Статья по логопедиидефектологии Нейропсихологический подход к изучению нарушений процесса письма у детей с интеллектуальной недостаточностью.


Нейропсихологический подход к изучению нарушений процесса письма у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Клевакова Ю.А
Учитель-дефектолог
МБОУ «Новинская школа»
Статья имеет не ярко выраженный, но междисциплинарный характер. Её цель раскрыть особенность и возможность изучения нарушение процессов письма с точки зрения нейропсихологического подхода, а не привыкшей нам логопедии.Автор пытается логически подвести читателя к достоинствам и недостаткам этого изучения с позиции своего небольшого опыта ,анализа литературы и потенциальных возможностей использования подхода.
The article is not of a strongly pronounced type, but of an interdisciplinary one. Its purpose is to discover the features and possibilities of studying the writing process disorders from the point of view of neuropsychology instead of logopaedics we are used to. The author tries to bring a reader to advantages and disadvantages of this studying by explaining his own experience and specific literature analysis and potential opportunities of usage of this method.
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин низкой успеваемости является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография), на это указывают работы Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой.
Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, они препятствуют полноценному освоению школьных знаний. Поэтому не случайно проблема коррекции дисграфии представляет интерес не только специалистов, но и учителей начальных классов и русского языка.
Следует отметить, что нарушения письма сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться:
Нарушения устной речи
Недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов
Оптико-пространственная организация процесса письма
Рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции
Отставание в развитии психических процессов – памяти, внимания, мышления
Значительный рост числа речевых нарушений и их индивидуальное сочетание, обусловленных ранним органическим поражением ЦНС у детей (в нашем случае это олигофрения) влечет за собой выработку новой стратегии к их коррекции и последующей профилактике. Не исключение этому и такое нарушение как дисграфия. Напомним: Дисграфия - это расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках на письме .Особая личностная и социальная значимость этой проблемы определяется тем, что при правильной дифференциальной диагностике и адекватной педагогической коррекции данное расстройство выводится на уровень не совсем далеко отстающий от нормы.
В связи с этим логопедия предоставляет огромный инструментарий в виде подходов для коррекции нарушений процесса письма : это логопедический, психофизиологический, клинико- психологический и комплексный подходы. Но они не способны способствовать полной и целостной диагностике и коррекции.
За небольшой опыт работы с детьми как с нормой, так и с патологией развития в разных учреждениях, мы позволим себе сделать вывод, что нейропсихологический подход идет к своему апогею. Не может не радовать, что последние 20 лет ведутся нейропсихологические исследования на изучение процессов письма и чтения.
Лежащий в основе морфологический принцип покажет нам связь зоной поражения мозга и картиной расстройств. Это поможет построить психологический и дефектологический портрет ребенка; функциональный диагноз и особенности поведения, учебной деятельности учащегося, а методы следящей диагностики наблюдать и анализировать проявления фукнционального дефицита.
А.Р. Лурия выделил 3 блока мозга: 1)Блок программирования и контроля 2) Блок приема, переработки и хранения информации 3)Энергетический блок и подкорково-стволовые структуры. Каждая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трех блоков. Речь не исключение. Согласно Т.В Ахутиной, Л.С Цветковой, Л.В Семенович, дисграфия – это нарушение любого функционального компонента письма, где компонент- составляющая блока. Письмо и другие ВПФ имеют общие звенья, поэтому нарушение хоть одного общего компонента письма сказывается на ВПФ, в которые этот компонент входит. Это значит, что дисграфия не изолированное нарушение, оно имеет индивидуальный механизм возникновения. Чтобы понять механизм возникновения ,следует отнести вид стойкой ошибки с той зоной мозга ,которая отвечает за содержание «ошибки» . Это позволит моментально направить все силы на определенную зону, а обходной и компенсирующий путь проложить через те зоны, которые находятся в тесном содружестве с нужной , и с теми зонами, которые были предшествующими в развитии перед нужной . Например делая акцент на лобные доли – не забываем, что развитие ВПФ идет от затылочных (зрительных) к лобным .У детей с интеллектуальной недостаточностью снижение психических функций неравномерное, поэтому согласно неравномерности и особенности функциональных компонентов письма должно быть выстроено специальное для ученика обучение. Гетерохрония созревания мозговых структур предполагает, что степень включения отдельных структур в интегративную мозговую деятельность разная ,при олигофрении следует учитывать и их созревание ,что тоже дает ключ к систематическому процессу коррекции дисграфии и общего личностного фона.
Стоит обратить внимание, что нейропсихологический подход идет «сверху вниз»: от воздействия на все нарушенные ,слабые проявления высших психический функций к их вторичным и третичным последствиям виде дисграфии, дислексии и к выравниванию общего личностного ,эмоционального фона. Можно сказать, что он убивает одновременно «несколько зайцев» ,а не к этим ли целям стремится специальная школа, обучающая таких детей? Не эти ли задачи ставит любая наука , изучающая закономерности детей с ОВЗ ?
В заключении можно добавить, что нейропсихологический подход имеет большой арсенал методов и прием коррекции, интересные и действенные направления работы, сочетание когнитивных и двигательных методик . Этим всем может можно обогатить свой опыт и привнести в коррекционную работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Список литературы :1) «Методы нейровизуализации в диагностике речевых и нервно-психических расстройств у детей»-.,Горшенева С.В, доцент кафедры логопедии ПГСГСА. Статья.
2) Ю.В .Микадзе. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. —гл.17
3) «Очерки психофизиологии письма» -.,А.Р.Лурия .,1950 г.- 352 стр.
4) «Основы нейропсихологии». — А .Р.Лурия .,М., 1973.
5): «Логопедическая работа в коррекционных классах»- Лалаева Р.И.-1998г. Владос.