Классный час по теме Подросток и закон


9Б класс
Классный час
 «Подросток и закон»
Цель: воспитание правовой культуры девятиклассников.
Задачи:
1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.
2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.
3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданием для работы в группах, социальные ролики «Правонарушения подростков», «У тебя есть выбор», кинофильм «Игры мотыльков».
 
Содержание классного часа
    1.Представление темы классного часа. Введение в проблематику.
Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, чтобы поговорить на очень сложную, но вместе с тем интересную и важную тему. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и предположить, о чем мы будем говорить.
Идет просмотр ролика «Правонарушения подростков». Учащиеся выдвигают свои предположения.
Наш классный час называется «Подросток и закон». В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наш сегодняшний классный час.
2.Основная часть классного часа
1) Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.
Учитель предлагает ученикам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.
(Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)
1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.( проступок).
2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).
3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).
4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).
5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 
6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).
7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).
8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть (преступление).
9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).
10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет (шалость).
11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами (проступок).
12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона (проступок).
                       
 У каждой группы было задание дать определение правонарушению и привести примеры. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Группы выступают с объяснениями, идет проверка заданий, комментарии, объяснения учителя).
1.Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
2.Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.
3.Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Классный руководитель: Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, в которых оказались герои фильма. Фильм вышел на экраны в 2003 году.
 Главные роли: Дарья Екамасова, Сергей Фролов, Анатолий Отраднов, Сергей Шнуров, Алексей Чадов, Юлия Учиткина, Андрей Смоляков, Юрий Кузнецов, Оксана Акиньшина, Мария Звонарева
Жанр: Драма, Русский фильм                   Продолжительность: 1:45
Шестнадцатилетний рок-музыкант из уральского городка приглашен в Москву на финал телевизионного музыкального конкурса. Накануне отъезда, шатаясь по улице с друзьями, он, переполненный ощущением грядущей удачи, из лихости угоняет чужой автомобиль. Недолгая поездка заканчивается трагедией — ребята сбивают человека и, бросив разбитый автомобиль, убегают… Победителями конкурса жюри объявляет других, а Костя возвращается домой, где ведется следствие. Мать и безответно влюбленная в него девушка готовы на все, чтобы спасти парня от тюрьмы, но он, ожесточившись от неудач и разочарований, поступает по-своему…
Просмотр фильма (отрывок, где совершается преступление).
Далее учитель задает вопросы обучающимся таким образом, чтобы при ответе на них побудить учащихся занимать определенную правовую позицию. 
Примерные вопросы:
1.Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?)
2.Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя?
3.Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам? 
4.Оцените совершенное действие, это проступок, злонамеренный поступок, шалость или преступление? Какие нарушения в поведении подростков наблюдаются? Можно ли привлечь Костю, Машу, Зою к: а) юридической ответственности; б) моральной ответственности?
5.Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя?
Материал для сопровождения обсуждения ситуации.
Административные наказания.
Статья 7.27. Мелкое хищение УК.
Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера  оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство.
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Юридическая ответственность.
Совершение преступления.        
3. Подведение итогов классного часа. Обратная связь.
 
Классный руководитель: Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее, каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.
Вопросы:
1. В случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны немедленно сообщить? (родителям или лицам, их заменяющим).
2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. Кто при этом  должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол)
3. В какое время Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних?  
4. Кто обязательно должен присутствовать при допросах или беседах с несовершеннолетними, являющимися свидетелями, а возможно и подозреваемыми в совершении преступления? (родитель, классный руководитель, психолог, любой педагог, директор школы)
5. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту? (адвокат)
Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина Республики Казахстан.
Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было...
В заключение – просмотр видеоролика «У тебя есть выбор».
Пригородная средняя школа
Классный час
в 8Б классе
«Подросток и закон»
Классный руководитель:
Фалалеева Т. И.
2015-2016 учебный год