Урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина Зеленая лампа


Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Зеленая лампа».
Урок-беседа для учащихся 7 – 8 классов.

Биккулова Вера Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 5 г.Владивостока»
Цель урока : выяснить, добро или зло сотворил Стильтон по отношению к Джону Иву. Противоестественность стремления позабавиться судьбой человека. Уважение к человеческому достоинству, не быть даже в помыслах злым, стремиться к самосовершенствованию, иметь благородную цель в жизни.
Выразительное чтение по ролям, выборочное чтение.
Обсуждаемые литературные термины : композиция, антитеза, прием контраста, рассказ-притча, смысл заглавия.
«Если любовь к Грину сохраняется в зрелые годы, значит, человек уберег свое сердце от постарения»,- сказал Ю.Нагибин.
А. Грин- автор увлекательных произведений , еще М. Горький писал Н. Асееву в 1928 году, что Грин талантлив, но его мало ценят, т.е. изучают, читают.
Что показалось вам интересным в судьбе писателя?
-тяжелая жизнь, но чистота чувств, застенчивая улыбка;
-увлечение литературой, книги в жизни писателя давали толчок воображению;
-скитания по стране, множество специальностей, которыми овладел автор;
-создание произведений, в которых герои смелые, интересные, мечтательные;
-стал известным писателем.
Мы видим, что у писателя была цель в жизни: стремление к лучшей жизни. После чтения его книг появляется желание путешествовать, познавать мир. Книги его о самоотверженных людях и о людях с изуродованными душами. Вот версия Грина о том, почему вообще такие люди появляются: «Наверное, их в детстве усердно пичкали конкретными идеалами: достигай, преуспевай, деньги, деньги, деньги. Став взрослым, они озлобились на всех и вся». Эта злоба может принимать самые изощренные формы. Автор считает, что деньги порой развращают людей.
Эпиграф урока : «Если желание сильно, то исполнение не замедлит.» А. ГРИН.
Рассказ «Зеленая лампа» состоит из двух частей, они противопоставлены друг другу.
После чтения первой части беседа.
Мы знакомимся со Стильтоном и Реймером. Что можем сказать об этих героях?
- хорошо одеты, покинули дорогой ресторан, ужинали, пили дорогое вино, шутили с артистками. Довольство жизнью.
Видят человека на земле, их чувства к лежащему?
-испытывают брезгливость, «не стоит заниматься этой падалью».
А автор?
-несчастным называет, жалеет, обморок от недоедания.
Что задумал Стильтон? Почему ему пришла такая мысль – делать из людей игрушки?
-он пресыщен жизнью, прежние развлечения надоели, никакого сострадания, сочувствия не испытывает к людям.
-Какова реакция Реймера на замысел Стильтона?
-все равно, презрительно пожал плечами, поехал развлекаться.
Автор назвал Джона несчастным, подобрал очень удачное слово. Ив был сирота, воспитатель умер, кем только не работал он. Из Ирландии приехал в Лондон «попытать счастье», но из-за конкуренции и безработицы не смог найти работу. Джон изголодался, отощал, ночевал в парках, на пристани.
А как живет Стильтон?
-владелец торговых складов в Сити, ему 40 лет, богат, владел состоянием в 20 миллионов фунтов, изведал все, пресыщен жизнью. Гордится собой, что у него большое воображение, хитрая фантазия, озорство чувствуется в словах Стильтона.
Почему Стильтон уверен, что у Джона блеснут глаза, он примет предложение, шутка удастся?
-для Джона это спасение, благоденствие, благополучие, надежда на чудо, которое произойдет неизвестно когда, его посетят люди и сделают состоятельным человеком. Это случится…Сделка состоялась, и бродяга, и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.
Понял ли Джон, что куплен? По сути сделка оскорбительна, бесчеловечна.
-он счастлив, мог бы умереть с голода.
Заканчивается 1-я глава разговором двух господ.
Какие нотки звучат в словах Стильтона?
-удовольствие, торжество, бахвальство, « дурак , купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки либо сойдет с ума...» ,»Игрушка из живого человека- самое сладкое кушанье!».
Перечитаем условие Стильтона : «Каждый вечер , точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна , всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром…»
При видимой простоте это условие трудно, будет тяготить со временем, так как нельзя выходить из дома, никого не принимать и ни с кем не говорить.
Второй раз встречаемся с Реймером, он совершенно равнодушен к происходящему. «Что веселого в этой шутке?»
Беседа по 2-й главе.
Прошло 8 лет, в больницу для бедных привезли старика, он сломал ногу, оступившись на черной лестнице притона. Почему он так плохо выглядит?
-тяжелая жизнь не красит, живет в притоне- место для бродяг и воров .
Происходит встреча Джона и Стильтона. Герои поменялись местами, прием противопоставления.
Доктор сразу узнает Стильтона и не скрывает этого. Что же случилось с важным господином за эти годы? Разорился, несколько крупных проигрышей, паника на бирже, последние 3 года бродяжничал. Узнав в докторе Джона, Стильтон изумлен, по его мнению, тот должен был спиться, сойти с ума, зажигая каждый вечер зеленую лампу.
Прочтем слова Джона о спасительницах книгах . Вначале чтение от скуки, затем увлечение. Книга спасла не только от скуки, тоски, одиночества, дала ему знания. Прочитав анатомию, понял: наш организм – загадка, и решил стать врачом. Не стал тешить себя надеждой о состоянии, которое пообещал Стильтон. Появилась цель в жизни, жизнь наполнилась смыслом.
И материальное состояние улучшилось, он мог обеспечить себя едой, одеждой, не ждет, что когда-то его посетят люди, «которые сделают вас состоятельным человеком»,сам помогает страждущим.
Ожесточилось ли сердце Джона?
-сердце не ожесточилось, откликается на чужую боль, не способен Джон на мщение. Предлагает работу человеку, который когда-то жестоко хотел распорядиться его судьбой. Работает в больнице для бедных, наверное, помнит себя в таком положении.
Чем же обернулась для Джона шутка Стильтона?
-шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло, благодаря «издевательской щедрости» смог стать образованным человеком. В судьбе Джона принял участие сосед- студент, который помог ему через полтора года сдать экзамен в медицинский колледж.
Обратимся к названию рассказа. Чем же стала «зеленая лампа» ?Джон говорит: « Но мне теперь кажется, что там все еще горит зеленая лампа… Лампа, озаряющая темноту ночи…»
Лампа осветила герою путь к новой жизни.
Прочитаем вновь эпиграф нашего урока.Кому из героев А.Грина принадлежат эти слова ? Как вы их понимаете ?