Открытый урок к 550 летию Казахского ханства Великие сыны казахского народа


КГУ «Средняя школа- гимназия с. Алмалыбак с ДМЦ»
Карасайского района, Алматинской области
Калигулова Гульнара Анатольевна, учитель истории 1-й категории , 2(основного) уровня
класс: 9 Тема: «Великие сыны казахской степи»
Цель: систематизировать знания о Казахском ханстве, рассмотреть роль ханов в становлении государства . Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.
2). Развивать память, критическое мышление, воображение, высказывать свое мнение, умение анализировать, делать выводы,
3). Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание.
Ожидаемые результаты: будут уметь работать с текстом, составлять кластер.
Критерии оценивания: групповое оценивание, взаимооценивание.
Приемы, методы: мозговой штурм, «синквейн», портретная галерея, ранжирование, мини-проекты, толстые вопросы, таксономия БлумаФормы работы: групповая работа, индивидуальная, фронтальная
Ход урока.
1.Вызов. МШ, портретная галерея. ( знание, понимание)

Задание:
1.Определите, кто изображен на слайде. Слайд 1(знание)
2.Проведите ранжирование, сгруппируйте персоналии по определенному признаку (понимание)
Учащиеся работают индивидуально, рассматривают портреты, определяют персоналию, группируют
Контроль выполнения задания: учащиеся озвучивают выполнение задания, слайд 2-4
2. Осмысление. Определение темы урока. Целеполагание. Слайд 5
История – это память народа. Она сочетает в себе триумфальные и трагические, жестокие и героические страницы. И какими бы они ни были, их нужно знать, уважать личности, которые жили в различные эпохи. В 2015 г. мы празднуем знаменательное событие в истории нашей родины – 550 лет назад (по свидетельству Мухаммеда Хайдара Дулати) было образовано Казахское ханство.
В истории не существует мелочей, каждый поворот судьбы приводит к своим последствиям. Роль любого человека может оказаться решающей.
Сегодня наш урок посвящен именно этому событию. Мы перенесемся с вами на полвека назад и постепенно шаг за шагом, задание за заданием перелистаем страницы истории, связанной с этим событием.
II. Основная часть.
1).Работа в группе (применение) Время 15 минут.
Задание: используя раздаточный материал, составить кластер, мини-презентацию по заданной теме.
1 группа «Образование Казахского ханства . «Керей и Джанибек».
2 группа «Ханы законодатели»
3 группа Великие ханы 3-х жузовАфиширование. Защита групповой работы. На защиту каждой группе предоставляется 5-7 минут
Выступление 1-й группы: Сценка «Встреча ханов Жанибека и Керея».
Жанибек: Что будем делать, Керей? Из-за междоусобиц в ханстве Абильхаира опять страдают шаруа. Феодальные набеги разорят наш народ, разрушат аулы, надо уходить на Восток, в сторону Моголистана, там спокойнее.
Керей:
- Правильно, Жанибек. Надо объединить разрозненные казахские племена и перекочевать в долину рек Чу и Талас. Там земли наших отцов, там наша Родина. И создать свое ханство. Казахское ханство. Так мы преодолеем раздробленность и казахский народ будет единым.
1-я группа рассказывает об образовании Казахского ханства, презентация
Учитель: Казахское ханство – это казахское государство на территории современного Казахстана и сопредельными с ним государств образовавшееся в процессе распада Золотой орды в 1465 г. 2). Составление постера. Каждая группа в течении 15 минут обрабатывает информацию и составляет постер.
На защиту каждой группе предоставляется 5 минут.
Выступление 2 группы: «Ханы законодатели: Касым, Есим, Тауке»
Выступление 3-й группы. Диалог хана Абылая и Бухар жырау (по произведению Ильяса Есенберлина «Кочевники»)
Бухар жырау – Приветствую тебя, мой султан.
Абылай – Во здравии ли ты, горный орел аргынов! Гладкой ли была ваша дорога сюда? Накануне праздника я увидел сон и не могу с тех пор успокоиться.
Бухар жырау – Расскажи свой сон, султан мой… Если мне простолюдину будет позволено разгадать сон торе, то уж постараюсь
Абылай – Снилось мне мой жырау, что лежу я на одре смерти. Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей. По бокам моего саркофага сидят лев и дракон, а у ног все мои многочисленные наследники. Те, что от сына моего Вали, читают по мне молитву. Те, что от сына моего Касыма – стоят с кинжалами в руках. А я – между львом и драконом – думаю как мне встать из мертвых…
Бухар жырау – Кому снится собственная смерть во цвете лет, тому жить до глубокой старости. А то, что знамя над тобой, станешь ты ханом трех жузов. Нов день твоей смерти разойдутся эти жузы в трех направлениях… Льва и дракона не трудно угадать – это Россия и Китай.
Абылай - Ну, а что про сыновей что означает мой сон?
Бухар жырау – Одна ветвь тебя прославит ученостью, другая – кровавыми битвами. Твое имя останется на земле, Абылай! Быть тебе святым! Аруах!
III. Рефлексия. Закрепление. (анализ)
Задание: Ребята, мы прослушали ваши выступления ответьте на вопрос: ?Как вы думаете, может ли человек влиять на историю или история , историческая эпоха влияет на нас. ... Может ли личность влиять на события? Докажите свою точку зрения.
Ответы учащихся
-Составить синквейн по своей теме (синтез)
Рефлексия (от каждой группы).
Мы выполнили эти задания потому, что
- они мне важны и пригодятся в будущем…(продолжить)
- они интересны и необходимы…(продолжить)
- каждый из нас должен это знать…(продолжить)
Учитель: В своем произведении «Слово о независимости» Нурсултан Абишевич сказал
«…Независимость выстрадана многими поколениями наших предков, защищавших кровью и потом нашу священную землю. Независимость – непоколебимая решимость каждого гражданина до последней капли крови защищать Казахстан, как завещали нам наши героические предки.
Независимость – это Великое единство нашего народа с его уникальной историей и культурой, государственным языком и уважением этнических языков всех казахстанцев. Жизненная философия независимости – Мәңгілік ел. Строго следуя ей, мы будем вечно нести небесный стяг нашей Родины, гордо поднимать его на новых и новых вершинах развития Казахстана.
Пусть так будет всегда!