Применение нестандартных педагогических технологий преподавания предметов естественно-математического цикла


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Калиновский филиал Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«Джанкойский профессиональный техникум»
Применение нестандартных педагогических технологий преподавания предметов естественно-математического цикла.
преподаватель математики
Ибрагимова Анифе Ришатовнас.Калиновка, 2016
Вы наверняка согласитесь со мной о том, что нас всех интересуют вопросы управления познавательной деятельностью обучающихся направленных на оптимизацию учебного процесса, вопросы перегрузки обучающихся, воспитания у них интереса к учению, формирования глубоких и осознанных знаний, выработки самостоятельности и активности, проблемы конструирования учебного материала с применением нестандартных педагогических технологий.
Для успешного конструирования учебного материала преподавателю необходимо владеть методикой оптимального выбора форм организации познавательной деятельности, методов и средств обучения, форм учебной работы, которые зависят от цели урока, возраста обучающихся, их реальных учебных возможностей, содержания, объема, трудности учебного материала, источников знаний, методов и средств обучения.
Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что преподаватели реализуют чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую, не менее важную – развивающую. Развивающая функция обучения требует от преподавателя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает обучение студентов мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Студентов надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень)
Одним из основных принципов педагогической технологии является принцип свободы выбора.
Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого наши студенты.
К нам пришли ребята, которым ужасно надоело учиться, с одной стороны, но с другой, они начинают понимать, что общество, в котором они живут требует образованных специалистов.
Свобода выбора за ними, но уж если они пришли получить среднее образование, кроме желания должна быть и обязанность.
Чтобы учебный процесс был более эффективным, чтобы студент смог усвоить учебный материал, предложенный программой, чтобы смог применить математические знания, умения и навыки в процессе обучения общеобразовательным и спецпредметам, ему необходимо владеть некоторой базой данных, т. е. умениями и навыками, которые закладываются школьной программой. С каждым годом не уменьшается число студентов, поступивших в техникум, которые не имеют даже минимального запаса знаний по математике.
Наблюдая за учащимися I курса, выделяешь:
1.Обучающихся, их немного, но они есть, которые учились в школе на твердую тройку, очень редко четверку и, если их поддержать, не потерять, то они могут изучать материал в полном объеме в рамках программы.
2-педагогически запущенных детей, и таких, которым ужасно надоело учиться, они считают себя почти взрослыми и им все эти занятия ни к чему
3-детей почти не обучаемых в силу умственных способностей.
4-детей, желающих учится, но имеющих большие пробелы в знаниях в силу тех или иных причин.
Очень беспокоит тот момент, что многие из ребят твердо уверены в том, что математику они никогда не знали и знать не будут. «Не дано»,- как уверяют они.
На данном этапе необходимо заставить обучающегося поверить в собственные силы, доказать ему, что и он, вечно списывающий, может сам выполнить то или иное задание. Создать особую психологическую ситуацию обучения, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения студентов.
Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они способствовали развитию у обучающихся логики мышления, интереса к изучению математических наук; прививаю им навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера, организую индивидуальные занятия со студентами.
Также на уроках создаю условия, в которых студенты самостоятельно планируют и анализируют собственные действия, находят выход из предложенной ситуации, учатся реально оценивать свои возможности, а также пути их совершенствования через групповую, индивидуальную и парную работу.
Как известно, проблем при изучении математики много. Это и недостаточно прочное владение теоретическими положениями, и медленное выполнение вычислительной работы, ошибки в вычислениях, не совсем рациональный поиск решения или обоснования задач. Преодолевать трудности по решению этих проблем можно с помощью введения в урок игровых нестандартных моментов. В связи с этим на уроках использую игровые и занимательные моменты (математическая эстафета, математическая викторина, блиц-турнир, математический аукцион и т.д.) При этом, развивая внимание, память, логическое мышление, речь, воображение, пространственные представления, что вызывает живой интерес у студентов к предмету. На этапе закрепления студенты выполняют задания дифференцированного типа в виде тестов, практических и самостоятельных работ.
На этапе контроля и оценки знаний студенты охотно анализируют свою учебную деятельность, им очень нравиться оценивать работу своего товарища и выставлять отметки друг другу. Средствами оценивания служат оценочные листы, в которых указаны все действия студентов на протяжении всего урока. Выставляя балы за выполненное задание в соответствии с указанными критериями, потом балы переводятся в отметку. Практически все студенты оценены на уроке. Интересна студентам взаимопроверка, которая осуществляется в парах.
Учеба -это прежде всего труд.
Поэтому, прежде всего, ставим задачу, зачем и что нужно знать и уметь для того, чтобы успевать по математике,
На первых своих уроках знакомимся со всей программой и количеством часов по каждой теме, записываем тематику зачетов и контрольных, практических работ.
Знакомлю с информацией уголка «Внимание, зачет», где обязательно можно найти параллельный вариант контрольной работы и основные вопросы зачета.
Договариваемся: честно, без ложной скромности, говорить о том, чего не знаем.
Пишем почти на каждом уроке быструю самостоятельную работу или математический диктант, состоящий из 5 вопросов. Каждое задание оценивается 1 баллом. Двойка-это не так и плохая оценка, ты знаешь верный ответ на два вопроса. Двойка ждет исправления в течение 5 дней.
Списывание работает против студента. Даются задания из множества вариантов
Для ознакомления с обязательным результатом дается в начале изучения темы домашняя самостоятельная работа, где затрагиваются основные вопросы темы. Решается эта домашняя работа на протяжении изучения всей темы и сдается накануне контрольной или зачетной работы. При необходимости студенты могут получить консультацию по данной работе после уроков.
Получается: если признался во время, что не знаешь, получишь детальное объяснение, будешь стараться работать и, хотя сейчас оценку не получишь, а на самостоятельной получишь 2 или1,5 или 2,5 (эти баллы я обычно ставлю в свою тетрадь, обязательно фиксирую по какой теме поставлена оценка), за то ты решил сам и, если позанимаешься, выучишь правила, то данную тему, ее минимум ты сдашь и получишь свою, заработанную оценку в классный журнал.
Прежде всего: нет заданий не по силам (даже для отстающих учеников), правильное их выполнение приветствуется и поощряется, а неудачи не остаются не замеченными: организуется дополнительная помощь, как преподавателем, так и самими студентами.
При правильной организации таких работ идет своеобразная деловая игра, в ходе которой устанавливается атмосфера доброжелательной состязательности, причем у каждого студента есть реальная возможность для самоутверждения в собственных силах, знаниях, умениях, навыках, права на успех.
Принципиальными, ключевыми для ситуации успеха являются такие моменты: 1) психологическая установка преподавателя на поощрение; 2) возможность исправить неудачности в работе и готовность помочь; 3) наличие заданий разной степени сложности, обеспечивающие возможность удачного ответа для каждого студента, 4) игра, кто больше наберёт баллов за блок данной темы.
Для того чтобы студент поверил в свои силы необходимо так построить урок, чтобы подросток не боялся ошибиться, чтобы на первый план у него была не оценка, которая будет в данный момент ему поставлена (хотя это не мало важно), а стремление научиться, разобраться в решении того или иного упражнения, решить самому, а не списать готовое у соседа. Ситуация успеха, как называют эту психологическую ситуацию, отличается от обычной педагогической ситуации тем, что преподаватель сознательно, целенаправленно добивается положительной реакции на обучение у отстающих студентов.
«… Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном», - пишет У. Глассер в книге «Школы для неудачников».
Организуя повторение, дополнительные занятия, необходимо вывести большую часть студентов на стартовую прямую дальнейшего изучения математики. На данном этапе необходимо заставить студента поверить в собственные силы, доказать ему, что и он, вечно списывающий, может сам выполнить то или иное задание. Создать особую психологическую ситуацию обучения, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения студентов.
Для некоторого выполнить задание не составляет особого труда, было бы желание, а для многих подойти к данному упражнению – это огромный труд.
Методические приемы – это педагогически оформленные действия преподавателя и студентов, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития студентов, индивидуальному стилю педагогической деятельности преподавателя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке.
Чтобы добиться положительных результатов, нужно особая подготовка к уроку.
Урок должен быть эффективным.
Главное в уроке – это результат: что дал студентам урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь ввиду следующие параметры:
-понят ли студентам теоретический материал,
-научились ли применять полученные знания на практике,
-сформировались ли навыки по теме урока,
-проведена ли преподавателем коррекционная работа,
-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
Таким образом, эффективность урока - это его результативность.
Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков.
Форма – это определенный способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме. Структура, содержание, методические приемы традиционного урока строго определенные. Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приемами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость студентов не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные приемы коллективной и групповой работы. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.
Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока.
Но, однако же, если нетрадиционные формы проведения уроков нужно использовать не всегда, в разумных пределах, то использование активных приемов педагогической техники, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, является непременным условием проведения современных традиционных уроков.
Постановка проблемы
Умственная активность является основой осуществления влияния на развитие студентов. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности студентов. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий.
Повторение, не повторяясь, - вариативное повторение.
Это необходимо, так как для студентов характерны трудности в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии.
Проговаривание любой деятельности.
Словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует
обучающихся не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так. Учащийся должен уметь сформулировать свою мысль, свою идею, поэтому он должен говорить. Проговаривать определения, решение упражнения, доказательство теоремы.
Учитывая особенности нарушений внимания (рассеянность, неустойчивость…) ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов. Очень помогает в этом презентации компьютера, если они лаконичны, не содержать большого количества информации, если каждый слайд несет определенную смысловую нагрузку, поданную в сжатом виде.
Для многих наших учащихся большое количество заданий не осмысливается сразу, оно пугает его, но давать их нужно.
Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки (постепенно предавая функцию контроля самому обучающемуся). Корректировка знаний помогает предотвратить неправильные действия, которые могут перейти в ошибочный стереотип.
Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании осуществлять закрепление.
В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.
Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности студентов, шла опора на различные анализаторы.
С помощью технологии уровневой дифференциации, приемов личностно-ориентированного обучения создает необходимые условия для развития индивидуальности студента, формирования положительной мотивации обучения, для получения прочных и глубоких знаний.
Дифференцированный подход позволяет более эффективно организовать проверку знаний и умений студентов. При этом могут использоваться тренажеры, дифференцированные самостоятельные работы, тестовые задания, соответствующие контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по математике.
Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от преподавателя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих студентов. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности студентов с различными учебными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.
Технологии компетентностного подхода
Мы меняем технические средства, а они в свою очередь видоизменяют нашу среду обитания, так что нам приходится видоизменяться, приспосабливаться и развивать у себя новые умения - компетенции. Новые технические средства ничего не добавляют к среде обучения, они просто всю эту среду меняют».
ЭнгельбартКомпетенции формируются использованием следующих образовательных технологий: технология проблемного обучения, технологии развития критического и дивергентного мышления, модульная технология, технология компьютерного моделирования, технология «Проектов», технология диагностики («Метод рецензий» и т.д.).
Сознавая важность формирования ключевых компетенций, я на каждом уроке стараюсь найти возможность применять элементы проблемного обучения. Задаю вопросы, провоцирующие неоднозначные ответы, прошу объяснить выбор способа решений, на уроках тем «Программирование» устраиваю конкурсы на самые короткие и эффективные алгоритмы и т.д.
Модульную технологию я на уроках использую давно, поскольку особенность предмета «Информатика и ИКТ» является не только большое количество обязательных для выполнения практических работ, но и объемный теоретический материал.
«Технология компьютерного моделирования в научных и практических исследованиях является сегодня одним из основных методов познания окружающей действительности». Эта технология развивает исследовательскую компетентность . Такую технологию можно применять при изучении тем: «Программирование», «Социальные модели», «Математические и физические модели».
Такие уроки помогают формировать ключевые компетенции, например, коммуникативные компетенции, включающие умения понять собеседника, а также выразить свою мысль, точку зрения устно или письменно.
Основное средство обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов коммуникативных методов, это метод проектов .Для диагностики результатов обучения, в частности проектов, я использую метод рецензий.
Вот примерная схема рецензии на проект:
- Что понравилось в работе, о чем рассказано наиболее удачно.
- Соблюдается ли заданная преподавателем структура и логика изложения. (Это первая из четырех оценок: оценка за соблюдение структуры.)
- Полностью ли раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров. (Вторая оценка за содержание.)
- Замеченные стилистические неточности, ошибки. (Третья оценка за грамотность).
- Общее впечатление от презентации или дизайн (фон, цветовая палитра, использованный шрифт, перегруженность слайда, единый стиль оформления, выделение ссылок, качество картинок, соответствие картинок теме проекта). (Четвертая оценка за дизайн).
Использование в работе парацентрической технологии обучения и средств информационно-коммуникационных технологий дает:
- студенту: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; развитие личностной рефлексии; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
- преподавателю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения студентов, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.
Отмечается устойчивость высокой общей успеваемости, высокого качества знаний. Отсутствуют пропуски уроков без уважительной причины. Повысился уровень учебной мотивации, уровень познавательной самостоятельности. Обучающиеся стали принимать активное участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.
ВЫВОД
а) Каждая форма и прием педагогической техники, примененные на уроке должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования
б) При отборе той или иной формы, приема необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определенного класса, должны учитываться индивидуальные особенности учащихся и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приема.
в) Методика использования формы, приема должна быть четко продумана преподавателем, скурпулезно отработана совместно со студентами, только тогда она дает положительные результаты для активизации учебной деятельности студентов и мотивирует их к учению.
Реализовать эти вопросы помогает использование компьютера, специального дидактического материала, с пояснениями, решение тестов.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному преподавателю, чтобы развивать у студентов способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становиться все более актуальными. Значит, современному преподавателю надо работать над формированием предметных знаний и умений. Студенты должны знать очень много для того, чтобы успешно реализовываться в своей повседневной деятельности, они должны уметь просеивать информацию, которой стало очень и очень много в связи с введением электронных систем связи, охватывающих практически все страны мира, школу, дом, являющиеся своеобразными информационными центрами с доступом к мировой информации. Студенты должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает со всех сторон. Из этого вытекает, что преподавателю просто необходимо овладеть личностно- деятельностными технологиями обучения. Это технологии, ориентированные на действие и на развитие мыслительных процессов, предполагающие самостоятельное добывание студентами необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Мне для практической деятельности, в работе со студентами больше нравятся технология дидактической задачи, интерактивного обучения и технология развития критического мышления.
У каждого преподавателя есть свой опыт, который он вольно или невольно, но всё же применяет и для сегодняшних студентов. Каждый из нас помнит, что решать задачи, готовиться к экзаменам легче вдвоем, втроем.
И в завершении цитирую слова Л.Н.Толстого: «Если студент не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Используемая литература:
Гин А.А. Приемы педагогической техники.  — М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.trizway.com/art/book/42.html
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность.  — М., 1975.