Эссе Педагогическое сопровождение учебно-познавательной деятельности учащихся — залог достижения образовательных результатов согласно требованиям ФГОС


Лариса Борисовна Пакшина,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
МАОУ лицей № 18 г. Калининград, Калининградской области, РФ
Педагогическое сопровождение учебно-познавательной деятельности учащихся - залог достижения образовательных результатов согласно требованиям ФГОС
Работа может представлять интерес для учителей и классных руководителей, работающих в условиях введения ФГОС общего образования и осваивающих технологии деятельностного типа. В ней сделана попытка раскрыть систему педагогического сопровождения урочной и внеурочной деятельности учащихся для достижения ими современных образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. Особое внимание автор уделяет развитию у учащихся такого качества как самостоятельность.
Содержание
Введение.....................................................................................................................2
1. Из опыта педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся на уроках математики................................................................................2
2. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся...............6
Заключение..................................................................................................................9
Список литературы.....................................................................................................10

Введение
После введения нового образовательного стандарта, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, любому учителю-предметнику приходится иметь дело с выпускниками начальной школы, имеющими качественно иной учебный потенциал. Придя в пятый класс, они уже умеют вступать в предметную коммуникацию, содержательно взаимодействовать в малых группах, на основе самостоятельно выдвинутых критериев адекватно оценивать достоинства и недостатки действий своих одноклассников, обращаться к учителю с запросом о недостающей информации...
Всё это не только открывает перед учителем средней школы заманчивые перспективы, но и налагает дополнительную ответственность. Приходится думать над тем, чему и как учить этих детей, чтобы не ослабло их желание активно познавать мир и самих себя, чтобы не иссяк импульс к интеллектуальному и духовному саморазвитию. Поэтому мне пришлось серьезно пересмотреть сложившуюся за многие годы и казавшуюся достаточно эффективной дидактическую систему иллюстративно-репродуктивного характера. Я пришла к пониманию, что мне необходимо изменить устоявшиеся педагогические воззрения и освоить те способы образовательной деятельности, которыми уже овладели мои новые ученики. Именно они и стали моими главными наставниками в деле освоения образовательной технологии деятельностного типа, основанного на методе постановки и решения учебной задачи.
1. Из опыта педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся на уроках математики
Сегодня, составляя проект каждого урока математики, я стремлюсь:
во-первых,как можно более зримо представить себе планируемый результат обучения во всех его аспектах - предметном, метапредметном и личностном, а для этого я всякий раз предварительно моделирую систему изучаемого понятия и соответствующий способ действия, прогнозирую, как может развернуться учебная дискуссия и как поведут себя в ней разные ученики;
во-вторых, разрабатываю конкретно-практическую задачу, которая в ходе её решения содержательно обобщается и становится теоретической задачей, которую и будут решать мои ученики, содержательно обобщая изучаемое понятие через разные виды моделирования;
в-третьих,в качестве основных форм организации познавательной деятельности учащихся я предусматриваю применение групповой работы (в том числе - в парах, малых группах, группах сменного состава).
Проще говоря, я стараюсь так построить свои уроки, чтобы ребенок стал на них главным работником. Чтобы он мог задавать умные вопросы, выслушивать суждения своих одноклассников, свободно высказывать собственную точку зрения на обсуждаемый предмет, не бояться ошибок, так как без них, на мой взгляд, не может состояться освоение нового (ведь обучение невозможно без неудачных попыток).
Учителя, присутствующие на моих открытых уроках, всегда единодушно говорят: «На Ваших уроках Вы находитесь как бы в тени. На первом плане - дети, которые сами решают учебную задачу, сами формулируют новый тему, сами находят и исправляют свои ошибки».
Действительно, моя новая педагогическая тактика исключает волевой нажим, приказ, недоверие к ребенку. Она складывается из развернутого коллективного учебного диалога, предполагающего особую технику педагогического общения. При этом, свою учительскую позицию определяю как позицию делового партнёра, мнение которого открыто для критики в той же мере, как и высказывания других участников диалога. Это, конечно, намного сложнее, чем традиционная авторитарная позиция, но зато более действенно по своим результатам. Практика показывает, что деловое сотрудничество на уроке эффективно формирует учебную самостоятельность подростка, сохраняет его учебную мотивацию, что особенно важно в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью становится общение.
Свою обновленную дидактическую систему я назвала педагогическим сопровождением. Это словосочетание я понимаю как осмысленную позицию «рядом, но чуть-чуть впереди», как постоянную готовность к поддержке ученика, к своевременной помощи в его внутреннем движении к самому себе - самостоятельному, ответственному, инициативному, умелому и знающему.
В этом учебном году я преподаю математику в двух шестых классах, двух одиннадцатых и девятом физико-математическом классе, где, ко всему прочему, являюсь классным руководителем. Своих учеников я получила в 5-м классе после развивающего обучения в начальной школе. Во всех этих классах я применяю описываемую в этой работе систему педагогического сопровождения. При этом, я опасаюсь называть ее технологией, хотя, на мой взгляд, она вполне воспроизводима и вполне обеспечивает планируемый результат.
Итак, главной единицей моей дидактической системы, является не отдельный урок, а учебная задача (УЗ), которая может решаться на нескольких уроках. Основной метод - содержательное обобщение, описанный в книге В.В. Давыдова "Теория развивающего обучения", которая уже давно является для меня настольной. Этот метод привлек меня тем, что он позволяет провести каждого ученика через все этапы учебной деятельности: от проблематизации и целеполагания до оценки полученных результатов.
Попробую представить его в своем кратком изложении:
Решение учебной задачи, как правило, предваряет актуализация знаний и способов деятельности, на основе которых будет вводиться новое понятие. Раньше подобный этап повторения изученного я проводила в репродуктивном ключе: фронтальная беседа по теоретическому материалу, решение нетрудных математических задач, устный счет и т.д. Сегодня даже этот предварительный этап я стараюсь проводить в задачной форме, предложив ребятам небольшие проблемные задания, способствующие возникновению у них интеллектуального затруднения. Главная задача этого этапа состоит в том, чтобы создать для ребят ситуацию успеха: состояние уверенности в том, что ранее изученный материал усвоен ими хорошо. Это обязательное условие для введения проблемной ситуации на следующем этапе.
Постановка учебной задачи проводится мною в форме конкретно-практической задачи, соответствующей вводимому понятию. Эту задачу учащиеся воспринимают как проблему, потому что понимают, что несмотря на её сходство с решаемыми на предыдущем этапе задачами, они не могут её решить, т.к. изученные способы действия не работают. Возникший при этом учебно-познавательный интерес формирует потребность учащихся в ее разрешении, задает положительную мотивацию.
Следующий этап связан с анализом условия учебной задачи – разделением проблемы на составляющие, установлением связей между ними, составлением предметной модели (предметное и схематическое моделирование). Именно на этом этапе учащиеся определяют границы своего знания и незнания, что позволяет им самостоятельно сформулировать учебную цель и построить прогноз ее достижения
Решение учебной задачи представляет собой преобразование построенной модели и поиск некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с проявлениями конкретного математического материала, построением содержательной абстракции, объединением его в некоторый целостный объект на основе содержательного обобщения. Обнаруженный способ деятельности с данным понятием, как правило, фиксируется на самом высоком уровне моделирования: знако-буквенном.
Конкретизация изученного понятия проходит в форме решения множества частно-практических задач с применением полученного способа деятельности. На этом этапе я предельно индивидуализирую деятельность учащихся, предоставив им широту и свободу выбора.
6. Завершающий этап учебной деятельности, при решении определенной учебной задачи – самооценка собственных действий, на основе которого и оцениваются достижения учащихся планируемых результатов обучения. Для меня этот этап очень важен потому, что он дает возможность определить уровень освоения каждым моим учеником обобщенного способа действия, и
спроектировать дальнейшую работу по оказанию действенной помощи тем, у кого это освоение еще не состоялось. Весьма важным на этом этапе педагогического сопровождения считаю специально организованное индивидуальное консультирование. В традиционной практике действие контроля и оценки часто присваивает себе учитель, фактически блокируя этот механизм в деятельности учащегося. Это нередко приводит к тому, что сама учебная деятельность школьника меняет свою предметность и, деформируясь, превращается в карьерную: подросток стремится получить хорошую отметку любой ценой, и для этого, как он считает, необязательно подтверждать ее определенными знаниями, приобретение которых требует индивидуальных усилий. Чтобы избежать этого, стараюсь помочь учащемуся точно простроить индивидуальный маршрут движения в предмете. Для этого использую такие ресурсы Интернета, как math01.com, uztest.ru, mathege.ru, mathgia.ru, ЯКласс. Как показывает практика, гаджет (компьютер, планшет и т.п.), с которым работает ученик на этом этапе, становится дополнительным мотиватором в его учебной деятельности. Информационное пространство глобальной сети для него является освоенной территорией. Этот факт нельзя игнорировать при организации обучения математике. И компьютер призван стать помощником учителя.
2. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся
В условиях введения ФГОС повышается значение внеурочной деятельности ребят. В нашем лицее на ступени старшего подросткового возраста
(8-11 классы) вводится профильное обучение, где наряду с традиционными уроками широко используются организационные формы, близкие к вузовским. В привычную образовательную практику входят семинары, лекции, конференции, квесты, практикумы в лабораториях БФУ имени И. Канта, работа в ученическом конструкторском бюро. Школьную палитру старшеклассника дополняют практические занятия по профильным предметам, подготовка проектов, проведение локальных научных исследований... Все это делает жизнь подростка чрезвычайно напряженной.
Проблема состоит в том, что в водовороте школьных требований учащийся может легко потерять ориентиры, не справиться с интеллектуальной нагрузкой, организационно «не вписаться» в учебный процесс. Для того чтобы педагогически целесообразно формировать и удовлетворять образовательные запросы своих учащихся, я как учитель математики и классный руководитель осуществляю педагогическое сопровождение их индивидуальной образовательной деятельности. Хорошо понимая, что индивидуальная образовательная программа появляется у подростка лишь тогда, когда он самостоятельно формирует запрос на деятельность, я стараюсь специально организовать встречу ребенка со значимым для него взрослым для диалога по поводу непреложных, но обсуждаемых истин и нерешенных загадок.
Для этого нами создана организационная модель, которая представляет собой целостную систему координационной деятельности классного руководителя с педагогами лицея, учеными БФУ им. Канта и родителями, комплексно охватывающая все сферы образовательной практики ученика и учитывающая их взаимосвязи и взаимовлияния. Она состоит из следующих частей:
Образовательный запрос, построенный на основе осознания учеником значимости какой-то проблемы, формируется, как правило, на уроке при изучении базового курса. На этом этапе я действую с позиции учителя, заинтересованного в творческом продвижении ученика.
Проблема уточняется на занятиях математического клуба в ходе специально организованной дискуссии. Этот процесс запускается руководителем клуба - преподавателем БФУ. Здесь определяются темы исследования, разрабатываются планы действий, формируются образовательные дефициты, без восполнения которых невозможно качественно провести исследование.
Следующим компонентом системы становятся сопровождающий курс математики, который я веду для тех, кто включился в проектную или исследовательскую деятельность. Назначение этого курса – расширение и углубление базового содержания, изучение тем, не предусмотренных школьной программой, но необходимых для обеспечения ученического исследования.
Важную роль в системе сопровождения играют также внеурочные занятия по материалам заочной физико-технической школы при МФТИ, где я помогаю ребятам в решении задач олимпиадного уровня.
Выполнение исследовательских работ осуществляется, как правило, на базе лабораторий БФУ, что наряду с образовательными решает еще и профориентационные проблемы, в дальнейшим значительно сокращая адаптационные трудности первых студенческих лет.
Кстати сказать, у этой системы много дополнительных развивающих эффектов. Один из них – мощный стимул в профессиональном самосовершенствовании, большие возможности повышения квалификации на основе неформального профессионального общения учителя и ученого. Такое общение полезно обоим: ученый расширяет представления о математике, как науке, знакомя меня с современными теоретическими проблемами, я просвещаю его психологически и дидактически, раскрывая особенности педагогических подходов в работе с детьми.
Строя систему педагогического сопровождения образовательной деятельности ученика, я стараюсь:
оказать ему содействие в выборе индивидуальной образовательной траектории и в распределении нагрузки в течение всего учебного года;
осуществить координацию деятельности ученика, педагогов, родителей; поддерживать постоянный контакт с родителями, вовлекать их в образовательный процесс в качестве равноправного участника;
обеспечивать права и свободы ученика, безопасную и комфортную психологическую обстановку;
содействовать в организации здорового образа жизни, направленного на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья ученика;
организовывать сбор и анализ всей информации об ученике, содействовать информационному обеспечению его образовательной деятельности.
Главная задача, которую я преследую, - максимально инициировать самостоятельные действия ученика, являясь неявным организатором этой работы. При этом я избегаю доминирующего положения и лишь в случае необходимости организационно влияю на ситуацию, помогая подростку реально продвинуться в своем образовании. Я считаю, что моя роль состоит в том, чтобы построить взаимодействие между всеми участниками этого процесса: договориться о порядке и условиях образовательной деятельности ученика, согласовать мнения и позиции всех, кто к этому причастен, обеспечить информационную и психологическую поддержку в его движении по индивидуальному образовательному маршруту. Это совершенно новая для меня педагогическая позиция, в основе которой - консультирование, тренинг, сетевое взаимодействие, применение дистанционных ресурсов...
Заключение
Развитие самостоятельности, ответственности и инициативности в образовательной деятельности учащихся является основной задачей современного учителя. Именно это и призвано стать залогом достижения ими новых образовательных результатов. А для этого ему нужно изменить профессиональную позицию. Динамично изменяющийся мир требует от учителя способности к самоизменению. Я совершенно уверена в том, что главное качество, которое учитель должен сегодня демонстрировать ученику, умение учиться.
Опыт показывает, что без осмысления новой образовательной действительности и без постоянного обновления педагогической практики невозможно достичь тех результатов, требования к которым изложены в новом федеральном образовательном стандарте.


Список литературы
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009 – №4. – С. 18-22.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения - М. 2002г. - 824 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / М., Просвещение, 2008.- 192с
Репкин В.В. Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика - Томск: Пеленг, 1997 - 462с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
http://www.01math.com
http://uztest.ru
http://www.yaklass.ru
http://mathege.ru
http://mathgia.ru