Компетентностный подход в обучении учащихся начальной школы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Татаринская средняя общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Компетентностный подход
в обучении учащихся
начальной школы
Автор:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МКОУ «Татаринская СОШ»
Валуйских Татьяна Викторовна
Татарино -2016
Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить
А. Дистервег
Давайте представим ученика – выпускника начальной школы. И на банальный вопрос: «Что он будет знать, уметь, какие навыки приобретёт к концу 4 класса?» можем точно сказать, что он научится: решать задачи, грамотно писать, пересказывать тексты, писать изложения и сочинения, знать законы, свойства, правила, формулы, будет выполнять нормативы по предметам и многое другое.
Таким образом, за время учёбы сначала в начальной школе, потом средней школе он станет: знающим, умеющим и накопит огромный багаж знаний. Так почему же в жизни очень часто хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми, почему в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую срочно нужно разрешить? А всё потому, что мы, учителя, давали детям те знания, обучали тем умениям и развивали те навыки, которыми современный ученик не может воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Недаром очень часто цитируется применительно к школе древняя мудрость «Можно и коня привести к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Так и получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений, опыта применения данных знаний в различных жизненных ситуациях. Понимая сложившуюся ситуацию, реально возникает вопрос: «Что же требуется от нас как педагогов? Что нужно изменить учителям в своей деятельности на современном этапе? Как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению? Каким способам деятельности обучать детей?»
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.
И такие понятия как «компетенция» и «компетентность» являются основными для компетентностного подхода. На сегодняшний день существует большое количество определений этих понятий.
Компетентность – это результат образования, выражающийся в овладении учащимися универсальными способами деятельности. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.
На школьном методическом объединении мы определили развитие следующих ключевых компетентностей у своих учеников:
Ценностно-смысловая компетентность представляет собой владение учащимися способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение в обществе, умение принимать решения.
Общекультурная компетентность подразумевает, что учащийся должен обладать познаниями и опытом деятельности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни.
Учебно-познавательная компетентность – это опыт учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в которую входят знание и умение целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях и эвристическими методами решения проблем.
Информационно-коммуникативная компетентность представляет собой умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (электронная почта, Интернет); включает способность и готовность к общению с окружающими.
Цель всех компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.
Когда слышишь слово «компетентность», возникают ассоциации:
К – креативность
О – организованность
М – модернизация
П – планирование
Е – единство
Т – толерантность
Е – единомышленники
Н – новизна
Т – творчество
Н – научность
О – осведомлённость
С – сотрудничество
Т – терпимость
Ь
Термин «компетенция» в переводе с латинского – соответствие, соразмерность.
Компетенция – это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
А в наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества. Историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
«Обучение на основе компетенций» пришло в Россию из западноевропейского образования. Интерес к такому обучению вызван Болонской декларацией «Зона европейского высшего образования», принятой представителями тридцати стран, к которым в сентябре 2003 г. присоединилась и Россия. Методологические основы компетентностного подхода в отечественной педагогике разработаны в трудах А.В. Хуторского, И.А. Зимней, А.А. Вербицкого и других учёных.
Переход российского образования с традиционной модели на компетентностную уже не тема для обсуждения, а существующая реальность. Именно начальная школа должна раньше и активнее остальных ступеней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи компетентностного подхода.
Основополагающими нормативными положениями концепции компетентностного подхода для начального образования должны выступить дидактические принципы, соответствующие современным целям начального образования, которые в основном образовательном документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» заявлены достаточно чётко: «Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Вопрос традиционного обучения: «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».
В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.
Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у учащихся инициативности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;
оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;
разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
На смену ЗУНам пришли надпредметные образовательные результаты. В основе моей системы работы лежит компетентностно-ориентированный подход. Я считаю, что новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. Переосмысливая свою деятельность, приходится осваивать для себя новые позиции в учебном процессе, характеризующиеся новыми функциями: учитель – как собеседник, учитель – исследователь, учитель – человек, создающий условия для ученика, учитель – эксперт. Компетентностный подход предполагает и новую позицию ученика – он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нём, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:
приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;
организация сотрудничества учителя и учеников;
доброжелательность в общении;
взаимность обратной связи без боязни самовыражения;
содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;
взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.
Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий. Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.
Постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Прежде всего, считаю необходимым развивать у школьников следующие основные личностные характеристики: субъективность в образовательном процессе, мотивация к достижению успеха, принятие ценностных ориентаций, стремление к самоактуализации. Развитию вышеуказанных личностных характеристик способствуют создаваемые мной учебные ситуации на уроке: ситуация успеха, ролевые взаимодействия, ситуация выбора и другие. Суть учебной ситуации есть триада «задача-диалог-игра», т.е. учебный материал ввожу в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для школьника, содержание и процесс усвоения приобретает форму диалога субъектов (учителя и учащегося), учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Таким образом, анализируя признаки личностно-ориентированной учебной ситуации, становится возможным говорить об успешном её использовании в компетентностно-ориентированном образовании.
В своей работе использую задания компетентностного характера:
задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности;
задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации;
задания с элементом поисковой и исследовательской деятельности;
многооперационные задания.
Уже с 1-го класса развиваю умения и навыки проектирования и исследовательской деятельности, прививаю интерес к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. После изучения всех букв, дети получили задание выполнить мини-проект «Весёлая азбука». Вместе с родителями дети подобрали стихи к буквам, рисунки к ним, отобрали нужное и оформили книжки. Маленькие дети любят нравиться фантазировать, придумывать. В результате получился проект «Изобретения будущего». Дети изобретали различные приборы, инструменты, которые им бы хотелось иметь: кресло с крылышками, электрическая ложка, музыкальный утюг и многое другое.
Дети растут и проекты становятся более серьёзными: «Животные и растения лесов, занесённые в Красную книгу», «Золотое кольцо России». Мои ученики работали над проектом «Моя малая Родина». Представили этот проект на школьной конференции «Шаг в будущее». Результат этого проекта: стенд «Моя малая Родина».
На уроках часто задаю вопросы: «Что вас удивило? Что заинтересовало? Какое мнение у вас по этому вопросу? Как вы думаете? В чём возникло затруднение?» и другие. Выслушиваю мнения всех детей, не прерывая их. Учу диалогической речи по принципу: я словечко, ты словечко, увеличиваю долю монологической речи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Всегда человеку нужно уметь выразить свои мысли, своё мнение. Развитая речь позволяет это сделать. Поэтому часто даю задания творческого характера: сочинить загадку, продолжить сказку, сказки «наизнанку» и другие. Выразить своё отношение к содержанию стихотворения детям трудно, бывает, что лучше это сделать в рисунке. Мои дети много рисуют. Занимают призовые места, как в школьных конкурсах, так и в районных и областных.
В своей деятельности по организации учебно-воспитательного процесса я использую:
положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;
проблемное введение в тему урока;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочитанной книге;
поиск дополнительной литературы;
подготовку сообщения;
работу с компьютером по подготовке презентаций на заданную тему;
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
На многих уроках работаю с высказываниями, эпиграфами. Именно эта работа учит детей выдвигать идеи и проблемы, выдвигать гипотезы. Так родился проект «Десятичная система исчисления», «Книга осени». Какой бы проект не выполнялся, это всегда интересно и не скучно для детей и учителя. Ребята получают знания и умения, которые пригодятся им в среднем звене обучения. Это очень важно – подготовить переход в пятый класс. На проекте материал более углублен и расширен.
Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не только за правильный ответ, но и анализируется умение работать с информацией, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.
Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя:
На что направлена организованная мною деятельность ученика?
Значимо ли для учащегося то, что он делает?
Востребовано ли это в современном обществе?
Где и в чём выражается применение их сегодняшнего опыта?
Основным результатом своей педагогической деятельности считаю развитие и формирование ключевых компетентностей обучающихся и обеспечение качественной успеваемости по предметам. Улучшение показателей в работе даёт основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приёмы и технологии заслуживающими внимания.
Предлагаю памятку по реализации компетентностного подхода в образовании
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно. И компетентностный подход позволяет с успехом решить эту задачу.
«Воспитание достигло своей цели тогда, когда человек обладает силой и волей себя образовывать и знает способ и средства как это осуществить» – эти слова известного философа и педагога Дистервега, как нельзя лучше характеризуют результаты обучения при реализации компетентностного подхода.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
Сборник рабочих программ «Школа России». М., 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2010.
Болонский процесс: середина пути / Под ред. В.И. Байденко. М., 2005.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эйдос: Интернет-журнал. 2006.
htpp://www.zakulina20090612.blogpot.com.
Зимняя И.А. ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. URL:http://www.eidos.ru.
Журнал «Начальная школа» № 1 2012.
Журнал «Начальная школа» № 6 2012.