Доклад «Организация и проведение производственных практик в профессиональных учебных заведениях».


КГУ «Агротехнический колледж №10 г. Акколь, Аккольский район»
Управления образования Акмолинской области
Доклад на тему «Организация и проведение производственных практик в профессиональных учебных заведениях».

Выполнила: Белова Е.В


Акколь 2016г
Организация и проведение производственных практик в профессиональных учебных заведениях.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с правилами организации деятельности учебных заведений среднего профессионального образования. Они утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июля 2001 года № 539, зарегистрированными в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 10 августа 2001 года № 1621, в соответствии с нормативно – правовыми актами, регламентирующими деятельность организаций начального профессионального образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 мая 2000 года № 463.
2. Организация и проведение профессиональной практики обучающихся, проводится в соответствии с законами Республики Казахстан: “Об образовании”, “ а также в соответствии с государственным общеобязательным стандартом профессионального образования Республики Казахстан.
3. Организация и проведение профессиональной практики обучающихся в профессиональных учебных заведениях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности является обязательным требованием государственных общеобязательных стандартов образования для обеспечения качества подготовки специалистов квалифицированного труда.
4. Профессиональная практика проводится в организациях (предприятиях, учреждениях) соответствующего профиля специальности обучающегося. Продолжительность профессиональной практики определяется учебными планами по специальности, осуществляется на основе договоров о социальном партнерстве с организациями работодателей и заключается за месяц до начала профессиональной практики обучающихся.
5. Целями профессиональной практики являются закрепление, углубление и систематизация знаний обучающихся, полученных в процессе теоретического обучения, привитие необходимых практических умений и навыков по избранной специальности, а также приобщения их к будущей трудовой деятельности.
6. Рабочие учебные программы профессиональной практики разрабатываются на основе типовых учебных программ с учетом специализации, характера организации (предприятия, учреждения) - объекта практики и должны отражать:
1) цели, задачи, содержание всех видов профессиональной практики, контрольные задания по каждому виду практики;
2) виды инструктажей по охране труда и техники безопасности (предварительную и заключительную на рабочем месте).
Рабочие учебные программы и календарные графики прохождения профессиональной практики согласовываются с работодателями (организациями, предприятиями, учреждениями) и утверждаются руководителем организации образования.
7. В период прохождения профессиональной практики в организациях (предприятиях, учреждениях) с момента зачисления учащихся на рабочие места на них распространяется законодательство о труде.
8. Обучающиеся, не выполнившие по уважительной причине требования учебной программы профессиональной практики, проходят практику вторично, в свободное от учебы время.
9. Оценка профессиональной практики учитывается при подведении итогов успеваемости обучающихся по выполнению требований учебных программ за полугодие и учебный год.
10. Сроки проведения профессиональной практики устанавливаются учебным заведением с учетом сезонности видов производственной работы, обеспечения преемственности выполнения требований учебных программ по специальным дисциплинам.
11. Профессиональная практика может осуществляться в виде непрерывного цикла, также путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи содержания практики и теоритического обучения. 12. Планирование, организация и проведение профессиональной практики (всех видов) должны обеспечивать:
1) полноту и целостность подготовки специалистов по выполнению основных трудовых функций;
2) связь профессиональной практики с теоретическим обучением;
3) последовательное формирование у обучающихся умений, навыков и их усложнение по мере перехода от одного вида практики к другому;
5) знакомство с новой экологически безопасной технологией организации производства.
13. Для руководства профессиональной практикой вне учебного заведения за каждой учебной группой (более 15 учащихся) закрепляется руководитель структурных подразделений или преподаватель, ведущий профилирующие специальные предметы.
14. Профессиональная практика включает в себя:
1) учебную практику (ознакомительная или получение первичных профессиональных навыков);
2) технологическую практику;
3) производственную (преддипломную) практику.
15. Основные задачи учебной практики:
1) начальное знакомство с профессиональной деятельностью и формирование первичных практических умений и навыков по избранной специальности;
2) воспитание интереса к специальности и стремления к осознанному освоению теоретических знаний;
3) подготовка обучающихся к прохождению технологической и производственной (преддипломной) практики, а также к более глубокому изучению соответствующих специальных предметов.
16. Учебная практика может осуществляться в виде производственного обучения и продолжения учебного процесса.
17. В тех случаях, когда учебная практика является продолжением изучения учебных предметов (геодезическая, педагогическая, медицинская и т.д.), она проводится преподавателями, ведущими соответствующий предмет.
Перечень учебных практических занятий, являющихся продолжением учебных предметов, определяется предметно-цикловыми комиссиями и утверждается руководителем организации образования.
18. Методическая и материальная подготовка учебных практических занятий осуществляется мастером производственного обучения.
19. В зависимости от специальности учебная практика проводится в учебных и учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и других учебно-вспомогательных объектах учебного заведения, а также в организациях (предприятиях, учреждениях).
20. При проведении учебной практики учебную группу рекомендуется делить на подгруппы численностью не более 8 человек.
21. Продолжительность рабочего дня обучающихся составляет 6 часов, а в организациях (предприятиях, учреждениях) - в соответствии с действующим законодательством о труде, для соответствующих категорий работников - в зависимости от возраста и условий производства.
22. По окончании учебной практики выставляется оценка.
23. Основные задачи технологической практики включают:
1) ознакомление обучающихся непосредственно в организациях (предприятиях, учреждениях) с будущей профессиональной деятельностью;
2) приобретение начальных умений и навыков по специальности;
3) закрепление и углубление знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе выполнения и изучения конкретной профессиональной деятельности в организациях (предприятиях, учреждениях);
4) развитие профессионального мышления, привитие умений и приобретение практического навыка профессиональной деятельности на производстве.
24. Технологическая практика проводится в организациях (предприятиях, учреждениях), а также в учебно-производственных и учебных хозяйствах организаций образования.
25. По окончании технологической практики предусматривается проведение промежуточной аттестации в виде выполнения пробных квалификационных работ на подтверждение и получение соответствующей профессиональной квалификации.
Для выполнения квалификационных пробных работ организуются квалификационные комиссии, в состав которых включаются представители организации (предприятия, учреждения) и представители профессионального образования.
Обучающимся, успешно выполнившим квалификационные пробные работы, присваиваются соответствующие профессиональные квалификации (разряд, категория) и выдаются удостоверения установленного образца.
26. Производственная (преддипломная) практика в зависимости от избранной специальности в условиях конкретной организации (предприятия, учреждения) предусматривает изучение:
1) функционирования производства, комплекса мер по выявлению резервов повышения эффективности и производительности труда, а также оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов;
2) мероприятия, проводимые по охране труда и технике безопасности;
3) внедрения новой технологии в производство.
27. Во время производственной практики обучающиеся овладевают навыками работы с оборудованием, механизмом, контрольно-измерительными приборами, инструментами, проводят исследования соответствующих материалов по теме дипломной работы.
28. По итогам профессиональной (технологической и производственной) практики предусматривается сдача отчетов обучающихся о выполнении программ практики с предоставлением заключения руководителя практики от организации (предприятии, учреждения).
Отчет о выполнении и прохождении профессиональной практики включает:
а) письменный отчет о выполнении программы профессиональной практики;
б) дневник-отчет обучающегося о прохождении профессиональной практики;
в) производственную характеристику с указанием рекомендуемого уровня квалификации с места прохождения практики.
(Приложение: Типовая форма дневника-отчета о выполнении программы профессиональной практике обучающегося-практиканта). 29. Оценка результатов выполнения технологической и производственной практики определяется на основании собеседования с обучающимися с учетом производственной характеристики, составленной руководителем практики от организации (предприятия, учреждения).
30. Для организации и проведения профессиональной практики учебное заведение заключает договор с организацией (предприятием, учреждением).
В договоре предусматривается максимальное привлечение обучающихся к выполнению производственных задач и рекомендуется включение обязанностей следующих сторон: среднего профессионального учебного заведения, организации (предприятия, учреждения) и обучающихся.
31. Обязанности профессиональных учебных заведений:
1) назначение руководителя, ответственного за качественную организацию и проведение профессиональной практики;
2) установление связи с руководителем практики от организации (предприятия, учреждения), обеспечение разработки рабочих учебных программ и графика проведения профессиональной практики;
3) участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
4) осуществление контроля за обеспечением организацией (предприятием, учреждением) условий труда и быта обучающимся, проведение с ними обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
5) разработка индивидуальных заданий и проверка их выполнения, оказание обучающимся методической помощи;
6) организация в необходимых случаях медицинского осмотра обучающихся, направляемых на профессиональную практику;
7) выплата в период прохождения профессиональной практики обучающимся государственной стипендии в установленном порядке.
32. Обязанности организации (предприятия, учреждения):
1) назначение ответственного работника, осуществляющего общее руководство профессиональной практикой обучающихся, при необходимости, закрепление наставника из числа ведущих специалистов за обучающимися-практикантами;
2) определение ответственности за качественную организацию и проведение профессиональной практики в соответствии с учебными программами профессиональной практики;
4) предоставление в соответствии с учебной программой практики обучающимся рабочих мест, обеспечивающих наибольшую эффективность ее выполнения;
5) организация обучения-инструктажа до начала профессиональной практики по правилам техники безопасности с проверкой их знаний по охране труда и технике безопасности;
6) обеспечение выполнения согласованных с учебным заведением графиков прохождения профессиональной практики;
7) предоставление возможности пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией;
8) обеспечение и контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данной организации (предприятии, учреждении);
9) создание необходимых условий для освоения производственных приемов и методов труда;
10) оформление и допуск к работе в условиях повышенной вредности и опасности с техническими устройствами, подконтрольных органам государственного надзора;
11) рассмотрение возможности обеспечения обучающихся во время прохождения практики на рабочих местах защитной одеждой, обувью и другими индивидуальными средствами защиты по нормам, установленным для соответствующих работников организации (предприятия, учреждения);
12) определение ответственности за несчастные случаи произошедшими на производстве;
13) предусмотрение возможности произведения оплаты за выполнение производственной работы и при необходимости заключения индивидуального трудового договора с обучающимися;
14) составление производственной характеристики с указанием рекомендуемого уровня квалификации.
33. Обучающиеся средних профессиональных учебных заведений во время прохождения производственной практики в организациях (предприятиях, усреждениях) обязаны:
1) соблюдать действующие в организациях (предприятиях, учреждениях) правила внутреннего распорядка;
2) изучать и строго соблюдать правила охраны труда, требования техники безопасности и производственной санитарии;
3) полностью выполнять задания, предусмотренные учебной программой профессиональной практики;
4) вести дневник о прохождении профессиональной практики;
5) предоставлять руководителю практики от профессионального учебного заведения письменный отчет и дневник профессиональной практики, подписанный руководителем от организации (предприятия, учреждения) о выполнении требований учебных программ профессиональной практики.
34. В договорах на организацию и проведение профессиональной практики рекомендуется предусмотреть:
- возможность привлечения руководителей практики со стороны учебного заведения к выполнению производственных задач вместе с обучающимися за определенную оплату труда, как наставнику на рабочем месте;
- возможность перевода обучающихся на другие объекты профессиональной практики в случае обнаружения грубых нарушений со стороны организации (предприятия, учреждения) условий договора на организацию и проведение профессиональной практики.