице, водоросли в реке, маленький кактус на вашем окне... На суше этот процесс незаметен: мы не видим, как растения выделяют кислород, так же как мы не видим его, когда вдыхаем. Но под водой можно заметить, как над водорослями появляются крошечные пузырьки. Кислород вырабатывается только если есть 4 вещи:1. Растение, имеющее зеленые листья .2. Солнечная энергия. 3. Вода, содержащаяся в листовой пластине. 4. Углекислый газ.
Как нужно заботиться о растениях, чтобы они дарили нам кислород?
Пища
Назовите профессию человека, который является специалистом по приготовлению пищи.
Какие правила нужно соблюдать при приготовлении пищи на кухне?Игра «Поварята» из предложенных продуктов выбрать только те, которые необходимы для приготовления блюда.
Работа в группах - 1 ряд – варят борщ, 2 ряд – делают салат, 3 ряд – варят компот.
Презентация блюд.
Жилье и предметы быта
Игра «Мастера» нужно смастерить предметы, используя предложенные буквы, но сначала вспомнить технику безопасности при работе с инструментами.
КАФШ, ТУСЛ, ВКРОАТЬ, РЫКОТО
Какое из этих слов – лишнее? Как назвать одним словом эти предметы?
Запомните, мастер, который работает с деревом, изготавливающий изделия из дерева, называется – столяр.
Лекарство
Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.
1.Отгадайте ребус:
Пила
3214     (липа)                                                                                                    
Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.
Проблемная ситуация. Что произойдёт, если исчезнут все растения планеты Земля?
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. - Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
В неё занесены 18 видов тюльпанов, ландыш майский, дуб обыкновенный, камыш казахстанский, 5 видов ковыля, мухомор щетинистый, кувшинка белая и мн. Др.
Игра “Экологический светофор”
Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?
Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
“Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он имеет два цвета: “красный свет – природе вред!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст ситуации, а вы по команде должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.
1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки
нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
2 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
3 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину.   Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
Домашнее задание- нарисовать запрещающий знак, который поможет сохранить растения.
Итог урока.- Завершите фразы…
1.Теперь я знаю, что….
2.Мне интересно было узнать ….
3.Мне понравилось на уроке ….