Статья по воспитательной работе Особенности воспитания патриотизма и гражданственности у учащихся начальной школы на примере материала о Великой Отечественной войне


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА МАТЕРИАЛЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Сетямина Е.А.
МОУ гимназия №12 г. Волгограда
Гражданско-патриотическое воспитание школьника является неотъемлемой частью становления личности каждого гражданина Российской Федерации. Что же такое «патриотизм» и кого можно назвать патриотом? Советский энциклопедический словарь трактует патриотизм «как любовь к Родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают «сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности».2
В наше сложное время, когда подрастающим поколением начинают овладевать ежеминутные желания, потребности, незыблемым остаются понятия: родной дом, семья, Родина. Учителя начальной школы, принимая на воспитание новые поколения детей, с сожалением констатируют, что современные первоклассники имеют смутные представления о героическом прошлом нашего города, о Великой Отечественной войне, о подвиге героев.
ФГОС начального общего образования ставит перед школой задачу «воспитания патриота и гражданина, любящего свою Родину, сопричастного судьбе своего народа. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданско-патриотического воспитания».4
Анализ содержания современных российских учебников начальной школы позволяет утверждать, что авторы заложили в предметные программы богатейший материал по патриотическому воспитанию. Задача учителя увидеть этот потенциал и умело использовать.
Особенностью младших школьников является трудность восприятия исторического времени, дети не ориентируются во времени, не умеют сопоставлять факты, делать выводы на темы истории государства. Поэтому в учебниках окружающего мира события, связанные с историческими датами вводятся аккуратно и ограниченно. История Великой Отечественной войны освещена, как правило, в учебниках четвертого класса. Но ведь процесс становления патриота и гражданина – дело не одного года. Учащиеся начальных классов в своем большинстве эмоционально отзывчивы. Эту особенность используют учителя, планируя воспитательную работу, внеурочную деятельность.
Тема «Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы» особенная. Традиционно проводятся тематические классные часы, посвященные Дню Победы, разгрому фашистских войск под Сталинградом, дню начала контрнаступления под Сталинградом, дню защитника Отечества. В четвертом классе дети узнают о защите Брестской крепости, о битве под Москвой, о Курской дуге. В библиотеках дети всегда имеют возможность работать со специально подготовленными для них книгами на военные темы, готовить дополнительный материал о подвигах героев, учить стихотворения на военную тематику, готовить мультимедийные презентации.
В рамках внеклассной и внеурочной деятельности с первого класса реализуются социальные и исследовательские проекты. Наиболее удачными стали исследования на темы: «Юные герои Сталинграда», «Памятные места Волгограда», «История одного памятника», «Они защищали наш город», «Их именами названы улицы моего города. Героям посвящается», «Герои Войны в моей семье». Результатами исследований становятся проекты в виде альбомов с фактическим материалом, фотографиями; выставки рисунков, книг военной тематики; устные журналы; заочные экскурсии; сообщения, рефераты, сочинения, открытки ветеранам.
Неоценимый вклад в воспитание вносят экскурсии в музей-панораму Сталинградской битвы, Краеведческий музей, посещение памятных мест города. Возрождаются забытые традиции: конкурсы чтецов на военную тему, конкурсы инсценированной песни ко Дню Победы.
Неотъемлемой частью реализации ФГОС НОО является внеурочная деятельность. На сегодняшний день существует большое количество методических разработок, программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, осуществляющих гражданское и патриотическое воспитание. Например, программа «Я - гражданин России» (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) рассчитана для обучающихся 3-4 классов. Работа по учебникам «Я – моя страна – мой мир», «Мое настоящее и далекое прошлое» позволяет формировать начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к истории, героическому прошлому и сегодняшнему дню России.
Воспитание детей начинается в семье, огромная воспитательная работа проводится с родителями. В классах проходят тематические классные родительские собрания, круглые столы на тему патриотического воспитания детей, где семьи делятся своим опытом воспитания, семейными традициями. Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что оно «приобщает ребенка к коллективному целому - народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, должны знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение».1 Деятельность учителя, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-патриотического опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества». 3 Слова Сухомлинского могут стать сегодня девизом любого учителя, которому не безразлична судьба его учеников.
Список используемой литературы:
1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста. М. Начальная школа, 2007. - № 9. - с. 17 – 20
2. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю.И., М. Московский коммерческий ун-т, 1993
3. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1979.-288с.4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М. Просвещение,2010.-31с.