Конспект урока истории Причины и начало Второй мировой войны


Урок по всемирной истории в 11 классеТема I: Вторая мировая война (1939-1945г.г.) Тема урока: Причины и начало Второй мировой войны.События 1939-1941 г.г.Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.Тип урока: усвоение новых знаний.Учебно-наглядные пособия и оборудование: учебник «Всеобщая истории» 11 класс (автор А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев, М. «Просвещение», 2014), Карты «Вторая мировая война», «Начало 2 мировой войны в Европе» ( сентябрь 1939 - июнь 1941 г.г.), иллюстрации «Начало 2 мировой войны», универсальные карточки-тесты закрепления и повторения учебного материала, кинофрагмент « 2-ая мировая война» I часть.
Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита».Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.Ход урока:
1. Организационный момент:
подготовка рабочего места,
приветствие,
проверка отсутствующих,
проверка подготовки учащихся к уроку
2. Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.
Короткое вступительное слово учителя
Задание 1.
- Объяснить значение понятий: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова – Риббентропа.
- Записать слова на доске;
- Составить рассказ из этих слов;
- Заслушать несколько учеников;
- Выслушать характеристику этих понятий, данную учителем;
- Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя;
- Отмечаем лучшие ответы учеников, которые ближе всего к определениям учителя.
3. Мотивация учебной деятельности:
Вступительное слово учителя. Исторические факты.
Вступительное слово учителя:
История человечества знает великое множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе войны произошли в XX в., и в них принимали участие все крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия; разворачивались в Европе.
Во Второй мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кв. км на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.
По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 90 млн. были ранены или изувечены; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов.
4. Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;
- Объявление темы, задач и целей урока;
План урока:
- Причины, характер, периодизация Второй мировой войны;
- Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939-1941г.г.
Изучение нового материала:
1. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны. А. Причины войны:
Методом «мозговой штурм» определить причины войны. Обобщение ответов учащихся.Б. Характер войны; (рассказ учителя) Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер. Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.В. Периодизация Второй мировой войны.Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны.Мы с вами запишем один из них: I этап. 1 сентября 1939 г. - 19 ноября 1942 г. Стратегическая инициатива принадлежит агрессивным государствам. Германия, Италия, Япония и их союзники сумели завладеть значительными территориями в Европе, Азии, Океании.
I I этап. 19 ноября 1942 г. - 9 мая 1945 г. Стратегическая инициатива полностью переходит к странам Антигитлеровской коалиции, которая разгромила войска Германии и ее союзников в Европе и заставила их капитулировать.
I I I этап. 9 мая 1945г. - 2 сентября 1945 г. окончание войны на Тихом океане и разгром милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны.
6. Осмысление новых знаний и умений.
Просмотр кинофрагмента « Вторая мировая война» I часть.
Дискуссия по проблемному вопросу
Какое событие 1930-х годов, по вашему мнению, можно считать переломным на пути ко Второй мировой войне? Назовите событие, после которого война стала неизбежной. Аргументируйте свою точку зрения.

7. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне:
Историческая задача
Используя материалы учебника, отрывки из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией, а также дополнительную информацию, сравните решения Мюнхенской конференции и подписание пакта Молотова-Риббентропа. Какими мотивами руководствовались участники этих соглашений, заключая договоренности с Германией? Достаточно ли веские обстоятельства вынуждали их принять подобные решения?
8. Подведение итогов урока:
Прояснить содержание изученного;
Сопоставьте реальные результаты с ожидаемыми;
Проанализировать, почему произошло так, а не иначе?
Сделать выводы;
Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков.
9. Инструктаж домашнего задания:
Проработать текст учебника – параграф 13, стр. 118-124.;
Выписать в тетрадь новые понятия и выучить них;
Подготовьте сообщения по темам:
«Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.», « Присоединение Прибалтики к СССР».