Статья КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Д.А. Нургазинова, учитель начальных классов
Средняя общеобразовательная школа № 18 (г. Павлодар)

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Как воспитать юного гражданина, способного подстраиваться под требования и условия современного развития общества? Как развивать компетентностные способности и навыки, как научить применять их в диктуемых условиях жизни? Как научить ребенка «не потеряться» среди людей, не выпасть из человеческого кластера? К сожаленью, многое в воспитании и формировании личности учащегося не учитывается, в том числе и компетентностный подход.
Любую профилактическую работу следует начинать с диагностики,  которая ведется в следующем направлении: социальный паспорт класса, который содержит раздел «Классификация типов семей». Эта классификация рассматривает пять типов семей: 
1) семьи с высоким уровнем нравственных отношений,
2)семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании;
3)  внешне благополучные семьи;
4)  конфликтные семьи;
5) неблагополучные семьи по принципу возможного обеспечения положительной направленности в воспитании ребенка. 
Конфликтных и внешне благополучных семей достаточно много, но именно в этих семьях взаимопонимание между членами семей отсутствует. А это сигнал для социального педагога и классных руководителей – повнимательнее отнестись к подростку или ребенку из такой семьи. Но следует обратить внимание на детей из благополучных семей, за которыми ведется родительский контроль, так называемая «гипер-опека», когда вместо ребенка решения принимает родитель, не учитывая желания и способности своего ребенка. Исходя из этого целью работы с классом, считается  формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива на основе компетентностного подхода в воспитании. За основу воспитательной работы с детьми нужно взять модель качеств личности школьника, которые нужно сформировать в классном коллективе: информационная защищенность, умение жить в реальном мире, адаптация к жизни, общение, ответственность за принятые решения, совместная деятельность; активно - деятельностная позиция, которые формируют основные ключевые компетентности воспитанника (информационно – аналитические, социально – коммуникативные, культурно – личностные,  проблемно – регулятивные). Основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, сплоченный коллектив. Основная форма деятельности: межличностное общение; самопознание; коллективно – творческое дело.
Если под компетентностью понимать уже состоявшееся качество личности и его минимальный опыт деятельности в какой-либо сфере, то можно говорить о том, что
компетентность ребенка в различных областях начинает формироваться еще до достижения им школьного возраста. Поэтому школа не начинает, а продолжает сопровождение ребенка в процессе формирования его как компетентностной личности.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.Компетентность - осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.
Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний.
Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.
Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности, размышления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;
- метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
- метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;
- метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.); - метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод «творческого выполнения задач»;
- метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
- метод творческого поиска.
Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:
- метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
- метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
- метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;
- метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
- метод самоконтроля;
- метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
Методы педагогической поддержки «социального здоровья» - это методы, которые с одной стороны - необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны - позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение.
- метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод «увлечения весельем» - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;
- метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;
- метод «подавления отрицательных переживаний» - способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, подавление отрицательных эмоций; - метод «устранения плохих привычек»;
- метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
- метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для самостоятельности: САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации.
Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
Принципы реализации воспитательной деятельности
Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.
Для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:
• принцип гуманизма,
• принцип социального закаливания,
• принцип сотрудничества и
• принцип ценностной ориентации.
Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.
Реализация принципа гуманизма обеспечивается: добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность; возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; оптимистической стратегией при определении задач воспитания; учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка; подготовленностью детей к социальной самозащите.
Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.
Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается: созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом; включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации. Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.
Реализация принципа сотрудничества обеспечивается: определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей; развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений; формированием позитивного отношения к человеку; воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.
Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".
Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается: предъявлением детям "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями; организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании.
Таким образом, воспитательная работа с младшими школьниками является важным направлением педагогической деятельности. Без воспитания невозможно вырастить ребёнка полезного обществу, самостоятельно реализующего свои планы, умеющего свободно решать проблемы в окружающей действительности.
Компетентностный подход позволил развивать и формировать не элементарные знания, умения и навыки, а базовые и ключевые компетенции младшего школьника.
Младший школьник, обладая общечеловеческими ценностями, компетенциями учится быть конкурентоспособным членом современного общества: предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно и уметь быть исполнителем, постоянно учиться всему новому и эффективно применять знания в школьной практике, быту, учебной деятельности.