Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход в образовании
Теорсеминар 13 октября 2008


1. Причины модернизации системы общего образования

- инновационная экономика
- общественное развитие
Эти причины требуют от выпускников школ, а, следовательно, от учителей определенного набора компетентностей. По мнению Адамского, если образование не находится в контексте экономических тенденций, рассчитывать на высокий результат не приходится, т.к. неизвестно, к каким социально –экономическим условиям готовить выпускника.
Характеристика социально-экономических условий
Резкий рост динамизма потребностей и технологий;
Важнейшим качеством человека становится способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям и приоритетам (фрустрация родителей выбора профессии)
Индустриализация производства, его ориентация на потребности конкретного потребителя;
Инвестиции в человеческий капитал (в образование, з/охранение) становятся ключевым приоритетом гос-ва;
Максимальная нелинейность и гибкость организационных форм производства и социальной сферы (неспособность учителя сделать выбор; учитель находится в замкнутом пространстве, а ему необходимо знание языков, возможность путешествовать и т.д., только так формируется нелинейное поведение учителя)
Включенность процессов получения и обновления знаний во все производственные и социальные процессы;
Опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития (ключевые профессиональные компетентности формируются не в профессиональном образовании, а в дошкольном и школьном);
Многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в т.ч. и социальных) за короткий промежуток времени;
Смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократной освоенной профессии к социальному капиталу, который составляет способности человека успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни;
Вследствие Демографического кризиса повышается стоимость человека
Но ни в росте численности трудовых ресурсов, ни в их стоимости Россия не может быть конкурентом большинству стран.

Выводы:
В мире отсутствует передовой международный опыт решения проблем социальной сферы. Необходим поиск новых институциональных решений, обеспечивающих резкое повышение эффективности инвестиций в Человека;
А следовательно, возникают новые требования к результату образования, и первое из них это запрос на массовость креативных компетентностей, которые до этого рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.
Необходимость образования в течение жизни;
Содержание образования ориентируется не только на усвоение готовых специальных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению;
Самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования;
Культура усвоения должна замещаться культурой поиска и обновления;
Из-за информационной перегрузки возрастает значение компетенций предварительной оценки и выбора информации.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества и возросшие требования к профессиональным качествам работников. Исследования в области рынка труда привели к пониманию того, что в меняющихся рыночных отношениях востребована иная категория специалистов – «Хороший сотрудник». Хороший сотрудник – это не только хороший специалист в своем деле, прежде всего, это человек, который может работать в команде, способный к инновациям, психологически устойчивый, готовый к принятию самостоятельных решений и ответственный за эти решения, готовый к стрессовым ситуациям и умеющий из них выходить. Хороший сотрудник – это компетентный сотрудник. Попытки разобраться, кого можно считать компетентным сотрудником, как и где формируется такой работник приводят к необходимости реформирования системы образования, возложив на нее в качестве главной цели – формирование у обучающихся «Ключевых компетенций», способных взрастить в будущем компетентных работников.

2. Что такое компетентность (компетенция, ключевая компетенция) , компетентностный подход?

До сих пор нет устоявшегося единственного определения понятия «компетенция» или «КК». Нет и единой, принятой всеми классификации компетенций. Др.словами оценить компетентность Ч можно только по результатам его Д относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность.
Европейский фонд образования:
Компетенция определяется как:
Способность делать что-либо хорошо или эффективно;
соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
способность выполнять особые трудовые функции.
Т.е. компетентность – это характеристика, даваемая Ч в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают Ч компетентным.
Есть ли разница м-ду компетенцией и компетентностью?
Компетенция – область правомочий, заданная в точных границах, определение того, на что имеет право состоящий на гос.должности, на что не имеет и что ему предписывается исполнять.
К-сть – как соответствие занимающего или претендующего месту, т.е. СП-сть осуществлять Д в соответствии с требованиями и ожиданиями.
К-сть – это хар-ка Ч, а компетенция – то, чем он владеет (способность, умение). Эти 2 термина можно употреблять как синонимы в двух основных значениях – знающий, в смысле умеющий и в смысле умений, которыми он обладает, а также способный, в смысле имеющий определенный потенциал, возможности осуществлять те или иные действия.

Российское образование, как правопреемник советского, ставит перед собой задачу воспитания выпускника, готового жить в современном обществе, развивая определенные личностные качества, прежде всего, нравственные, оперируя такими терминами, как «уровень подготовленности выпускника», и «учебные умения». Такая подготовка школьников продолжает обеспечиваться за счет усвоения дополнительных знаний, увеличения учебной нагрузки учащихся. Такой подход, основанный на принципах – чем больше знаний приобрел ученик, тем выше уровень его образованности, называемый «знаниевым», во многом способствовал переориентации процессуального потенциала знаний на декларативный. Зачастую недавние выпускники школы, сталкиваясь с жизненными задачами, показывают свою неспособность применить выученные «знания» на практике и лишь констатируют «знаю, как надо делать», вместо «умею делать».
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает важную роль знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. Результатом обучения должно быть не только появление у школьников новой информации, новых идей, но, прежде всего, предпосылок для изменения в поведении, которые можно интерпретировать как навыки социализации, готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности, навыки управления знаниями.
КП – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации ОП и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащегося;
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
Смысл организации ОП заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
Знаниевый подход
КП

Цель образования – определенный объем знаний
способности использовать полученные знания в решении разл. проблем

Содержание образования – знания основ фундаментальных наук
опыт самостоятельного решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем

Организация ОП – традиционные методики (в основе наглядно-словесный метод)
Активные методы и формы учебной деятельности

Оценка образовательных результатов – уровень репродукции полученных знаний
Уровень сформированности компетентностей, позволяющий успешно адаптироваться в обществе


С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование целого ряда компетентностей. ОШ не состоянии сформировать все виды компетентностей у учеников, достаточные для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы Д и новые ситуации. Поэтому цель школьного обучения – формирование ключевых компетентностей.
Под КК понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Эта спос-сть м.б.реализована и за рамками школьного образования. Сам термин КК показывает на то, что они являются основанием или ключом» для других более конкретных или предметных компетентностей. В то же время владение ими позволяет Ч быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной Д, в том числе и в личной жизни. КК носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области Д. Какие же качества необходимы Ч в любой профессиональной Д?
Джон Равен «Компетентность в современном обществе»:
Способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
Способность проявлять инициативу; не спрашивая других, следует ли это делать;
Готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
Способность уживаться с другими;
Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая опыт и обратную связь с окружающими);
Умение принимать решения на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возм-сти обработать информацию математически.
Совет Европы:
Политические и социальные компетенции – способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно и др.
К, связанные с жизнью в многокультурном обществе – способность принять различия, уважать других и жить с людьми других культур, языков и религий;
К, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком.
К, связанные с возрастанием информатизации общества;
Способность учиться на протяжении жизни

3. КК, формируемые школой, имеют некоторые особенности: 1) речь идет о способности эффективно действовать не только в учебной , но и в других сферах Д; 2) речь идет о способности действовать в ситуациях, когда обучаемому нужно самостоятельно определить решение задачи, уточнить ее условия, найти способы решения, и к тому же самостоятельно оценить полученные результаты; 3) имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
Описание КК, как целей школьного образования означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной Д. С этой точки зрения цели школьного образования, заключаются в следующем:
Научить учиться, т.е.решать различные проблемы в учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной Д, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими людьми – учениками, учителями;
Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, социальных и др.
Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (как гражданина, как работника, как потребителя и т.д.)
Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
Научить решать важнейшие проблемы, такие как: коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, навыки самоорганизации, организации совместной Д.
Реализация этих целей означает достижение нового результата образования, нового качества образования. И это новое качество, построенное на сформированных в школе компетентностях, во многом более выигрышно приводит молодое поколение к успешному старту как в продолжении образования, так и к началу трудовой Д.
Для реализации КП необходимо использовать иные методы и формы учебной Д, заменяющие пассивную роль ученика в обучении на активную позицию человека, которому надо принимать решения и нести за них ответственность.
Задача: определить набор КК для ученика БСОШ, разработать способы и процедуры оценки уровня достижений КК в учебном процессе.

Литература:
Школьные технологии №5, 2006, стр.35 «Образовательная компетентность: от существующего знания к инновационной культуре»
Школьные технологии №1, 2008, стр149 Способы и процедуры оценки уровня достижений КК в учебном процессе.
Школьные технологии №5, 2007 стр 51 О ключевых компетенциях и КП в образовании
Народное образование №7, 2007 стр.145 Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника?
Воронцов А.Б., директор института РО г Москва. Лекция «Оценка качества образования»