Статья на тему Национальное самосознание как предмет изучения на занятиях по истории

О.П. Рубанова,
ГБОУ СПО СК «Буденновский медицинский колледж»

Национальное самосознание
как предмет изучения на занятиях по истории

История как учебная дисциплина давно и прочно занимает важное место в образовательном процессе, осуществляемом и общеобразовательными учреждениями, и учреждениями профессионального образования. Провозглашение курса на «гуманизацию и гуманитаризацию образования» позволяет дополнить сведения из истории сведениями из социологии, политологии, культурологии, религиоведения и других, весьма полезных для подрастающего поколения наук.
В то же время на социально-политической арене современного российского общества особое место занимают проблемы межнациональных отношений, миграции, молодежного экстремизма, реализации культурных прав национальных меньшинств и мигрантов.
Однако, что преподносится обучающимся в качестве предмета, именуемого историей? И самое главное, чему на самом деле учат на уроках истории, что кардинально меняется в личности молодого человека после перелистывания (хорошо, если заинтересованного!) пыльных страниц прошлого, что этот человек в дальнейшем сделает хорошего для людей, для своей страны?
Развитость исторического мировоззрения, сформированность гражданской позиции, убежденность в своем национальном превосходстве (в хорошем смысле) – эти качества у российской молодежи в целом если и есть, то в зачаточном состоянии. А если быть точнее, то все это в нации (особенно у русской) основательно деградировало.
В этой связи одним из способов ознакомления с историей своего народа, предупреждения национальных конфликтов, молодежного экстремизма является знакомство с национальным менталитетом, национальным самосознанием всех народов, проживающих на территории РФ.
Понятия «национальный менталитет (ментальность)» и «национальное самосознание» близки по значению. Разница, пожалуй, в степени приземлённости и индивидуализированности, которые в менталитете выражены отчетливее. Менталитет – это общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества. По мнению большинства исследователей, в менталитете обнаруживаются не только коллективные и индивидуальные представления, но и элементы бессознательного восприятия мира. Таким образом, менталитет нации – это специфический способ её мышления, предполагающий, тем не менее, возможность индивидуального и группового мировосприятия. Менталитет складывается у этнических групп, находящихся еще на донациональном уровне развития.
Наличие у нации самосознания говорит о том, что в своем отношении к миру, в своем языке нация имеет специальные способы, при помощи которых она осознает и изображает себя, свою память, свою деятельность. Все это реализуется в культуре. Национальная культура формируется одновременно с процессом становления национального самосознания. Он придает культуре отчетливо выраженный национальный характер. Духовная сила нации, национальное достоинство, вообще идейно-творческий потенциал народа главным образом зависят от того, насколько сохранены, глубоко осознаны и прочувствованы все духовные завоевания прошлых веков, взятые в их вершинах и глубинах.
Систематическое обращение на занятиях по истории к проблемам формирования и развития национального самосознания позволяет решать важнейшую мировоззренческую задачу – преодоление отчужденного отношения студентов к предмету изучения. Ведь черты национального самосознания (национального характера, культурного архетипа) обучающиеся с легкостью обнаруживают у себя, у своих близких, в поведении окружающих их людей. Исторический материал оживает, становится ближе, понятнее. Возникает основа для решения вопросов не только мировоззренческого, но и смысложизненного характера на национальном уровне. Развивается одно из важнейших умений – умение формулировать обоснованные оценочные суждения.
Одновременно происходит процесс формирования национального самосознания самих обучающихся. В конечном итоге необходимо стремиться к выработке следующих черт национального самосознания:
1) осознание принадлежности к нации как социально-экономической и политической организации;
2) осознание места и роли своей нации в системе межнациональных отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры;
3) понимание исторического места своей нации в современном мире.
Конечно, предложенная выше схема имеет характер примера. Для её полной реализации должна быть проведена обстоятельная работа как содержательного, так и методического характера. Вопросы изучения менталитета и национального самосознания должны быть включены в программные материалы, учтены при составлении тематических планов. Отдельные разделы и темы изучаемого курса потребуют привлечения специального дополнительного материала. Особое внимание стоит уделить разработке контрольно-методического аппарата. И конечно главная роль в этой работе принадлежит педагогу. Формальный подход в таком начинании невозможен, только творческое заинтересованное отношение в сочетании с горячей убежденностью смогут вызвать позитивную ответную реакцию со стороны учащихся.
И ещё одно, связанное с утверждением о безусловной зависимости развития российского общества от воли и решений власть предержащих. Без государственной поддержки, без изменения всей образовательной и информационной политики изменения национального сознания российских граждан в лучшую сторону не будут существенными. Общество должно чувствовать реальную связь с государством, его постоянную поддержку.

Литература

Духовная культура и этническое самосознание. – М.,1991.
Ионин Л. Г. Социология культуры. – М.,2004.
Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х тт. – СПб.,1998.
Культурология. Под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону, 2003.
Очерки по истории мировой культуры. Под ред. Кузнецовой Т. Ф. – М.,1997.
Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.,1992.
Россия: опыт национально-государственной идеологии. – М.,1994.
Садохин А. П. Этнология. – М.,2001.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15