Из опыта воспитательной работы:Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников в условиях реализации ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№1» г.Красноперекопск Республика Крым

Обобщение опыта
воспитательной работы
«Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Подготовила:
учитель начальных классов Федорец Людмила Игоревна

Учительство – это искусство, Труд не менее творческий, Чем труд писателя или композитора, Но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей Своими знаниями и любовью, Своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачев.
Вашему вниманию я хочу предложить материалы из личного опыта воспитания дружного активного классного коллектива в начальной школе.
Классный руководитель, он же учитель в начальной школе - это человек, который занимает одно из главных мест в жизни ребенка. Он не только учит, а еще воспитывает, потому что в начальной школе эти две роли неразделимы. Обучение и воспитание проходят постоянно: на уроке, на перемене, в столовой, на экскурсии. Даже когда ребенок уходит домой, ему говоришь " Аккуратно переходи дорогу..."
Классный руководитель в начальной школе - это воспитатель для ребенка, который сопровождает его во всех моментах школьной жизни. Он ближе всего к семье, через классного руководителя осуществляется взаимодействие всех школьных структур.
Основой  работы классного руководителя в начальных классах  является духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика, обладающего такими качествами, как: образованность, нравственность, готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству.
Только через формирование активной жизненной позиции каждого члена ученического коллектива возможно воспитание активности всего класса. Активный, динамично развивающийся, дружелюбный классный коллектив способствует улучшению образовательного процесса, повышает мотивацию учащихся.
С чего начинается формирование детского коллектива?
Эта  работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников. Поэтому особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей.

Классным руководителем работаю 29 лет и не изменяю своему принципу: «Сначала любовь, понимание и приятие человека, затем сотрудничество и сотворчество, взаимодействие, направленное на развитие, коррекцию проблем и недостатков»
Я: - принимаю ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом; - понимаю, что современный человек будет тогда успешен, когда он интеллектуально развит и умеет адекватно адаптироваться в быстро меняющемся мире; - но в тоже время принимаю, что для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце, способность к общению, к признанию равенства души; - потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учу маленького человека понимать и чувствовать другого человека; - иду вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, манерой поведения. Дети, которые приходят к нам в класс тоже неодинаковые: у каждого свой характер, темперамент, стиль поведения.
Как, учитывая все это, сформировать единый работоспособный дружный и активный классный коллектив?
Ученик начальной школы проходит 4 ступени.
На 1-ом году обучения важным является освоение роли ученика, поэтому работа с классом условно представлена модулем «Я - ученик».
Затем, в 2-ом классе важным, на мой взгляд, является получение опыта сотрудничества в коллективе модуль «Мы – класс».
В 3-ем классе расширяется спектр возможностей участия в жизни класса через участие в проектах, конкурсах. Модуль «Мы и мир добрых дел».
Накопив определенный опыт общения в классе необходимо научить взаимодействию с учащимися разного возраста. Этот 4–ый этап я назвала Модуль«Мы и школа».
Модель непрерывной воспитательной системы начальной школы на основе получения личного опыта посредством включения в различные виды деятельности

Цель:
Воспитание активного класса через формирование активной жизненной позиции каждого члена ученического коллектива
Задачи:
1.Создание благоприятных условий для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика класса.
2.Стимулирование творческой активности учащихся и самореализации в различных видах деятельности через воспитательную среду школы, через освоение отечественной культуры.
3.Стимулирование творческой активности учащихся и самореализации в различных видах деятельности через воспитательную среду школы, через освоение отечественной культуры.
4.Укрепление и сохранение здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни у детей класса.
5.Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса. Формирование общеучебных навыков и умений, необходимых при переходе в среднюю школу.
Детский коллектив – это маленькая страна, где нужно организовать всё так, чтобы каждый её «житель» чувствовал свою необходимость, значимость, возможность проявить себя.
Вдохновителем и организатором деятельности учащихся в классе всегда был и есть классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками, с их родителями, стремится помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, уметь принимать решения, нести ответственность за свои поступки, защищать свои права. Ученики приходят в школу не только за знаниями, но и для того, чтобы готовиться к жизни.
Одним из помощников в организации жизни класса является самоуправление. В своей работе с детьми именно развитию самоуправления в классе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы подвести их к самоуправлению, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело. В начальной школе это только формируется, потому что подлинное самоуправление – это стиль жизни классного коллектива. Для развития самоуправления необходимо коллективное планирование, организация в классе обсуждений планируемых дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты детей о выполнении поручений.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее.
Ребята в начальной школе любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Если у младших школьников это желание поддерживается классным руководителем всячески поощряется самостоятельность, инициатива, то и в средней школе дети с удовольствием будут участвовать в жизни и класса и школы. Хочется отметить, что в начальной школе с одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они ещё слишком малы для самостоятельной организации классной жизни.
Я думаю, что задача учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в классе, чтобы в средней и старшей школе дети могли самостоятельно решать многие возникающие вопросы. В младшем школьном возрасте у детей нужно формировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене часто бывает поздно.
Цели организации ученического самоуправления в классе
- повышение активности учащихся в классных делах
- реализация интересов каждого учащегося
- привлечение родителей к совместной деятельности
- воспитание активного класса, которому небезразлична школьная жизнь
Задачи организации ученического самоуправления в классе
- создать условия для развития организаторских способностей каждого ребенка
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела
- создать условия для творческого развития, инициативности, самостоятельности
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей)
- формировать толерантность, умение общаться
В течение первого года обучения в классе ребята получали разовые поручения, только дежурство по классу проходило постоянно по очереди.
В начале второго класса на классном часе мною было предложено ребятам выбрать какое–то дело по душе. Кто-то захотел ухаживать за цветами, а кто-то стать командиром класса. Регулярно проводились беседы о значимости этой работы для всего класса, о желании или нежелании продолжать эту работу детьми. В конце полугодия дети подводили итоги, и лучшие ребята за свой труд награждались. Так постепенно сложились поручения в классе, и круг обязанностей для каждого члена классного коллектива. В течение трех лет некоторые поручения изжили себя, на их место пришли новые. Нередко дети сами находили себе полезное дело для блага всего класса. Как учитель, классный руководитель, хочу отметить, что такая организация труда в классе несет мне огромную помощь в работе, а дети, понимая значимость своего дела, получают удовольствие от своего труда. Поручения делятся на модули: - «Интеллекткалы-всезнайки»
- Художники кисточкины- Умелые ручки
- Экологи
- Здоровье и спорт
-Культура и досуг
- Дисциплина и порядок
Наши поручения, круг обязанностей
Главный класса – помощник учителя, контролирует работу всех служб, в случае необходимости оказывает помощь.
Цветоводы - уход за цветами.
Ответственные за медкабинет – помогают тем ребятам, которые плохо себя чувствуют, сопровождают их в медкабинет и т.д.
Ответственные за физкультуру – проводит физминутки на уроках, контролирует построение на урок физкультуры.
Редколлегия – ответственный за конкурсы рисунков
Ответственный за столовую – следит за чистотой рук в столовой перед едой.
Ответственные за парты – опускают, поднимают стулья, следят за сохранностью мебели.
Ответственные за урок труда и изобразительного искусства – организуют готовность класса к уроку труда и ИЗО, следят за чистотой в классе после урока.
Ответственные за домашнее задание – сообщают отсутствующим детям д/з.
Ответственный за дежурство – контролирует выполнение дежурных по классу и столовой.
Название класс «РАДУГА», живём под девизом :« Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!»
Разнообразие форм и методов воспитательной работы
Для осуществления воспитательной деятельности в классе важным является выбор форм и методов достижения целей. Интересными, на мой взгляд, методами являются: метод проекта, коллективно-творческого дела, деятельностные и игровые методы. Основными формами организации воспитательной работы в классе являются: праздник, тематический классный час, интеллектуальные игры, научно-исследовательские работы, беседы, экскурсии, организация и проведение праздников. 
Широкое применение в начальных нашел метода проекта. В процессе разработки и реализации проектов создаются условия для развития инициативности и самостоятельности детей, воспитывается чувство сопричастности и ответственности к истории своей страны.Развивается сотворчество родителей, педагогов, учащихся, идет привлечение родителей к участию в жизни класса. Развиваются творческие способности учащихся.
Воспитательную работу строю в форме открытых диалогов. Один из первых классных часов, который можно провести с детьми, - «Знакомство». Попытайтесь создать тёплую, искреннюю обстановку, которая располагала бы детей к открытому диалогу. Ребята вместе с учителем садятся в круг, чувствуют плечо друг друга и видят  глаза каждого. Дети с удовольствием принимают такую форму и с нетерпением ждут очередного классного часа. Успешным будет такой разговор, когда ребята смело и открыто высказываются, делятся мыслями и чувствами. Одно из направлений в работе с детьми –гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для успеха, самоанализа, самооценки, формировании ценностного отношения к самому себе и к человеку вообще. Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость, необходимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к людям, окружающему миру.
Нельзя забывать о развитии творческих и актёрских способностей детей, навыках общения друг с другом. Ребята с большим интересом участвуют в небольших инсценировках.
У ребят выработалось чувство товарищества, пытаются помочь друг другу в трудную минуту, протянуть руку помощи. Стараются не ссорится по пустякам друг с другом. Уважают старших, слушаются родителей. Коллектив тесно сотрудничает в системе «родители+ дети+ учитель». Проводятся совместно с детьми и родителями родительские собрания и классные мероприятия», раз в неделю для родителей «День открытых дверей».
Одной из форм воспитательной работы является общественно-полезный труд. Ребята регулярно следят за чистотой в классе, с удовольствием участвовали в уборке школьной территории.
С целью сплочения классного коллектива, развития интереса к учебе, изучению родного города, гражданско-патриотического воспитания проводились различные экскурсии по городу , в краеведческий музей, встречи с интересными людьми. Как трудно бывает найти те ручейки и тропинки, которые приведут детей к осознанию этих истин. Чем дольше я работаю в школе, тем чаще убеждаюсь в том, что любовь к своей малой родине, дому, где вырос, способна сформировать личность. Привязанность к традициям, уважение обычаев и знание культуры своего родного края, гостеприимство, жизнерадостность – всё это присуще настоящему  гражданину.
Коллективное творческое дело – это яркое событие в жизни класса. Но нельзя забывать и о повседневной реальности. Все мои ученики очень любят дежурить по классу, с удовольствием проводят физминутки, принимают участие в озеленении кабинета и трудовых десантах. Стало традицией изготовление и развешивание кормушек для птиц. На детей положительно воздействует совместная работа, любой коллективный труд.
Учащиеся с помощью родителей и учителя активно участвуют в мероприятиях школы и класса, в республиканских и международных конкурсах.
Занесена в базу одарённых детей Крыма – Онищук Юлиана. Лушпай Михаил участник МАНа «Я – юный исследователь». Есть одаренные дети, которые посещают кружки вне школы : танцевальный кружок Ковригина Кира, Фомин Ярослав, Браславская Софья, Чекачкова Мария, Злочевская Александра, Шичкина Марьяна. борьба – Лушпай Михаил. Посещают музыкальную школу: Браславская София и Попова Асия. Все остальные учащиеся задействованы во внеурочной деятельности.
В этом учебном году работа нацелена на воспитание нравственных качеств, сознательного поведения в школе и во внеурочное время, отношение к учебе, развития интеллектуальных способностей, буду приучать сохранять традиции семьи, города, Родины.
Каждый день я открываю дверь класса и ко мне обращаются взоры моих учеников. Они многого ожидают от меня . И я дарю им счастье общения , ведя я - человек, я – учитель…

3739515149225
-6096092075
986790-165100
-237109092710
-295275292735