Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников среди учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников среди учащихся
5-11 классов общеобразовательных учреждений
ХИМИЯ 9 класс
Время проведения – 90 минут
Перечень разрешенных технических средств, справочных материалов: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; не программированный калькулятор.

Задание 1.Осуществите превращения, назовите вещества А,В,С, D и Е

(25 баллов).
Задание №2 Решите задачу.
На склянке с медным купоросом (CuSO4*5H2O) значилось: чистота не менее 99%. Чтобы определить реальную чистоту вещества,13,10 г. образца растворили в воде, прилили необходимый объем раствора щелочи до выпадения осадка. Полученный осадок промыли водой, высушили и прокалили. Масса вещества, образовавшегося при прокаливании, оказалась равной 3,98 г. Соответствовал ли медный купорос заявленной чистоте? Если нет, то вычислите массовую долю посторонних примесей. Относительную атомную массу меди считайте равной 63,55.
(25 баллов)
Задание №3
.На сухой хлорид натрия подействовали концентрированной серной кислотой при слабом нагревании ,образующийся газ пропустили в раствор гидроксида бария. К полученному раствору прилили раствор сульфата калия. Полученный осадок сплавили с углем. Полученное вещество обработали соляной кислотой . При этом наблюдалось выделение сероводорода. Напишите уравнения описанных химических реакций. Для трех из них составьте уравнения химических реакций в ионном виде.
(28 баллов)
Задание №4.
Вспомните мнемоническое правило, которое позволяет запомнить цвета радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Из предложенного перечня веществ выберите по одному примеру, соответствующему каждой краски радуги.Перечень веществ: Оксид свинца (II) PbO, сульфид ртути HgS, растворы солей меди (II), оксид железа (III) Fe2O3, оксид ртути(II) HgO, соли никеля (II), дихроматы щелочных металлов и аммония, оксид хрома (III), пары йода, берлинская лазурь, хлорид хрома (III), лакмус, хроматы щелочных металлов. 
(21 балл)


ОТВЕТЫ
9 класс
Задание 1. .( максимально 25б)

3Fe + 2O2 = Fe3O4 (4 балла) Fe3O4 + 8HCl = FeCl2 + 2FeCl3 + 4H2O (4 балла) FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl (4 балла) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl (4 балла) 2Fe(OH)3 + Fe(OH)2 = Fe3O4 + 4H2O (4 балла) Вещества: А Fe3O4; В и С FeCl2 или FeCl3; D и Е Fe(OH)2 или Fe(OH)3
(5 баллов за каждое из названных веществ)
Задание 2.( максимально 25б)
1.Составлена схема приведенных реакций: CuSO4*5H2O Cu(OH)2 CuO
M=
·249.55г/моль 79,55 г/моль (2 балла).
2.Составлена 1-ая пропорция: из 249,55 г. CuSO4*5H2O получается 79, 55 г. CuO
из х г. CuSO4*5H2O получается 3,98 г. CuO
х=249,55*3,98:79,55=12,49 г. (CuSO4*5H2O – «чистого» вещества) – (8 баллов)
3.Составлена 2-ая пропорция:
13,10 г. CuSO4*5H2O содержат 12,49 г. «чистого» вещества CuSO4*5H2O
100 г. CuSO4*5H2O содержат у г. CuSO4*5H2O
у =100*12,49/13,10= 95,3 г. (8 баллов)
Вычислена массовая доля примесей в медном купоросе : В 100 г. медного купороса содержится 95,3 г. CuSO4*5H2O , что соответствует чистоте 95, 3% , вместо заявленной 99%. (6 баллов).
Вычислена массовая доля посторонних примесей – 4,7 % (100-95,3=4,7%) (1 балл)
Задание 3. (максимально 28б)
1) 2NaCl+H2SO4= 2HCl+ Na2SO4 (4 балла))
2Cl- +2H+ = 2HCl (2 балла)
2) 2HCl + Ва(ОН)2 = ВаCl2 + 2Н2О (4 балла)
2 H++ 2ОН- =2Н2О (2 балла)
3) ВаCl2+ К2SO4= ВаSO4 +2 КСl (4 балла)
Ва2+ + SO42- = ВаSO4 (2 балла)
4). ВаSO4+ 4С = ВаS + 4CO 5 (баллов)
5. ВаS + 2 HCl = ВаCl2 + Н2S (5 баллов)
Задание 4.(максимально 21б.)
1.HgO-красный,
2.Fe2O3- красно-коричневый
3.дихроматы щелочных металлов и аммония -оранжевый
4.хроматы щелочных металлов - желтый
5.соли никеля(NiSO4*7H2O) и Cr2O3  -зеленый
6.р-ры солей меди(CuSO4*5H2O)-голубой
7.берлинская лазурь- синий
8.пары иода, лакмус - фиолетовый.

За каждый правильный ответ -3 балла
Рисунок 115