Преподавание иностранного языка в профессиональных учебных заведениях

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Стремительный социально-экономический прогресс диктует высокие требования к уровню преподавания иностранного языка в высших и средне-специальных учебных заведениях, так как каждое новое поколение студентов должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Изменение социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обуславливают необходимость качественного изменения профессиональной подготовки студентов.
К потребностям времени относятся формирование и развитие творческого потенциала будущего специалиста, его познавательных потребностей и интеллектуальных способностей, информационной и профессиональной культуры, культуры поиска и использования информации. В настоящее время наблюдается быстрый рост информационных потребностей, среди которых выделяются потребности, необходимые для решения конкретных профессиональных проблем.
Подготовка любого современного специалиста в высших и средних учебных заведениях предполагает формирование разнообразных профессиональных умений и навыков с последующим их развитием и совершенствованием. Важным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля является приобретение опыта языковой коммуникации.
Целью курса иностранного языка в среднем специальном учебном заведении является овладение обучаемыми коммуникативной компетенцией, что позволяет использовать иностранный язык для дальнейшей учебной деятельности, а также для делового профессионального общения.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от видов деятельности, определяемых стандартом специальности обучающихся. Способность к межкультурной коммуникации с позиции компетентностного подхода выражается не только в овладении студентами коммуникативной компетенцией, но и ключевыми компетенциями в процессе изучения иностранных языков. Ключевые компетенции в области изучения иностранных языков студентов СПО  - это интегрированная способность выпускника к эффективной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию с использованием иностранного языка. Состав ключевых компетенций в сфере преподавания иностранных языков будет следующим: 
- готовность проявлять ответственность за выполненную работу (умение ставить цели овладения различными аспектами иностранного языка, умение представить конечный результат иноязычной деятельности в полном объеме),
- способность к самостоятельным действиям (умение понять смысл текста, умение пользоваться словарями, справочной литературой, умение отделять главную информацию от второстепенной, умение писать аннотацию и т.д.),
- устойчивое стремление к самосовершенствованию.
Ключевые компетенции стимулируют студентов на практическое овладение языком, на овладение способами и технологиями исследовательской, самостоятельной работы, имеющей большое значение в условиях дефицита учебных часов, отведенных на изучение  иностранных языков, и большой загруженности студентов занятиями по профилирующим дисциплинам в среднем специальном учебном заведении. 
Компетентностный подход предъявляет определенные требования к студентам и уровню владения ими иностранного языка. В связи с этим различают базовые и продвинутые компетенции у студентов.
На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т.д.)
Продвинутый уровень предполагает, что студенты будут использовать иностранный язык для решения практических задач, например, для поиска необходимой информации по профилю своей специальности. Этот уровень имеет междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только по правильности употребления определенных грамматических конструкций и активной лексики.
Насколько успешно реализуется компетентностный подход в обучении, можно судить по тому, насколько студенты со своим уровнем владения иностранным языком оказываются способными в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место не только в своем обществе, но и в международном сообществе.
В условиях обучения иностранному языку у учащихся развиваются определенные компетенции путем приобретения знаний, которые они смогут приобрести в своей дальнейшей профессиональной деятельности в сфере экономики, коммерции и бизнеса, овладение различными способами решения проблемно-познавательных задач, опытом эффективного принятия решений и достижения поставленных целей через преодоление препятствий. Запас знаний, владение способами решения проблем и опыт достижения цели являются необходимыми составляющими компетенции студентов.
При достижении основной цели обучения возникают некоторые трудности. Во-первых, разный уровень подготовки по дисциплине «Иностранный язык», что предполагает наличие дифференцированного подхода к обучаемым. Во-вторых, недостаточное количество учебников, отвечающих требованием времени и содержащих тексты профессиональной направленности.
Преподавание английского языка в колледже должно иметь профессиональную направленность. Предметное содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» должно быть разным у групп обучающихся различным специальностям. Сварщик, машинист локомотива и станочник не могут обучаться на текстах одной тематики.
Эффективность учебного процесса по иностранным языкам в средне специальном учебном заведении зависит от ряда факторов, ведущим из которых является мотивация, определяемая его профессиональной направленностью.
Чтобы у студентов не пропадал интерес к иностранному языку, преподаватель не только должен знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению. Необходимо не только положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области, но и необходимо заинтересовать студентов иностранным языком и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет.
Таким образом, обучение иностранному языку в средних профессиональных учебных заведениях предполагает приобретение специальных знаний, умений и навыков, профессионально значимой информации и воспитание готовности будущего специалиста к речевому профессиональному взаимодействию.




15