ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА КАК ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНОГЕНЕЗА КАЗАХСКОГО НАРОДА.


Рихтер О.А., преподаватель Костанайского педагогического колледжа
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА КАК ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНОГЕНЕЗА КАЗАХСКОГО НАРОДА.
Современные казахи — потомки древних саков, гуннов и тюрков, что ещё с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих  аргамаков. Казахи - народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира. Это истина, подтверждённая памятниками древности, письменами, сохранившимися на серебряной чаше из Иссыкского кургана, руническими надписями эпохи Тюркского каганата  из долин Орхона, Енисея и Таласа.
Н.Назарбаев.
С течением времени всё большую ценность приобретает информация о происхождении казахского народа. Вся Республика отмечает в этом году 550- летие образования Казахского ханства. Казахский народ прошёл долгий и сложный путь к образованию собственного этноса и стал участником исторических событий на территории нынешних Центральноазиатских государств. Процесс образования государственности у казахов протекал в многообразных формах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя стадию дикости, когда доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и всё человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем в союзы племен. Особенности их социального и политического развития определялись потребностями естественного для данной географической и климатической среды обитания кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочёвок, в обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного пространства. Проанализировав этапы становления и развития казахского этноса, мы убеждаемся, что этот процесс был не только длительным по времени, но и исторически значимым для всей степной цивилизации, являющейся частью общемировой истории. Истоки этногенеза казахов связаны с историей древних племен и племенных союзов, живших не территории Казахстана. Постепенно в ходе эволюции хозяйственных форм, общественных отношений, складывания культурных универсалий племена сложились в народность. Корни этногенетических процессов необходимо искать в эпохе бронзы, когда Казахстан населяли индоиранские племена. На смену им пришли племенные объединения саков, усуней, канглы, гуннов, переходивших на тюркские языки. Непосредственной этнической базой образования казахской народности стали раннесредневековые тюркские государства VI-XII веков – Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства Караханидов и огузов, Кимакское и Кыпчакское ханства. В их рамках складывлся общий хозяйственный тип, культурная, языковая, бытовая близость. По сути дела, шел процесс интеграции многочисленных тюркских племён в единую общность. Однако эти процессы были прерваны монгольским завоеванием. На некоторое время были нарушены культурные, экономические связи, произошло смешение местных племен с пришлыми монголами. Это привело к изменениям в антропологическом типе тюрков, хотя к значительным изменениям метисация не привела, наоборот, немногочисленные монголы были ассимилированы тюрками, приняли тюркские языки и обычаи. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи( в Золотой Орде основным языком был кыпчакский). На казахской земле появились новые племена коныратов, жалаиров, мангытов и барласов. Сложение казахской народности было отброшено на 150-200 лет. В этой связи необходимо обратить внимание на понятие «этнополитическая общность». Этнополитической общностью называют население определенного региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных объединений, родов и племён. На базе укрепления феодальных отношений в послемонгольское время восстановились тенденции объединения родов и племен тюркского происхождения в народности. В этногенезе казахов значительную роль сыграли кыпчаки, найманы, коныраты, аргыны, кереи, дулаты, барласы и другие племена. Причем основная их часть была автохтонного происхождения.[ 3] Процесс образования казахской народности завершился в XV-XVI веках. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Ак Орды, в составе её населения преобладали кыпчаки. На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистана.
Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и ханством Абулхаира шейбанида. Жанибек и Керей -авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочёвка из Восточного Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Жанибек и Керей возглавили племена, уходившие из ханства Абулхаира на запад Могулистана (200тысяч человек). Казахское ханство сначала занимало Западное Семиречье, долины Чу, Таласа и Козы-Баши. [4]В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном языке, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным.  В состав казахской народности вошли две этнические группы двух этнических территорий: союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана и племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в 1312-1342 гг. в Золотой Орде. Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком,  называли «узбек-казахами». Постепенно название "казахи" стало этническим названием казахского народа, а название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность. В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX-X веках означало людей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем. В середине XIII века был создан «Арабо-тюркский словарь», и в нём слову «казах» придаётся значениу «вольный», «скиталец» Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших средства к существованию участием в войнах, набегах. Только с XIV века это слово начинает приобретать этническое значение. Историк Рузбихан свидетельствовал, что в Узбекском улусе в XV веке было три народности, из которых самые многочисленные и воинственные - казахи. Таким образом, с 1465 года, по свидетельству «Тарих-и-Рашиди» М.Х. Дулати, процесс становления казахской государственности подошел к своему завершению. [ 1]
Мы убедились в том, что если процесс этногенеза казахского народа рассматривать в соответствии с историческими этапами, то можно прийти к итоговому заключению о влиянии событий истории, в том числе и этнических взаимовлияниях, на формирование казахского этноса.Казахское ханство было создано, государственность появилась, этнос образован, но многочисленные межродовые противоречия, борьба за власть внутри Младшего, Среднего и Старшего жузов- крупных историко- хозяйственных регионов, сложившихся в процессе формирования Казахского ханства, и отсутствие единства между самими жузами имели негативные последствия для казахов: колонизация со стороны России, поражение национально-освободительных движений С.Датова, И.Тайманова и М.Утемисова, К.Касымова и других.
Главный урок истории, который должны вынести мы, современники, из отечественной истории,- мы должны быть едиными, современное казахстанское общество должно не дифференцироваться, а консолидироваться, и об этом в своих выступлениях всегда упоминает Лидер Нации Н.Назарбаев: «Необходимо укреплять внутреннее единство. Чтобы поднять на должную высоту национальный дух, надо четко осознать, какова наша реальная история, культура, религия. Национальная история казахов, их этногенез должны рассматриваться как единый неразрывный процесс на протяжении тысячелетий. В истории, как учебной дисциплине, должны быть достойно отражены процессы культурного и экономического взаимодействия казахов и других народов, вклад различных этносов в историю страны. В результате историческое сознание казахстанцев должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему.»[ 7] Как человек, преподающий историю Казахстана, не могу не согласиться с этими словами.
Литература:
1. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата: Жеты-Жаргы, 1985. - стр. 89.
2.Асфендиаров С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алматы: Казахстан, 1993.
3.Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. Москва: Товарищество «Клышников, Комаров и К», 1993. -стр. 43.
4. Казахи. Историко- этнографическое исследование / Под ред. М.К. Козыбаева. Алматы: Казахстан, 1995. – стр.10
5. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы: Казахстан. 1992. -стр. 276.
6.Н.Назарбаев «В потоке истории» Алматы: Атамура, 1999 - стр.93
7. Н.Назарбаев «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства». «Казахстанская правда» № 53 от 2.04.2013