Конспект урока математики на тему « Единицы величин и их соотношение»

Конспект урока математики в 4 классе
Автор: Вилесова Л.М.. МОУ СОШ №14 г. Березники
по теме « Единицы величин и их соотношение»


Основные цели:
Цели: Повторить величины, единицы измерения величин, соотношение единиц величин, закрепление умения выполнять действия с величинами (умножение, сложение), сравнивать однородные величины, выраженные в единицах разных наименований, использование и применение их в практической деятельности.
Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать.
Развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении, используя разноуровневые задания, самостоятельные упражнения;
Воспитывать любовь к математике, активность, взаимопомощь, способствовать формированию интереса к предмету;

Ожидаемые результаты: умение выполнять действия с величинами, сравнивать величины; умение применять анализ, синтез, сравнение.


Время
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
УУД

0,5 мин
1.Оргмомент Эмоциональный настрой.




Настрой на урок. Пожелания хорошего настроения улыбками.



Друг другу улыбнуться.
Личностные
внутренняя позиция школьника на уровне положительного к учёбе.








8 мин
2.Актуализация знаний. Мотивация.
Прочитайте цитату немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В чём заключается самый главный смысл этого высказывания?
Подходит ли это высказывание к уроку математики?
Это всё заставляет нас научиться главному – уметь учиться.
Умеете ли вы учиться? С помощью средств обратной связи оцените своё умение учиться?
Какие способы помогают вам в умении учиться?


















Какой способ у вас вызывает трудность?







Выполняем операцион ный контроль.
Определяем уровни сложности.
Владеем понятийным аппаратом.
Находим проблемы и решаем их.
Умеем пользоваться источниками.
Умеем высказывать своё мнение.
Умеем оценивать себя, товарища, класс.
Умеем работать по эталону, образцу.
Умеем рефлексировать. (прогностическая оценка, оценочная линеечка Дембо, средства обратной связи)
Владеем культурой диалога.

Ответы детей
Регулятивные, познавательные.


































Коммуникативные, личностные

















познавательные логические


7мин
3. Создание (постановка ) проблемной ситуации и её разрешение.

Прочитайте название и автора книг. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Жюль Верн «20 тысяч лье под водой». Датский писатель Андерсен написал сказку, а французский писатель Жюль Верн написал классический научно – фантастический роман, который был впервые опубликован в 1869 году.

Почему эти книги я взяла на урок? Что интересного в названиях этих книг?

Знакомы ли вам эти единицы измерения величин?
Почему эту девочку назвали Дюймовочка?

Дюймовочка маленького роста – 2см 54мм. Слово дюйм происходит от голландского языка – большой палец. Это старинная мера длины.
Кто сможет объяснить, почему дано такое название этой книге «20 тысяч лье под водой»? Льё – французское слово, это единица измерения длины, равная длине дуги земного меридиана – от северного полюса до южного.

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Жюль Верн «20 тысяч лье под водой».








Дюймовочка маленького роста.



Коммуникативные, личностные, познавательные логические


3,5мин
4.Постановка учебной задачи. Целеполагание
Определение темы и цели урока.

Определите тему урока, исходя из нашего диалога.








Назовите цели, которые вы ставите перед собой на данный урок?












Мои цели были следующими: освоение учебных умений: оценивать, контролировать, рефлексировать, целеполагать.

Совпали ли наши цели? Чем они расходятся?


Итак, тема нашего урока «Единицы величин и их соотношение». Объектом исследования будут величины, действия с величинами.

В названии этих книг встречаются названия единиц измерения разных величин. Значит, тема нашего урока «Единицы величин и их соотношение».



Установить соответствие между единицами измерения одной величины.
Определить, можно ли выполнять математические действия с данными величинами.
Отрефлексировать знаю - не знаю, умею – не умею, могу – не могу, не получается
Уточнить способы действий выполнения некоторых операций.





(Выяснить «болевые» точки, установить причину незнания, посмотреть каких достигли результатов)

Регулятивные, познавательные

5мин
































10 мин
5.Реализация построенного проекта.
Актуализация и фиксирование индивидуально го затруднения в пробном пространстве урока.






















6.Выявление места и причины затруднения.

Какие величины вам известны?

Какие операции выполняем с именованными числами?










Как называется этот вид контроля?


Начертите оценочную линеечку Дембо, на ней будем отмечать ту операцию, которая вызывает затруднение при работе с величинами.


Поднимите руку, кто затрудняется в первой операции, второй, третьей?
Укажите способ действия для разрешения этих трудностей?


Кто согласен, что этот предупреждающий об опасности знак нужно поставить к четвертой операции?
Почему?
Для того, чтобы развеять сомнения, уточнить причины трудностей, подтвердить свою самооценку
выполним тест. Перед вами пять тестов. Определите уровень сложности этого задания.
Тест А. (открытый)
№ 1
Масса девяти холодильников 2т7ц. Чему равна масса одного такого холодильника?
№ 2
Длина гвоздя 1 дм 2 см. Какова длина гвоздя в миллиметрах?
№ 3
Как изменится периметр прямоугольника, если его ширину увеличить на 1 м 30 см?
Тест Б. (закрытый)
№ 1
Выбери знак, пропущенный в записи
4оо см.кв. + 5 дм.кв. * 1 м. кВ.
1)= 2) 3)
№ 2
Найди площадь квадрата, если его периметр равен 1м60см.
1)16 дм.кв. 2) 1600 см.кв. 3)16 м.кв.
№ 3
Масса 13 шоколадных конфет – 250 г. Сколько конфет в 1 кг?
1)60 конфет 2)50 конфет 3)52 конфеты
Тест В. (Альтернативный)
№ 1
Верно ли утверждение, что в трёх двухлитровых банках сока столько же, сколько в двух трёхлитровых?
№ 2
8 км 10м + .м =9 км
Ваня вставил пропущенное число - 90. Оля - 990. Таня - 900. Прав Ваня.
№ 3
Согласны ли вы с утверждением, что при снижении температуры ртутный столбик может опуститься на 20 см. (20 мм)
Тест Г. (Тестовое задание на установление последовательности)
№ 1
Выбери запись величин в порядке убывания.
1)320г, 320 кг, 320 ц, 320 т
2)10 сут, 10ч, 10с, 10 мин
3)408 км, 408 м, 408см, 408мм
№ 2
Разгадай правило, по которому записан ряд величин:
250м, 1000 м, 4 ооо м, 16000м, ,
Продолжи этот ряд.
Тест Д. (Тестовое задание на установление соответствия)
№ 1
Выберите пару равных величин
4800кг и 4 т 80 кг
6 дм 2 см и 620 мм
480 ц и 4 т 8 ц
2700 кг и 72 т
270 см и 27 дм
300 ц и 3 т
№ 2
Соотнесите год и век
1783 x
2010 xiv
1928 xxi
976 xviii
1395 xx
Познакомьтесь и выберите тот тест, с которым вы считаетесь что справитесь.

Кто будет выполнять тест А, Б, В, Г, Д. Назовите виды тестов ?










Кто может дать образец к тесту А, Б, В, Г, Д.
Проведём анализ вашей работы.
Проверим тест А.

Какие операции выполняем с именованными числами?









Какие ошибки возникли?

Объясните причину возникновения ошибки у себя. Проверим тест Б, В, Г, Д.

Определите, какой тест самый простой? Почему?

Определите, какой тест самый трудный? Почему?

В каком тесте было допущено наибольшее количество ошибок? Почему?

Для рефлексии индивидуальной самооценки и групповой мы используем средства обратной связи. Оцените себя с помощью средств обратной связи, владеете ли вы способами действия с именованными числами.

Время, площадь, длина, масса
Нельзя сравнивать разные величины.
Знать таблицу мер величин.
Использовать эти соотношения при преобразовании одной единицы измерения в другую.
Нельзя производить действия с единицами измерения разных величин.


Пооперационный контроль.










Посмотреть, воспользоваться тетрадью – помощником.


Ошибки возможны - нельзя производить действия с единицами измерения разных величин.




















































































(Тестовое задание на установление соответствия)
(Тестовое задание на установление последовательности)
(Альтернативный)
(Закрытый)

(Открытый)







Нельзя сравнивать разные величины.
Знать таблицу мер величин.
Использовать эти соотношения при преобразовании одной единицы измерения в другую.
Нельзя производить действия с единицами измерения разных величин.











































Познавательные логические, личностные

1мин
7.Физминутка.

Упражнение “Подари улыбку”.
Цель: Установление контакта, улучшение эмоционального состояния.

Дети повторяют за взрослым слова и движения, стоя в кругу: “Улыбнусь правой ручке (поворот головы вправо). Улыбнусь левой ручке (поворот головы влево). Улыбнусь правому ушку (дотрагиваются до правого уха). Улыбнусь левому ушку (дотрагиваются до левого уха). Улыбнусь правому дружку (улыбается, протягивает руку вправо). Улыбнусь левому дружку (улыбается, протягивает руку влево). Солнцу улыбнусь (руки вверх). С друзьями обнимусь (все обнимаются)”.




5мин
8.Исследование учебного объекта – получение нового способа или понятия (реализация построенного объекта)


Определить какой следующий этап урока подскажет вам эта таблица – ориентир. (Наблюдение, сравнение, анализ)
Учитель . Работа в группах. Возьмите карточку. Прочитайте задание. Определите уровень сложности данного задания. Ведущий фиксирует на доске уровень сложности с помощью средств обратной связи.
Сгруппируйте известные вам единицы величин: м3, дм, доллар, сутки, фут, т, га, франк, мин, век, коп, кг, ц, евро, мм, м2, а, рубль, вершок, дюйм, дм3, баррель, пядь, льё, литр, см3, лира, миля, аршин, верста, локоть, рупия, сажень. Какие способы группировки можете предложить.
Назовите единицы измерения величин, которые вы сгруппировали.
Назовите, какие единицы измерения величин остались?
Что измеряют этими величинами?
литр – единица вместимости
баррель – единица объёма, которой измеряют нефть. Например, в США нефть измеряют бочками (60 кг – бочка нефти). С баррелем, как и с другой внесистемной единицей, много путаницы. В ряде СМИ измеряют объемы разлива даже в литрах, в лучшем случае – в тоннах, что более понятно, во всяком случае, для нас, привыкших к метрической системе .
дм3,м3 – единицы объёма
Система древнерусских мер длины включает в себя следующие основные меры аршин, верста, локоть, сажень, пядь, вершок. Сажень – одна из наиболее распространённых на Руси мер длины. Меры длин наших предков. Это удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя «забыть дома».
Послушайте крылатые выражения «Косая сажень в плечах», «На свой аршин мерить», «Семи пядей во лбу».
льё, миля, фут – единицы измерения длины разных стран.
Международная морская миля – 1852 м.
Фут – английское слово, используемое значение ступня, длина от 28 см до 32 см. Моряки перед плаваньем на счастье и удачу желают «Семь футов под килем». Мне кажется, что условно означает «не сядь на мель». Давайте сосчитаем , сколько это «семь футов под килем». 28 x 7=196 см. Не меньше 2 метров должна быть глубина от днища корабля до морского дна.
евро, доллар, франк, лира, рупия – денежные единицы стран мира.
Доллар – денежная единица США, одна из основных резервных валют мира. Обозначение:
Перед вами банкнота 100 долларов. В свободном обращении присутствуют и выпускаются банкноты номиналом: 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов.
Евро – официальная валюта в 16 странах «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Испании, Кипра, Нидерландов, Финляндии, Франции)
Знак валюты:
Назовите денежные единицы стран мира. (проверка домашнего задания)
В Федеральном Законе есть статья № 186 «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг».

Эти единицы можно применять и использовать в наши дни, особенно, их, используют в некоторых профессиях. Назовите эти профессии?


С какой целью были подобраны эти задания?



Исследование учебного объекта.
















баррель , льё, миля, фут,евро, доллар, франк, лира, рупия.




























































Моряки, брокеры, менеджеры, банкиры, туристические агенты.

(развитие умения учиться)




























Познавательные логические, личностные

4мин
9.Формирование способов действий и применение их в практической работе.

Перед вами три задачи. Прочитайте и выделите кружочком ту, которую сможете решить.
Сколько рублей стоит 18 долларов, если по курсу на сегодняшний день 1 доллар стоит 30рублей 78 копеек?
Гномик меньше Дюймовочки в 2 раза. Вычислите рост гномика.
У мамы 5 евро и 100 рублей . Сколько рублей у мамы?
Поднимите руку те, кто решал 1 задачу?
Какие операции выполняли с именованными числами?


Поднимите руку те, кто решал 2 задачу?
Что необходимо знать?
Кто запомнил, какова величина дюйма в современном исчислении? Я напомню.
Какие операции выполняли с именованными числами?





Поднимите руку те, кто решал 3 задачу?
Все ли величины можно сложить?
Где можно узнать эту информацию?


1 евро стоит 42 рубля 23 копейки
Какие операции выполняли с именованными числами?

Решение и ответ 1 задачи: 3078X18=65404 копеек=654 рубля 04 копейки
Решение и ответ 2 задачи:254:2=127мм=1см 27 мм
Решение и ответ 3 задачи: 4223x5+100=22215 копеек=222 рубля 15 копеек




















Таблица мер стоимости.
Преобразование одной единицы измерения в другую

рост Дюймовочки.


2см54мм

Таблица мер длины.
Преобразование одной единицы измерения в другую



Нет. Нужно узнать, сколько стоит 1 евро.
В газете, по телевизору в бегущей строке, в банке.




Таблица мер стоимости.
Преобразование одной единицы измерения в другую.



1мин
10. Рефлексия деятельности.

Когда я готовилась к уроку, я загадала желание и написала его на листочке.
Хотите узнать моё самое главное желание?
Это скоро свершится.
Вспомним цели урока. Назовите их.
Для доказательства вашей объективной самооценки на оценочных линеечках, а их четыре по количеству операций при работе с именованными числами. Отметьте красным карандашом уровень усвоения каждой операцией.





Покажите мне ваши результаты – ваше умение учиться.
Настю попрошу прочитать моё главное желание.
Встаньте те, кто помог выполнить моё желание.
Молодцы.

Да




Нельзя сравнивать разные величины.
Знать таблицу мер величин.
Использовать эти соотношения при преобразовании одной единицы измерения в другую.
Нельзя производить действия с единицами измерения разных величин.

Давайте бороться за то, чтобы успеваемость каждого ученика – была выше средней.






Познавательные логические, личностные






Регулятивные






ЂЂgoogle_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 1 Заголовок 215