Авторская логопедическая игра для детей 5-7 лет Собери букет


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Аленький цветочек»
(МАДОУ «Детский сад № 10»), г.Прокопьевск
653052, Кемеровская область, г.Прокопьевск, ул. 10-й микрорайон, 41 тел./факс: 66-41-13
E-mail: detsad10@ mail.ru



Автор: Кирсанова Е.В., учитель-логопед
высшей квалификационной категории


«Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и запомню;
Дай сделать – и я пойму»
Китайская пословица
Представленная дидактическая игра «Собери букет» является авторской и предназначена для детей 5-7 лет. Рекомендуется учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям. Игра предназначена для проведения фронтальной (обучение грамоте), индивидуально-подгрупповой коррекционной работы, а также для занятий в домашних условиях.
Игра разработана с учетом рекомендаций Л.С. Волковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой – «Логопедия», «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
К числу задач, решающихся в процессе игры, относятся:
развитие фонематического восприятия, слуха, памяти, словесно-логического мышления;
изолированное произношение звуков, их автоматизация, дифференциация;
умение находить слова с заданным количеством звуков, определять последовательность звуков и слогов в слове, находить (подбирать) слова к предложенной звуковой схеме;
закрепление образа букв, соотнесение звука с буквой;
закрепление умения определять пространственно расположение предметов (цветка), пользуясь наречиями: слева-справа, вправо-влево;
формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте;
развитие интереса к игровому экспериментированию;
воспитание эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, уверенности, активности, интереса к играм;
воспитание настойчивости в поиске решения и достижении результата.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в работе с дошкольниками через игру, очевидна. А сопровождающие игру (как в нашем случае) стихи и зачины вносят в игру элементы эмоционального раскрепощения, положительного настроя, заинтересованности, что особенно важно для детей с речевым недоразвитием.
Игровое пособие представляет собой две вазы, на которые надеты фартуки (синий – для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных) с прозрачным карманом для размещения различных зрительных ориентиров: букв на контактной ленте, букв для размещения в карманы фартука, звуковых схем, определяющих позицию звука в слове; разноцветные двухсторонние цветы с картинками на лепестках и серединой на контактной ленте для крепления букв, у каждого цветка стебель, позволяющий поставить цветок в вазу и направлять бутон цветка в разные стороны.
Игра начинается с зачина-стихов в соответствии с вариантами игры:
Дети по лесу гуляли
И букет цветов набрали
Посмотрите-ка: цветы – небывалой красоты!
Вазы – тоже не простые –
Всюду схемы звуковые.
Ты цветок доставай – в вазу нужную вставляй!
Количество слогов определять не забывай!
Дети по лесу гуляли
И букет цветов набрали
Посмотрите-ка: цветы – необыкновенной красоты!
У цветочков-лепесточков Разные картинки есть.
Вы картинки называйте (четко звук произносить не забывайте)
В вазу нужную вставляйте.
2.
Дети по лесу гуляли
И букет цветов набрали
Посмотрите-ка: цветы – небывалой красоты!
Вы все - буквы подбирайте
И цветочки украшайте!
Четко, громко говорить – не забывайте!
Дети в лес гулять пришли
И цветочки там нашли
Посмотрите-ка: цветы – небывалой красоты!
Все цветочки рассмотри –
Схему правильно сложи,
Все по порядку расскажи.

3. 3.


Дети буквы изучали,
Громко, вслух они читали,
Ты на букву посмотри
Букетик в вазу собери.
Мне все про букву расскажи!

3.

Игра разработана в нескольких вариантах, с учетом последовательности и этапности ознакомления дошкольников с грамотой:
Звуки речи. На данном этапе в игре уточняется артикуляция звуков, изолированное произношение, их автоматизация в словах (зачин 1). Играя, дети упражняются в умении различать твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и звучанию. Ребенку предлагается «собрать» букет в вазу (синюю или зеленую) из тех цветов, на которых изображены картинки, в названиях которых есть заданный логопедом звук. Экспериментальная деятельность: логопед предлагает ребенку произнести слова, в которых звук «С» твердый, заменив его на мягкий звук «СЬ». Ребенок заключает – эти слова звучат не красиво, и что таких слов нет. Хорошо, что есть мягкие и твердые звуки, которые делают нашу речь красивой. Затем логопед просит ребенка - цветы в синей вазе «наклонить» влево (это делается легко, поскольку бутон цветка закреплен на стебле, позволяющем поворачивать его влево-вправо), а цветы в зеленой вазе «наклонить» вправо (либо заранее поворачивает бутоны цветков в определенную сторону, и просит ребенка сказать, в какую сторону наклонен бутон).
Звуковые схемы. На этом этапе дети подбирают цветы («собирают» букет) с теми картинками, названия которых соответствуют предложенной звуковой схеме (зачин 2) и определяют количество слогов в слове. Второй вариант: логопед заранее «собирает» букет цветов и просит ребенка выложить звуковую схему, ребенок поясняет выполненное задание. Проводится аналитико-синтетическая деятельность. Далее логопед просит ребенка «собрать» цветы, которые соответствуют определенной звуковой схеме «наклонить» бутоны влево, либо вправо (это делается легко, поскольку бутон цветка закреплен на стебле, позволяющем поворачивать его в разные стороны).
Образ буквы. Данный этап предполагает закрепление образов букв. Особое внимание уделяется умению детей соотносить звук с соответствующей буквой (зачин 3). Первый вариант предназначен для детей со средним уровнем развития – логопед предлагает ребенку цветок, на лепестках которого изображены картинки, ребенок произносит их названия и определяет какой один и тот же звук есть в каждом слове, произносит его, находит соответствующую букву и прикрепляет в середину цветка. Второй вариант предназначен для детей с высоким уровнем развития – логопед предлагает ребенку несколько разных цветков и просит прикрепить подходящую букву в серединку каждого цветка, а затем обосновать свое решение. Третий вариант – в карман фартука логопед заранее помещает букву, затем просит ребенка «собрать» букет с теми картинками, в названиях которых слышится звук, обозначающий букву в кармане фартука.

Эффективность представленной игры доказана положительными результатами многолетней работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения и предпосылки проявления дисграфии и дислексии.