Рабочая программа внеурочной деятельности Риторика 3 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по ВР________________ Директор МАОУ СОШ № _________________
«____»______________________2016г. Приказ №_____от «____________»



Программа по внеурочной деятельности «Риторика» для учащихся 3 классов
Составитель:
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.
Программа обеспечена УМК для 3 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации : кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Место предмета в учебном плане
На изучение программы отводится:
в 3 классе 35 ч. в год (1ч. в неделю)
Суммарное количество часов на освоение программы – 35ч.
Продолжительность одного занятия:
3 класс – 45 мин.
Содержание учебного предмета, курса
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и
несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Планируемые результаты освоения программы по риторике
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей собеседников;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Календарно-тематическое планирование.
№ Внеурочные занятия (темы, название)
Формы организации внеурочных занятий Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые умения Дата планируемаяДата фактическаяОбщение (1 часть,17 часов).
Наука риторика (3 часа)
1 Чему учит риторика. Беседа Что за наука риторика, дать представление о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей. Научиться рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. Понятие о риторике, цели и задачи изучения риторики. 2. Твои речевые цели. Игра Что такое речевые роли общения. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Разные ситуации общения, Речевые роли. 3. С какой целью и зачем. Творческое задание «моя речь» Как анализировать свою и чужую речь. Как реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи Анализировать свою и чужую речь.
Называть задачи общения.
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи Речевая задача, построение высказывания в соответствии с ней. Учимся говорить (6 часов) 4. Речь. Неподготовленная речь. беседа Как различать подготовленную и неподготовленную речь? Как анализировать эти виды речи Различать подготовленную и неподготовленную речь.
Анализировать примеры неподготовленной речи. Речь. Виды речи, подготовленная речь, неподготовленная речь, признаки неподготовленной речи. 5. Подготовленная речь Беседа, упражнения Как различать подготовленную и неподготовленную речь? Различать подготовленную и неподготовленную речь.
Анализировать подготовленную речь. Виды речи, подготовленная речь, неподготовленная речь, признаки подготовленной речи. 6,7. Подготовленная речь, приемы подготовки. Творческое задание «Подготовься к выступлению» Какие существуют приёмы подготовки устного высказывания. Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания Приёмы подготовки устного высказывания. 8. Говорим подробно, кратко. Проверочная работа «Подготовленная речь, приемы подготовки». Обобщение и систематизация знаний Как приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко, учить называть приемы подготовки устного высказывания. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко. Называть приёмы подготовки устного высказывания. Подробный рассказ, краткий рассказ. 9. Похвала, комплимент. Игра, импровизация ситуации Что такое похвала и как выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией. Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией. Средства выражения в речи, коммуникативная ситуация, похвала, комплимент. Слушаем , вдумываемся . (1 час) 10. Слушаем и вдумываемся. Творческое задание «Я -слушатель» Как определять задачи слушания, как формулировать задачу слушателя, демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя Называть задачи слушания.
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.
Демонстрировать уместное использование Задачи слушания, сигналы внимательного слушания. сигналов внимательного слушателя Учимся читать , писать.( 2 часа ) 11. Читаем учебные тексты. Беседа, упражнения Как перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план Учебные тексты, различные виды выделений в тексте, план, тема, основная мысль. 12. Учимся читать, редактировать. Упражнения Какие приемы редактирования существуют; как вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. Объяснять, зачем нужно исправлять текст Приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вежливое общение (4 часа) 13. Проверь себя. Что такое вежливость. беседа Что такое вежливые слова, как их применять в жизни? Давать определение вежливости. Понимать значение слова как средства воздействия на чувства и поведение людей. Вежливость, основные приемы вежливого общения. 14. Вежливо, невежливо, грубо. Игра, импровизация Как применять вежливые слова в соответствии с ситуацией Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам Вежливость, основные приемы вежливого общения. 15. Добрые дела- добрые слова. беседа Как оценивать соответствие вежливых слов добрым делам; употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией. Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам. Употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией. Вежливые слова. 16. А ты вежлив? Проверочная работа «Вежливое общение». Беседа, упражнения, Как применять вежливые слова в своей речи? Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. Вежливость. Самооценка, характеристика поступка. Итоговые задачи и игры ( 1 час) 17. Итоговые задачи и игры. Обобщение и систематизация знаний. Как применить на практике изученные темы? Научиться систематизировать, обобщать и применять полученные знания. Текст. ( 2 часть 18 часов) Разные тексты (2 часа) 18. Проверь себя. Тексты разные нужны. беседа Какие бывают тексты? Как характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления Текст, типы текстов, характеристика текстов в зависимости от коммуникативных задач. 19. Диалог и монолог. упражнения Как различать диалог и монолог? Различать диалог и монолог.
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов Диалог, монолог. Правильная речь (3 часа) 20. Пиши правильно. Беседа, упражнения Как правила орфографии влияют на успешное общение ? Объяснять, как нарушение орфографических норм мешает взаимопониманию, успешному общению.
Определять, как нарушение норм характеризует пишущего. Орфографические нормы. 21. Произноси правильно. упражнения Как говорить и читать правильно в соответствии с современными нормами орфоэпии? Объяснять, как нарушение орфоэпических норм мешает взаимопониманию, успешному общению.
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего Орфоэпические нормы. 22. Употребляй слова правильно. Проверочная работа «Правильная речь». Игра, импровизация Как на практике использовать различные виды словарей? Демонстрировать умение пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарем Орфографический словарь, орфоэпический словарь, толковый словарь. Правила успешного пересказа (4 часа)
23. Пересказ. беседа Что такое пересказ? Как определять способы сжатия текста при сравнении с исходным Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения Пересказ, способы сжатия текста, сжатый текст. 24. Выбери нужное. (Выборочный пересказ) Ознакомление с новым материалом, упражнения Что такое выборочный пересказ? Как реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста. Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста. Выборочный пересказ. 25. Цитаты в пересказе. Ознакомление с новым материалом Что такое цитата? Как вводить в пересказ эффективные цитаты Что такое цитата? Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты Цитата 26. Кратко о книге (аннотация). Творческое задании «Изучаем аннотацию» на примере учебника Что такое аннотация, определять части аннотации. Знать что такое аннотация. Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги Аннотация, части аннотации. Поздравляю тебя…вас…( 2 часа )
27. Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? Беседа Что такое поздравление? Как анализировать структуру поздравления – устного и письменного. Анализировать структуру поздравления – устного и письменного. Оценивать поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации Структура письменного и устного поздравления, оценка поздравления. 28 С днем рождения! С новым годом! С праздником 8 марта! Творческое задание «Поздравь друга» Как сочинить поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление Поздравление, виды поздравлений в зависимости от праздника. Учись объяснять и доказывать (2 часа) 29. Рассуждение.
Вывод в рассуждении. Ознакомление с новым материалом Как анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Рассуждение. Структура рассуждения. Вывод в рассуждении. 30. Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве. Творческое задание «Докажи , что…» Как моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами Правило, цитата, доказательство. Что общего – чем отличаются ( 3 часа)
31. Сравни и скажи. упражнения Как анализировать сравнительные описания, их структуру. Анализировать сравнительные описания, их структуру.
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения Сравнительное описание, его структура 32. Правила сравнения. Беседа, упражнения Как реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения Называть правила сравнения .Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения Правила сравнения, сравнительное описание. 33. Как строятся сравнительные тексты. Проверочная работа «Чему научились на уроках риторики?» Игра, импровизация Как определять способ построения сравнительного описания, как реализовывать сравнительное описание разными способами Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами Последовательное и параллельное сравнение Подведем итоги (2 часа) 34,35 Риторический праздник. Игра,
викторина Как реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры; как разыгрывать риторические игры. Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры. Типы текстов, речевые жанры, риторические игры. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Наличие технических средств обучения.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– проектор;
– экспозиционный экран
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
– материалы: бумага (писчая).
Модели
– модели звукового состава слова;
– лента букв.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Используемые методики диагностики:
 Т.А. Ладыженская «Коммуникативная компетентность младших школьников».
 Тест Е. Торренса «Диагностика креативности»
9) Список литературы:
Для учителя:
 - Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
 Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Ба-ласс; Ювента.
Для учащихся:
 Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская , Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина . Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник -3 класс. Часть 1,2– М., Баласс, 2012г
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока Дата Содержание корректировки Причина коррекции
План Факт