Статья «Документальное сопровождение мониторинговой деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении»


ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аширова М.А.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
С. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края
   Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы. Воспитательная работа строится по следующим направлениям:
Духовно - нравственное,
Гражданско - патриотическое,
Экологическое,
Аналитико - диагностическое,
Спортивно - физическое.
Современная трактовка профессиональной компетентности классного руководителя понимается как - совокупная характеристика личности педагога, который на основе педагогической, методической и  исследовательской деятельности, овладевает знаниями, умениями и навыками эффективного решения актуальных воспитательных задач.
     Классный руководитель в ходе своей работы создает условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой использование ресурсов общеобразовательного учреждения и социума для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.
 В современной школе деятельность классного руководителя сопровождается множеством различных документов, регламентирующих различные стороны его деятельности. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.           
     Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает в себя:
· обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль  посещаемости школы обучающимися класса и причин пропусков учебных занятий; информированность о состоянии здоровья учащихся класса;  работа с листком здоровья в классном журнале; совместно с медицинским работником и родителями разработка и реализация комплекса мер по охране и укреплению здоровья; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; организация горячего питания; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);
· обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе и между обучающимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе; о характере взаимоотношений между обучающимися класса и ведущими занятия в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение для этой работы психолого-педагогической службы);
· содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей-предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными и с неуспевающими учащимися);
· воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию обучающихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, равнение на эталоны гражданственности; планомерное развитие ученического самоуправления на основе договоров при взаимодействии классного руководителя и учащихся).     Вариативный компонент деятельности классного руководителя тесно привязан к личности педагога, осуществляющего классное руководство, его мотивации, профессиональной компетентности предполагает: 
· специфическую воспитательную работу (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении,  развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия детей в конкурсах соревнованиях школьного, районного, краевого и Всероссийского уровня);
· профилактическую работу (выявление обучающихся - потенциальных нарушителей дисциплины; разработка, согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом и реализация комплекса профилактических мер с привлечением широкого круга участников и использование возможностей различных организаций социума).
Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:
изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
оценки состояния воспитания;
прогноза развития воспитания;
выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:
наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.
Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы  мониторинг подразделяется на две группы.
В первую группу входят объективные статистические показатели:
Процент успеваемости и посещаемости.
Количество правонарушений, совершенных учащимися.
Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОДН, КДН.
Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.
Процент охвата учащихся горячим питанием.
Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).
Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:
         диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);
Социометрия применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.                                                                    Социометрическая методика используется классными руководителями  в каждом отдельном классе  и этот метод, занимает одно из мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью,  наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет. Для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа. Во - первых, метод довольно прост в технической реализации. Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного человека. Во - вторых, длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает всего несколько часов. В- третьих, социометрия позволяет оперировать количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную оценку, например, при целенаправленном командообразовании.
Социометрическая процедура может иметь целью:а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
         уровень воспитания ученика, класса и школы в целом (Уровень воспитанности);
    Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. Что понимать под «воспитанностью»? По каким критериям судить о «воспитанности»? Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умение применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.
Выявлять, тем более  измерять воспитательные  результаты чрезвычайно сложно. Об этом знают все педагоги - практики, поскольку формирующаяся личность школьника  находиться в постоянном развитии.
 В тоже время классному руководителю нужно помнить, что диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности, и предупреждения отклонений в поведении детей.
    Определить уровень воспитанности  школьника можно только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность сравнить ответы, суждения, устные и письменные высказывания школьника, его поведения и реакции  в различных жизненных ситуациях. Умный  и чуткий педагог  любое дело в классе, любую индивидуальную беседу  использует как своеобразный тест для изучения уровня воспитанности в зависимости каким содержанием  заполнены эти дела.
   Для диагностики уровня воспитанности школьников классными руководителями школы и мной используются следующие   различные известные методики и методы:
1.    «Незаконченный тезис» (Н.Е. Щуркова).
2.    Анкеты о нравственных идеалах и эстетических интересах. Например
    «Нравственные нотки поведения», 
3.    Сочинение «Мой идеал».
4.    Педагогические характеристики.
5.    Педагогическое наблюдение, ситуация выбора, анализ конфликта, ролевые игры.
6.    Индивидуальная беседа.
Степень воспитанности делится обычно на 5 уровней:
 1 уровень - не  знает  норм  и  правил  поведения.
2 уровень - знает, но  не  ведет  себя  в  соответствии  с  ними.
3 уровень - нормы,  правила  поведения  имеют  личностный смысл, но  поведение  ситуативно,  не постоянно.
4 уровень - знание  норм,  правил, обязанностей  стало  внутренней  потребностью  личности.
5 уровень - знание  норм, правил,  обязанностей стало  внутренней  потребностью  личности. Постоянное  нравственное  поведение.
 
Примерные  показатели уровня воспитанности учащихся:
1  Учебная и социальная активность
2  Морально-волевые качества
3  Коммуникативные качества
4 Здоровье. Здоровый образ жизни.
          эмоционального настроя класса.
Это тот благоприятный  либо стрессогенный фон, на котором разворачивается основная деятельность ребенка в школе.
  Для изучения атмосферы в классе классными руководителями  применяются метод наблюдения, бесед, тесты   «Психологический климат в классе», «Самоконтроль и общение», «Умеете ли вы общаться» и.т.д,
         а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе   («Путь к успеху», «Предпрофильная подготовка и профориентация»,  «Здоровье», компьютеризации).
Каждый ученический класс по-своему уникален, деятельность классного руководителя происходит в различные периоды социально-психологического развития коллектива. Отсюда сравнивать успехи классных руководителей, работающих, например, в обычном классе и классе социально неблагополучном  достаточно проблематично, т. к. цели и темпы реализации воспитательных задач будут существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие планов поставленным целям и т. п.Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медицинского работника, психолога, социального педагога и т. п.).