ДОКЛАД на тему: «Повышение качества знаний обучающихся на основе использования личностно – ориентированного обучения»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
в пгт Советский
ДОКЛАД
На тему:
«Повышение качества знаний обучающихся на основе использования личностно – ориентированного обучения»
Докладчик преподаватель первой квалификационной категории_____________Поска З.Ф.
2017 г.
Содержание:
Раздел 1. Информация о педагогическом опыте________________________3
Условия возникновения и становления педагогического опыта_____3
Актуальность педагогического опыта______________________ 3
Ведущая педагогическая идея____________________________ 4
Длительность работы над педагогическим опытом___________ 4
Теоретическая база педагогического опыта_________________ 4
Новизна педагогического опыта__________________________ 7
Условия, в которых возможно применение и распространение педагогического опыта_____________________________________7
Раздел 2
2.1 Технология педагогического опыта__________________________ 7
Раздел 3
3.1 Результативность педагогического опыта_____________________ 12
Список использованных источников____________________________13
Раздел 1
1. Информация о педагогическом опыте
Сегодня, когда выпускникам учреждений среднего профессионального образования приходится сталкиваться с конкуренцией на рынке труда, всё более актуальным становится повышение качества профессиональной подготовки.
В настоящее время в профессиональном обучении сложились благоприятные условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возросло количество часов на самостоятельную работу, появилась возможность формировать  учебные планы с учетом интересов  обучающихся.
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня знаний обучающихся в учебной деятельности. По итогам диагностики коэффициент качества знаний составил - 60 %. На основе единых общественных условий и принципиально единых воспитательных воздействий у обучающихся проявляются многие одинаковые качества. С другой стороны, дифференцированные условия развития (особые интересы, склонности, способности, особенности воспитания, обучающиеся, окончившие разные школы) приводят к различным предпосылкам и стремлениям. Индивидуальный подход к каждому обучающему, учитывающий его мотивацию, интересы, способности, психологические особенности, накопленный опыт, является  одним из основных требований к личностно-ориентированному обучению.
1.2 Актуальность педагогического опыта
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. «Личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно–воспитательного процесса». Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют обучающемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих нужно разрабатывать индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление. «Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно, никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а подчас и инициатором любого процесса своего образования. Ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий, (роли преподавателя, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности. Подход в обучении сводился в основном к разделению обучающихся на сильных, средних, слабых. При этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии). «В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом».
1.3 Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения качества знаний обучающихся посредством использования личностного ориентированного обучения, которое помогает каждому обучающемуся, с учетом имеющегося у него опыта познания, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
1.4 Длительность работы над педагогическим опытом
Работа над опытом охватывает период с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным, до момента выявления результативности опыта. Работу можно разделить на три этапа.
1. этап -2016г. – 2017 г.
(начало опыта работы в сформированной группе обучающихся, выбор диагностического материала, выявление уровня подготовки обучающихся)
2. этап – 20017г.- 2018г.
(накопление диагностического материала, внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, выстраивание педагогического воздействия на основе субъектного опыта обучающегося)
3.этап – 2018г. – 2019г.
(создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, диагностика успеваемости, как подтверждение результативности опыта).
1.5 Теоретическая база педагогического опыта
На основании исследований в области педагогической психологии Ливерпульского университета Эдварда Стоуна родился данный опыт. Из советских исследований, им используются работы таких ученых как А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина, касающиеся умственного развития детей. Стоун выступает как прогрессивный психолог, как гуманист, стоящий на страже интересов детей, верящий, что все нормальные дети могут успешно обучаться.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ э ЛОО внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.)
И.С.Якиманская пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя с основоположниками развивающего обучения, по мнению которых источник развития лежит вне самого ребенка — в обучении, И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации»
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
с
Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование преподавателем на занятии, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
 Кроме научных знаний, в содержание образования включаются “метазнания” (И.С. Якиманская), т.е. методы и приемы познания, знания о том, как прорабатывать учебный материал. Для реализации принципа субъектности необходима постоянная диагностика, притом не только интеллектуального развития обучающегося, но и духовного и общего развития, потому что целью обучения выступает развитие индивидуальности. Без такой диагностики личностно-ориентированное обучение невозможно.  
На основе разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, исходим из следующих ключевых позиций повышения качества знаний обучающихся.
- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
- вокруг обучающегося «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;
- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую деятельность;
- большое внимание уделять качественным задачам;
- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
- постоянно и разнообразно мотивировать обучающим выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;
- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, олимпиад, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
- расширять спектр личностного выбора обучающегося;
- способствовать развитию позитивной «Я-концепции» обучающегося и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
1.6 Новизна педагогического опыта
Новизна опыта заключается в комбинации элементов следующих технологий:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения;
Проблемное обучение;
Технологии уровневой дифференциации;
1.7 Условия, в которых возможно применение и распространение педагогического опыта
Применение и распространение педагогического опыта возможно при использовании различных технологий, комбинировании их, методы и приемы которых соответствуют следующим требованиям:
- диалогичность;
- деятельно – творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося;
- предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.
Раздел 2
2.1 Технология педагогического опыта.
Целью педагогической деятельности является развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- направить свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно ориентированного образования с использованием эффективных методов и приемов;
- создать условия для реализации личностно – ориентированного подхода;
-изучение личности обучающегося в образовательном процессе;
-содействовать интеллектуальному росту обучающегося.Средства достижения  этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;
стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
использование дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение обучающегося за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других обучающихся в ходе занятия, выбор и оценку наиболее рациональных;
. создание ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания;
.предоставление возможности для естественного самовыражения обучающегося.
Основные принципы обучения
Принципы Осуществляются
Обучение на уровне требований передовой техники производства. Глубоким знанием научных основ производства.Применение в учебном процессе наиболее современных геодезических приборов, передовых технологических процессов и способов труда.
Обучение на основе производительного труда. Строгим соблюдением программ обучения.Выполнением производственных общественно-полезных работ в процессе обучения.Сочетанием обучением в учебных кабинетах, лабораториях, на учебных полигонах с участием производства.
Наглядность обучения. Проведением экскурсий, показом технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрацией кинофильмов, образцов моделей, макетов, схем, чертежей и т.д.Постоянным пополнением учебных кабинетов наглядными пособиями и совершенствованием методов их использования.
Систематичность и последовательность в обучении. Строгим соблюдением системы обучения по программе. Постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным.Правильным подбором упражнений и учебных программ и заданий.
Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Продуманной дозировкой учебного материала.Применение разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым.Установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения.
Прочность усвоения знаний и навыков. Ярким, доходчивым и запоминающимся объяснением и показом.Систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала, подачи его в различных сочетаниях.Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в выполнении ими заданий.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности учебного материала, доступного обучающемуся. Различия основного количества обучающихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего, ко времени, необходимому обучающемуся для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления группы (коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).
Дифференцированный подход — выделение групп обучающихся на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение обучающихся по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому обучающемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Организация учебно процесса основана на использовании разнообразных форм и методов обучения, применяемых средств и приёмов, которые позволяют раскрыть  потенциал обучающих.
 Учебный материал не может быть одинаковым для всех обучающихся. Обучающемуся надо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач. В содержании учебных заданий возможны и допустимы противоречивые суждения, вариативность изложения, проявление разного эмоционального отношения, авторские позиции. Обучающийся не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его отбирает, изучает, анализирует и делает собственные выводы. Упор делается не на развитие только памяти обучающегося, а на самостоятельность его мышления и самобытность выводов. Считаю, что в основе обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого обучающегося. Исходя из этого, поэтапно планируются занятия учебного обучения. На первых занятиях у обучающихся складываются общие представления об избранной профессии при прохождении учебной практики, поэтому учебная практика строится так, чтобы закрепить интерес к выбранной профессии.Основной  формой обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. Такая коллективная работа обучающихся способствует восприятию одними учащимися удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать обучающимся возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у обучающихся познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, преподаватель ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем.
Вторая форма обучения предполагает работу в парах. Комплектуются пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, обучающиеся могут помогать и обсуждать задание, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Все работают под контролем преподавателя, который помогает разрешить тупиковые или проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом преподаватель контролирует работу в парах и отмечает индивидуальные результаты каждого.
 Дифференцированные задания, применяемые на занятиях, предполагают подход к обучающимся в соответствии с их уровнем знаний (ниже среднего, средний, выше среднего). Основная сложность состоит в том, что необходимо для каждой микрогруппы найти оптимальную степень трудности материала, обеспечить условия для развития и саморазвития каждого обучающегося. Обучающиеся демонстрируют свои способности, умения принимать решения и анализировать производственную ситуацию.
 Для проверки знаний и умений обучающихся используются задания повышенной и пониженной сложности (контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные опросы).
Для того чтобы обучающиеся лучше усвоили материал занятия, применяется большое количество средств обучения: плакаты, видеофильмы и презентации по темам.
В техникуме стало традицией ежегодно проводить конкурсы и олимпиады по специальности среди обучающихся. Цель – выявление уровня и качества подготовки обучающихся, совершенствование профессиональной подготовки, повышение престижа профессии среди молодежи. Обучающиеся демонстрируют теоретическую подготовку, профессиональные умения и навыки при выполнении практических заданий, использовании приборов, применении рациональных приемов и методов.
Внеклассная работа помогает  в изучении индивидуальных  способностей обучающихся и формирует их личностные качества. Благодаря подобным внеклассным мероприятиям группа сплачивается, усиливается профессиональная мотивация обучающихся.   
Из вышесказанного следует, что для создания личностно-ориентированного взаимодействия преподавателю необходимо верить и доверять обучающимся, стимулировать и поддерживать их стремление к саморазвитию.
Содержание личностно-ориентированной технологии обучения зависит от эффективности организации обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки  обучающихся. Основой дидактической и методической организации практического обучения является законченная по содержанию работа(отчет). Отчет составляется в зависимости от цели, содержания и имеющихся условий. В начале обучающимся напоминают, что они усвоили накануне, сообщают, что им надлежит выполнить сегодня и как они достигнут этой цели. В конце целесообразно подвести итоги, независимо от того, выполнено намеченное или нет.
Выбор организационной формы определяется ее эффективностью для формирования прочных знаний, умений и возможностью обучения с учетом необходимых технических, технологических требований и требований техники безопасности. Наиболее часто применяется индивидуальная форма. Процесс формирования практических умений и навыков проходит у обучающихся различно поэтому и упражнения эффективны только тогда, когда преподаватель учитывает индивидуальные особенности обучающегося.
Групповые формы используются, когда для нескольких обучающихся основой для упражнений являются единые или общие рабочие задания. Это эффективно, если преподавателю удается стимулировать деятельность обучающихся с помощью соревнования между группами и если обучающиеся в группе помогают и поддерживают друг друга.
В практическом обучении целесообразно учитывать как возможности обучающегося, так и материально – технические условия. Способность к наблюдению – важное качество развивающейся личности, не обходимое для обучения. В таких случаях рекомендуется ставить задачу конкретно. Результат наблюдения излагается письменно.
Без живого слова невозможно успешное инструктирование. Объяснения необходимы для понимания обучающимися значения, содержания и идеологической нагрузки задания, последовательности его решения, организации. Объяснение должно длиться несколько минут, чтобы полностью сохранить внимание обучающихся. Если необходимо объяснять в дальнейшем, то их надо чередовать с применением других методов, например проблемной беседы.
Беседа способствует развитию мышления и активизации обучающихся с помощью вопросов. Вопрос надо ставить так, чтобы он пробуждал обучающихся к творческой работе. Необходимо избегать альтернативных вопросов («да – нет», «вниз – вверх»). Предоставлять обучающимся достаточное время на обдумывание ответов. Обращаться с вопросами ко всем обучающимся, а не спрашивать одного.
Для рациональной беседы рекомендуется соблюдать правила. Проблемный метод помогает развитию профессиональных качеств. Для проблемного метода характерны фазы:
1.Постановка проблемы.
2.Выдвижение гипотез, обсуждение возможных решений.
3.Решение проблемы и понимание нового знания всеми обучающимися. Обоснование «почему», « по какой причине», «как». При использовании проблемного метода рекомендуется соблюдать следующие правила:
Используемые средства обучения в образовательном процессе
Раздаточный материал:
- тестовые задания;
-карточка – задания для индивидуальной и дифференциальной работы;
- тематические перфокарты для индивидуальной работы;
-медиа – ресурсы (презентации тематические);
- профильные печатные издания;
- ИКТ.
Раздел 3
3.1 Результативность педагогического опыта
В федеральных государственных стандартах профессионального образования по профессии предусмотрены соответствующие уровни (1, 2, 3) усвоения конкретных учебных элементов. Поскольку не все обучающиеся обычно усваивают учебные элементы на предусмотренном уровне, контроль качества усвоения знаний проводится как на запланированном, так и на предшествующих планируемых уровнях. Такая постановка контроля позволит установить фактические (достигнутые) уровни усвоения учебного материала теми обучающимися, которым не удалось достигнуть должного уровня знаний, умений и навыков и на этой основе внести необходимые коррективы в учебную деятельность. Последовательная проверка усвоения учебного материала на всех трех уровнях дает возможность достаточно точно определить степень усвоения материала каждым обучающимся, что дает определенные положительные результаты в работе.
Полученные результаты итоговой аттестации позволят отразить динамику качественной успеваемости обучающихся в учебном процессе.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующий вывод: применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе способствуют повышению уровня качества знаний обучающихся.

Список использованных источников
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 2008.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной системе. – М.: Просвещение. 2005-208с.
Баранов С. П., Л.Р.Болотина, - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2007. – 368с.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
3. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса : Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
4. Поздняк И.П. Организация и методика обучения в профтехучилищах: Метод. Пособие для ПТУ .- 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.:Выш. Школа,2003. – 240 с.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Э.Стоун. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения; Пер с анг. /Под ред. Н.Ф.Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.
Скакун В.А. Преподавание курса. Организация и методика обучения методич. пособие/ 1990-254с.
Скакун В.А. Введение в профессию мастера произв. обучения: методич. пособие/ 2-е изд. перераб и доп.- М.: 1988.
Семенова В.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и учащихся как помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении групп.
Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся – М.: Просвещение, 2008. – 98 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256с.
Хайнце К. Учебный процесс в профессионально – технических учебных заведениях/ Симон Г. и др.- М.: Высш. Шк.,2005. – 223 с.,
12.
13. Якуба Ю.А., Скакун В.А. Диагностика качества практического
(профессионального) обучения: Методические рекомендации. - М.: ИРПО Минобразования России, 2007.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2006. – 96с.