Методическая разработка Реализация межпредметных связей как результат комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях СПО


Корниенко Неля Викторовна,
ГПОУ «Донецкое художественное училище»
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СПО
Современное состояние высшего образования требует новых подходов к формированию высокопрофессионального специалиста, обеспечения условий для самореализации личности. Одной из важнейших задач учебных заведений СПО – подготовка специалистов, содержание обучения которых имеет преимущественно практический характер.
Есть множество факторов, влияющих на качество их подготовки. Среди них – внедрение в учебный процесс междисциплинарной интеграции, что предполагает активизацию познавательной деятельности студентов и профессионального тренинга.
Актуальность межпредметных связей (МЗ) состоит в том, чтобы студенты не просто получали знания по отдельным дисциплинам, а умели использовать полученные знания, умения в интегрированной связи дисциплин для активизации их познавательной и профессиональной деятельности.
Необходимость обновления содержания образования, разработки образовательно-профессиональных программ, учебных планов и средств диагностики уровня образовательно-профессиональной подготовки, требует устранения «противоречий в изолированности между отдельными циклами дисциплин, которые, как правило, излагаются без учета профессиональной и специальной ориентации, направленной на овладение профессией».
Учитывая это, важной особенностью современной технологии обучения становится интеграция дисциплин разных учебных циклов с помощью интегрированных и бинарных занятий, что способствует тесной взаимосвязи общего и профессионального образования.
Так, широкое применение межпредметных связей позволит студентам отрабатывать теоретические основы предмета, выполняя задания по общеобразовательным дисциплинам в соответствии с профессиональной направленностью и, следовательно, развивать профессиональные качества.
При решении профессиональных задач специалист все чаще сталкивается с необходимостью владеть и умело использовать знания, выходящие за рамки узкой специализации – знания из различных отраслей науки, психологии и тому подобное. Однако требует существенной корректировки методика внедрения межпредметных связей, которая сейчас хоть и широко используется, но все же допускает изолированное преподавание гуманитарных и специальных дисциплин.
Взаимосвязь в изучении предметов – естественный процесс, обусловленный логикой обучения. Межпредметные связи дают возможность сформировать у студентов целостную картину мировосприятия. Ставится задача синтезировать дифференцированные знания, увидеть их целостно, стимулировать аналитико-синтетическую деятельность студентов, а также формировать умение переносить знания из одной отрасли в другую, выработать умение анализировать и сравнивать сложные процессы или явления объективной действительности.
Решение любой проблемы требует синтеза дисциплинарных знаний, приобретенных на основе межпредметности. Однако нельзя рассматривать проблему межпредметных связей только как соотношение между двумя и более учебными дисциплинами, которые предусматривают взаимное использование и обогащение общих для них знаний, умений и навыков. Осуществление этих связей предполагает целенаправленное использование всего арсенала форм, методов, приемов, педагогических средств, которые помогают выявить новые возможности каждого из них, а также определить общее и специфическое в их использовании при преподавании различных учебных предметов. Ранняя специализация учебной деятельности должна способствовать дальнейшему изучению профилирующих предметов, таким образом, знания студентов остаются осознанными, прочными, долговременными.
Готовясь к проведению интегрированных бинарных занятий, преподаватель должен выяснить, какой объем знаний получат студенты в процессе решения поставленной задачи, какой материал целесообразно использовать в этом случае, как и чем его дополнить, приобретенные на уроках смежных предметов знания надо использовать, к каким обобщениям нужно их подвести. Преподаватель должен самостоятельно синтезировать знания (поскольку усвоение только «предметных знаний» недостаточно для осуществления межпредметных связей), вычленить органически связанный межпредметный материал, определить «удельный вес деятельности по различным предметам».
Практическая реализация межпредметных связей должна обеспечиваться соответствующими организационными условиями:
- согласованностью учебных планов и программ учебно-методической документацией;
- ознакомление преподавателей с содержанием программы и учебников смежных дисциплин;
- совместной методической работой преподавателей путем взаимопосещения занятий, планирование реализации межпредметных связей, систематичностью их осуществления.
При отборе учебного материала прежде всего необходимо учитывать профессиональные знания студентов. Координация работы с профилирующими цикловыми комиссиями позволяет выявить объем знаний студентов по специальности и подобрать учебный материал, который соответствует уровню специальной подготовки студента. При таких условиях студент осознает его значимую составляющую собственной перспективы жизни, удовлетворяя через процесс обучения профессионально-познавательные интересы и основные личностные потребности. В процессе обучения студент осознает необходимость и направления дальнейшего саморазвития.
Как средство реализации межпредметных связей в сотрудничестве с преподавателями специальных дисциплин могут проводиться интегрированные бинарные практические занятия. Подготовка к занятиям предусматривает совместное написание методических разработок, определение цели занятия каждым преподавателем, выбор последовательности основных этапов, распределение времени, определение методов контроля самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, привлечение их к творческо-поисковой работы.
В целях реализации межпредметных связей для студентов готовится пакет заданий для самостоятельного выполнения, с которыми они могут ознакомиться в учебном кабинете или в читальном зале библиотеки.
Роль чтения в самостоятельной учебной деятельности трудно переоценить. Ведь, чтение как ведущее средство самостоятельной учебной деятельности, выполняет следующие функции: средство информационной и профессионально ориентированной деятельности студентов, а также средство самореализации.
Практика чтения позволяет поддерживать и совершенствовать не только понимание и интерпретацию прочитанного, но и базовые логико-смысловые умения, связанные с переработкой смысловой информации. Происходит понимание основных элементов структуры текста и умение понимать коммуникативный смысл текста (идентификация – буквальное фотографирования текста, аккомодация – приспособление информации к новой ситуации, ассимиляция – усвоение той части коммуникативного смысла текста, которая кажется наиболее важной).
Исходный уровень знаний на интегрированных бинарных занятиях проверяется путем фронтального, индивидуального устного опроса и тестов, составленных с учетом междисциплинарной интеграции. Основной этап занятия – это профессиональный тренинг – отработка умения получать необходимую информацию из текстов, формирование критического мышления (анализ, обобщение полученных данных) под контролем обеих (нескольких) дисциплин.
На завершающем этапе контроль знаний может проводиться путем решения проблемно-ориентированных задач, обобщения, конкретизации теоретического материала и практических навыков с использованием межпредметной интеграции, умение оперировать полученной информацией для решения коммуникативных задач. Интенсификации занятия способствует визуальное представление, пособия. Все это позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, создать благоприятные условия для усвоения знаний, саморазвития каждого студента.
Следовательно, проведение интегрированных и бинарных занятий – это сотрудничество преподавателей и студентов, межличностное взаимодействие и диалогическое общение, направленное на осмысленную и продуктивную деятельность в формировании профессиональной модели специалиста. Межпредметные связи следует рассматривать как систему, что дает возможность выявить роль и место каждой дисциплины, цикла, содержания, средств, организационных форм и методов обучения, средств контроля и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М.,2006.
Межпредметные связи в учебном процессе. / Под. ред. Дмитриев С.Д. -Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978- с.80.
Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса - Вып.5. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.; 4. Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // Педагогика. - М., 1972. - №6 - С.48-56.
Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Дис. канд. пед. наук. — М.,1968.