О некоторых аспектах организации и научно-методического обеспечения исследовательской деятельности школьников

О некоторых аспектах организации и научно-методического обеспечения исследовательской деятельности школьников
Поливянная Екатерина Михайловна
методист ГБОУ ДПО СЦРО
 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы увидеть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек может реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребенка, задача
школы - подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·   креативности;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть их, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным [7].
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Хороших результатов в работе с одарёнными детьми добиться можно только посредством системы.
Общеизвестно, что система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей; 

·        развитие творческих способностей на уроках;

·        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Есть необходимость сделать акценты на этих компонентах.
 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Определив таких обучающихся, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Можно предположить, что учителя, привлекающие обучающихся к участию в предметных олимпиадах, научно-исследовательских, творческих конкурсах проводят диагностику на выявление способностей. Иногда это просто добросовестные дети, имеющие хорошие оценки по всем предметам. Участие детей в разных мероприятиях связано также с тем, что необходимость поднять рейтинг школы, класса, самого учащегося. Существуют многочисленные методики по выявлению разных способностей, о которых стоит напомнить учителям-предметникам Интеллектуальные способности и способность к занятию научной работой у детей можно определить следующими анкетами, предложенными в форме таблиц (таблицы 1, 2).
Таблица 1

Анкета «Выявление интеллектуальных способностей ребёнка»

Характеристика способностей
(качества личности)
Оценка
(в баллах от 1 до 5)


На уроках всё легко и быстро схватывает



Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях



Улавливает связи между событиями, между причиной и следствием



Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду



Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения



Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить



Знает многое о таких событиях и явлениях, о которых его сверстники не догадываются



У ребёнка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль



Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два



Решает сложные задачи, требующие усилия



Задаёт много вопросов, интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых



Обгоняет одноклассников на год или два. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже знаком



Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения



Очень восприимчив. Наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное


Таблица 2
Анкета «Выявление способности к занятию научной работой»

Характеристика способностей


Оценка (в баллах от 1 до 5)


Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно)



Читает книги, научно-популярные издания



Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений



Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует, то, видит, чётко записывает то, что слышит)



Интересуется актёрской игрой



Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека



Не унывает, если проект или новая идея не поддерживаются учителями или родителями



Пытается выяснить причины и смысл событий



Проводит много времени над созданием собственных «проектов», конструированием, построением, собиранием



Любит обсуждать новые события, явления, изобретения, часто задумывается над этим



Учитель даёт оценку каждому из этих качеств в баллах, суммирует баллы, общее количество набранных баллов делит на число вопросов и получает средний балл (5 баллов – качества сильно развиты у ребёнка; 3-4 балла – выражены средне; 2 балла – слабо выражено; 1 балл – совсем не выражено)
[ 7].
Эти диагностики не требуют участия в опросе психолога и учитель-предметник, начиная работать в пятых классах, может выделить способных детей с целью подготовки их к участию в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Если в школе существует система работы с одарёнными детьми или есть соответствующая Программа, то на этапе диагностики одарённости учитель-предметник предлагает кандидатуры обучающихся, которые могут принимать участие в разных видах научно-исследовательской работы.
Цель данной работы – охарактеризовать один из компонентов системы работы с одарёнными детьми такой как: развитие способностей учащихся во внеурочной деятельности через творческие конкурсы, исследовательскую работу. А о развитии творческих способностей на уроках, о методике подготовки учащихся к предметным олимпиадам необходимо говорить отдельно.
В качестве эпиграфа к вопросу об исследовательской деятельности учащихся уместны слова Питера Клайна «Дети учатся лучше, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».
Для развития и формирования личности, особенно одарённых детей, важнейшей является деятельность преобразовательная, которая связана с исследованием. Исследовательские умения и навыки необходимы современному человеку. Подготовка ребёнка к исследовательскому поиску становится важнейшей задачей современного образования. И если это важно в формировании личности каждого ребёнка, его будущей профессиональной компетенции, то для одарённого ребёнка в целях реализации его выдающихся способностей в различных видах деятельности необходима подготовка к исследованию.
Необходимость применения исследовательского метода в обучении одарённых детей объясняется природной любознательностью, их интересом к осмыслению окружающего мира. Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения. Исследование – это основа обучения и развития одарённых детей. Формирование исследовательского поведения одарённых детей осуществляется с помощью различных форм и методов исследовательского обучения [4].
Как убеждает нас педагогическая психология и теория обучения, информация становится знанием тогда, когда она базируется на прежнем опытом ученика, прежнем багаже знаний. Чтобы систематизировать процесс учебных исследований, при организации каких-либо видов работы, нужно опираться на учебные предметы школьной программы. Как пример можно привести номинации конкурса научно-исследовательских работ, который несколько лет проводится в школах города: «Право и гражданское образование», «Основы религиозной культуры», «Краеведение», «История», «Математика», «Экономика», «Физика», «Химия» и т.д.
Опыт проведения конкурса научно-исследовательских работ «Молодёжь в науке и творчестве» даёт возможность адресовать некоторые практические рекомендации педагогам, которые являются руководителями научно-исследовательских работы обучающихся. Организация, проведение конкурса ещё раз убеждает, что работа с одарёнными детьми требует разработки специальной программы исследовательского обучения.
Во-первых, стоит отметить, что успех работы зависит от последовательности этапов исследовательской деятельности при организации любых творческих, научно-исследовательских, проектных конкурсов.
Напомним, что основными этапами исследовательской работы являются:
- актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
- определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
- выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования);
- выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);
- выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);
- определение последовательности проведения исследования;
- сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);
- анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
- подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);
- доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Во-вторых, остановимся на выборе темы. Как правило, и руководитель и обучающийся, который хочет участвовать в конкурсе научно-исследовательских работ, задают вопрос: какую тему выбрать для работы?
В литературе, посвящённой рассматриваемой проблеме, приводится бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы учащихся, но акценты делаются на трёх основных группах:
фантастические ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Условно их можно назвать правилами выбора темы исследования.
1) Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
2)Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
Искусство взрослого при проведении этой работы состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим.
3)Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо, известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
4)Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у учащегося невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно.
Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские работы не требовали длительного времени. Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать ещё один аспект.
5)Возможный уровень решения исходя из возрастных особенностей
Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
6) Желания и возможности.
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях[5].
Продолжая размышления о выборе темы для исследования, коротко остановимся на названных выше трёх группах тем для ученических исследований.
Теоретические и эмпирические исследования
Самыми сложными в работе со школьниками являются теоретические темы. Эти темы удаётся раскрыть обучающимися старших классов. Школьнику очень трудно самостоятельно работать с информацией, но некоторые дети, даже младшего школьного возраста, справляются с этой работой и делают ее с удовольствием и высокой продуктивностью.
В последнее время нередко приходится слышать о том, что наши дети стали меньше читать. Так ли это? Сказать трудно, но одно известно точно: книг издается с каждым годом все больше и больше, они содержат много ценнейшей информации, которую далеко не всегда следует открывать заново. Многое из этого просто надо воспринять, осмыслить, понять, усвоить. А исследовать эмпирически надо преимущественно то, что еще неизвестно. Не следует забывать и того, что сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в книгах, фильмах, глобальных компьютерных сетях, может иметь исследовательский, творческий характер.
Как показывает опыт, обычно за теоретические исследования добровольно берутся только одаренные дети. Большинству обучающихся значительно интереснее просто фантазировать, создавая несуществующие объекты с какими-либо сверхвозможностями, либо проводить живые наблюдения и эксперименты. Подчеркнем еще раз то, что очень важно стимулировать и сохранять в ребенке жажду экспериментирования и фантазирования. Но умение анализировать и синтезировать информацию (как добытую самостоятельно, так и найденную другими) интеллектуальное свойство более высокого порядка. Этому также следует обучать детей, без этого нет и не может быть настоящего исследователя.
В данном случае на помощь приходит хорошая книга, которая может и должна будить исследовательскую мысль, подталкивать к интересным идеям, наводить на новые оригинальные размышления.
В наше время издается бесконечно много энциклопедической, справочной литературы для школьников самых разных возрастов. Большинство этих книг прекрасно иллюстрированы, содержат краткие и информативные тексты. Книги эти базируются на современных научных достижениях, в них доступные детям материалы для сопоставления, анализа и синтеза, проведения самых разных изысканий. Книги эти вполне отвечают требованиям высокой познавательной ценности. Это делает их незаменимыми помощниками в самых разных педагогических делах, и исследовательская практика ученика в этом плане не является исключением.
Исследования обучающихся на базе теоретических источников имеют высокую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны, это актуализация умственных способностей. Для повышения результативности этих исследований детей следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.
Наиболее привлекательны для обучающихся начальной и основной школы фантастические исследования.
Детские исследования и проекты, связанные с разработкой несуществующих объектов, называют иногда в литературе. При правильной организации они могут быть очень интересны не только в плане развития воображения, но и в плане приобретения новых знаний. Здесь уместно поделиться опытом организации городского конкурса проектов среди обучающихся 3-4 классов «Севастополь - город будущего». Конкурс дал неожиданные результаты, интересные мысли о том, как город сделать лучше, каким он будет в будущем.
Тема и проблема исследования была выбрана и предложена авторами рабочих тетрадей по курсу «Севастополеведение» для начальной школы
«Мой любимый город Севастополь»
В Условиях организации и проведении конкурса содержатся рекомендации по использованию метода проекта и исследовательских приёмов работы со школьниками (Приложение 1).
На этапе сбора материала и обобщения полученных данных дети и их руководители с помощью родителей использовали: научно-фантастические фильмы, справочники, книги, Интернет-ресурсы.
Подготовка и защита проекта. Для представления результатов для защиты проектных работ, исследования были подготовлены плакаты, электронные презентации, фотографии, рисунки, художественные коллажи, литературно-музыкальные композиции.
Работы обучающихся позволили сделать вывод, что дети 3-4 классов умеют не только фантазировать. Юные исследователи изучали жилища в прошлом и настоящем, что помогло им представить, как будут выглядеть дома в будущем, школа и детский сад, больница и магазины в будущем. Дети изучали транспорт, экологические проблемы и предлагали пути решения. Это потребовало знакомства с историей архитектуры и с особенностями современного проектирования и строительства жилых домов. В проектах детей Севастополь предстал ещё более красивым, экологически чистым, с удобным транспортом, гостеприимным.
Конкурс показал, что фантастические исследовательские проекты могут быть и весьма серьезными разработками, требующими реального умственного напряжения, специальных знаний и высокой креативности. Обучающиеся в работе над проектами показали творчество и художественное, и музыкальное, и литературное. Опыт организации подобного конкурса в течение 8 лет лет дал основание сделать его традиционным для младших школьников, а также для учащихся 5-7 классов.
В-третьих, есть необходимость ещё раз акцентировать внимание на важнейшем этапе исследовательского обучения: защита итогов исследования.
«Обучая других, обучаешься сам» эта точная мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Школьник, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал другим. При проведении учебных исследований сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители, гости школы). В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Защита творческих работ проводится обычно как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.
Важным аспектом в научно-исследовательской работе учащегося является его умение публично выступить. Порою члены жюри в заочном этапе ставят оценки выше. Работа правильно оформлена. Но ребёнок начинает выступать и становится ясным, что не владеет информацией, не умеет говорить, не знаком с культурой публичного выступления [1] .
В таблице приведен план выступления, придерживаться которого нужно для успешного подведения результатов исследования учащегося. Руководителю необходимо ознакомить ученика с предложенными в таблице словесными приёмами во время защиты работы.
Таблица 3
План выступления
Варианты словесных формулировок при выступлении

Приветствие
«Добрый день!», «Уважаемый председатель (члены жюри), ведущий конференции, все присутствующие!»

Представление
(ФИ, класс, школа)
«Меня зовут ___________________. Я учащийся _____класса гимназии № 8

Цель выступления
«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведённого мною исследования в области ____(правоведения, гражданского образования, краеведения)»

Название темы исследования
«Название темы моей работы_________»

Актуальность исследования
(обоснование выбора темы исследования)
«Актуальность выбора темы исследования определены следующими факторами: во-первых,______, во-вторых,________, в-третьих, _____________

Кратко о поставленной цели исследования и способах её достижения
«Цель моего исследования _________. Основные задачи и способы их решения: 1.______, 2._______, 3.______

Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования
«В ходе проведённого исследования получены следующие новые теоретические или практические результаты: 1. Получены новые знания следующего характера_____________, 2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи______________, 3. Созданы новые теории в виде_____________, 4. Определены новые проблемы (задачи)_________

Выводы по результатам проведённого исследования
«На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1.___________________, 2._________, 3.______________

Кратко о дальнейших шагах по теме проведённого исследования
«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих напрвлениях: 1. _______, 2._______, 3._______

Благодарность за внимание к выступлению
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

Ответы на вопросы по теме доклада
«Спасибо (благодарю) за вопрос, а) мой ответ б) у меня, к сожалению, нет ответатак как рассмотрение данного вопроса мною не проводилось
- «Спасибо, Ваш вопрос понятен(интересен)»
- «Простите, я не понял вопроса, повторите его, пожалуйста!»
- «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «_____?»
- «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов ответить»

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования
«Благодарю за интерес и вопросы по теме моего исследования. Всего доброго»

Готовя обучающихся к защите научно-исследовательской работы, следует обратить внимание на факторы, влияющие на успех публичного выступления: внешний вид докладчика, речь, используемый им демонстрационный материал, форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Стоит напомнить, что речь должна быть громкой доступной для восприятия далеко сидящими слушателями; слова произносить внятно, чётко, уверенно [1].
Обобщая всё вышеизложенное, необходимо рекомендовать педагогам направить усилия на создание условий для поиска, поддержки и развития интеллектуально и творчески одарённых детей и их самореализации. Изменилась ситуация, в которой работает современная школа, произошёл переход к профильной школе, реализуется ФГОС второго поколения. Но и в новых условиях реформирования образовательной системы приоритетными составляющими работы с одарёнными детьми являются следующие:
1. Научно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- организация изучения в педагогических коллективах научно-теоретических основ и специальных методик выявления, развития и поддержки одарённых детей; создание информационного банка данных «Одарённость», организация конкурса авторских программ учителей-новаторов, направленных на выявление и развитие одарённых детей;
- проведение серии семинаров школьных психологов по вопросам психолого-физиологической стойкости, профилактики стрессов, умственных и эмоциональных перегрузок одарённых детей;
- индивидуальное консультирование педагогов по проблеме курирования научно-исследовательской деятельности учащихся;
- городские семинары по представлению и обобщению опыта организации исследовательских работ;
- презентации системы научно-исследовательской деятельности на методических фестивалях, мастер-классах, «круглых столах»;
- организация работы творческих групп по разработке уроков с использованием проектно-исследовательских технологий.
2. Обучение, воспитание и развитие одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности.
3. Обеспечение социально-правовых гарантий результатов и достижений одарённых детей.







Список использованных источников
Гафитулин М.С. Публичное выступление на конференции// Научно-педагогический журнал «Одарённый ребёнок», № 2, 2005, С.107
Колмогорова Т.П. Проектная деятельность в работе с одарёнными детьми»// Научно-педагогический журнал «Одарённый ребёнок», № 1, 2007 С.95-103
Макагон Е.В.Подготовка педагога-исследователя в условиях последипломного образования: учебно-методическое пособие. – Севастополь: Рибест, 2008. – 240 с.
Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика// Научно-педагогический журнал «Одарённый ребёнок»,№ 1, 2005 С.93-103
Савенков А.И. Виды исследований школьников//Научно-педагогический журнал «Одарённый ребёнок»,№ 2, 2005 С.84
Ступницкая М.А. «Учимся работать над проектами» (рекомендации для учащихся, учителей и родителей), Ярославль, 2008, С.205-211
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб. гос ун-т. 2008. Т. 9, вып. 1. С. 53-56.











Приложение 1
Условия организации и проведения
городского конкурса ученических проектов «Город будущего»
для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений города Севастополя
1. Общие положения
Конкурс проводится с целью:
формирования исследовательских навыков учащихся;
- воспитания гражданских и патриотических качеств, любви к родному городу, ответственности за его будущее;
- развития интереса к изучению истории родного города.
1.2 В конкурсе принимают участие учащиеся 3-4 классов общеобразовательных учреждений города.
2. Организация конкурса
2.1 Учащиеся имеют право выбора формы (плакат, рисунок, аппликация, сочинение и т.п.) проектного продукта.
2.2 Информация об участии в конкурсе подаётся в оргкомитет
3. Содержание и структура творческих работ
3.1 При выполнении творческой работы необходимо учитывать основные требования к использованию метода проекта:
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
- определение базовых знаний из различных областей,
- использование исследовательских методов.
3.2 Основные этапы участия в проекте
1 этап. Выбор конкретной проблемы в соответствии с предложенной темой конкурса проектов
2 этап. Сбор информации (исследование проблемы):
- определение источников информации;
- распределение обязанностей в ходе сбора и обработки информации;
- обсуждение основных правил сбора информации;
-исследование проблемы.
3 этап. Пути решения проблемы:
- систематизация собранного материала;
- анализ полученного материала;
- информация о разных подходах к решению проблемы.
4 этап. Подготовка к представлению проекта:
- разделение класса на группы;
- определение целей и задач каждой группы;
- процесс обмена информацией между группами;
- распределить все собранные материалы для оформления демонстрационного стенда и папки документов.
5 этап. Презентация проекта.
При представлении результатов проекта необходимо придерживаться правил:
- устная информация на протяжении 7-10 минут с использование демонстрационного стенда, рассказ о будущем Севастополя может сопровождаться музыкальным оформлением небольшими сценками, чтением стихов;
- участие всех членов группы в презентации;
- подача самой важной информации и аргументов, обратить внимание на вопросы, приведённые в рабочих тетрадях для 1-4 классов «Мой любимый город Севастополь»:
1. Каким ты видишь Севастополь через 100 лет?
2. Какими стали дома, скверы, парки и бульвары?
3. Что произошло с транспортом? Есть ли «пробки» на дорогах?
4. Как выглядят люди? Что едят? Где они работают?
5. Видишь ли ты на улицах бродячих собак? Где они находятся в городе будущего?
6. Есть ли в городе фонтаны? Нет ли проблем с питьевой водой?
7. В какие игры играют дети будущего? Ходят ли они в школу? Есть ли у них школьная форма? Сколько лет они учатся?
8. Каких профессий нет в будущем? Почему?
9. Какие профессии нужны в Севастополе будущего? Почему?
10. Берегут ли наши потомки «белоснежный Севастополь», чтут ли его славные традиции? Помнят ли его героическое прошлое?
11. Поняли ли люди будущего, как хорошо жить без войны?
12. Хотелось бы тебе остаться в Севастополе будущего? Почему?
-во время выступления можно пользоваться записями;
- представляется тот материал, который содержится в папках или на стендах;
-возможна электронная презентация проектов, при которой необходимо придерживаться следующих правил (программа Майкрософт Пойнт, объём презентации 15-20 слайдов, количество слов на слайде 50, строка - 6-8 слов, всего на слайде - 6-8 строк)
6 этап. Итоги. Оценка действий:
- обсуждение проектной деятельности в целом класса и личного вклада каждого в общее дело;
приглашение взрослых, которые помогали ученикам или непосредственно принимали участие в процессе практического решения проблемы.
4. Оценивание работ, представленных на Конкурс
4.1 Ученические проекты оценивает жюри, в состав которого входят преподаватели курса «Севастополеведение» начальных классов, истории.
4.2 Критерии оценивания проекта:
- доступность и чёткость (логичность размещения материала, язык, отсутствие ошибок, соответствие формы представления материала содержанию);
- информативность (достоверность и точность информации, охват главных фактов и понятий, важность информации для понимания проблемы);
- доказательность (наличие надёжных и разнообразных источников информации, примеры и аргументы для подтверждения определённой точки зрения);
- оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений;
- уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом.
- наглядность и качество оформления работы (подготовить на листе ватмана коллективную аппликацию, нарисовать самый удивительный уголок города будущего, свой дом, свою школу в будущем, написать сочинение «Как я попал в город будущего», «Мой город в будущем и т.п.)
5. Требования к оформлению работ.
На Конкурс предоставляется 1 экземпляр проектной работы.
Конкурсная работа должна включать:
- титульный лист;
- основная часть, выполненная в виде плаката, рисунка, аппликации, сочинения, в которой должна быть раскрыта поставленная проблема с точки зрения собственного отношения автора (ов); решение поставленной проблемы;
- заключение: выводы, собственное отношение автора (ов) к проблеме и возможные пути решения проблемы;
- приложения (рисунки, таблицы, графики, диаграммы и т.п.).
Титульный лист конкурсной работы оформляется по образцу.
Для текстовых файлов необходимо использовать шрифт Times New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал - полуторный, поля – 2 см.
Все материалы конкурсной работы помещают в папку. Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами, кроме титульного. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу страницы. Приложения, дополнительные материалы и т.п. оформляются в произвольной форме.
6. Награждение участников Конкурса
Победители и лауреаты награждаются грамотами и дипломами Департамента образования и науки города Севастополя, ценными подарками. Руководители проектной деятельности получают благодарности Департамента образования и науки города Севастополя

Поливянная Екатерина Михайловна
методист по общественно-гуманитарным предметам
Государственного бюджетного образоватеьного учреждения дополнительного профессионального образования
«Севастопольский центр развития образования
katerina61sev@rambler.ru










13PAGE 15


13PAGE 14115




15