Компетентностный подход в обучении математике

Компетентностный подход в обучении математике.
Софронова Лариса Георгиевна,
учитель математики МОБУ СОШ № 10
г. Якутска Республики Саха (Якутии)

На основе компетентностного подхода в обучении формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система ЗУН, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. И начинать их формировать можно в 5-6 классах.
Формированию целостно-смысловой компетенции способствуют задачи, обосновывающие важность изучаемого материала для себя и других, развивающие математическое мышление, логику, практическую смекалку, умение ориентироваться в конкретной обстановке. При решении этих задач у ученика возникает четкое представление о том, что он изучает и как сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Этому способствуют задания типа: самостоятельно изучить, законспектировать, пересказать текст, или же, разобрать название самой темы.
По общекультурной компетенции можно сказать, что тексты задач способствуют созданию условий для накопления опыта детей и его осмысления, для формирования грамотной логически верной речи, усвоению нравственных, общекультурных норм. В целях развития общекультурных компетенций можно проводить математические диктанты, использовать составление математического словаря, организовать работу с правилами чтения, написания, склонения числительных, с формулами. Т.е. ученик должен уметь использовать сведения из разных областей знаний, а также использовать понятия и методы математики на других уроках и в жизни.
Учебно-познавательная компетенция. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся как важный мотив учения, и как черту личности – через проблемное обучение, решение нестандартных задач, мини-исследования, тестирование. В результате активизируется мышление, воображение, память, внимание; возникает положительное отношение к учебе, стремление к познанию, к новым, глубоким знаниям, приобретаются общеучебные навыки и умения.
Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию. Приемы развития этой компетенции могут быть такими: сбор детьми данных из доступных им источников, поиск интерпретаций понятий, составление, чтение таблиц, диаграмм, графиков, написание докладов, рефератов и их защита. Важно: полученную информацию использовать, т.е. решать задачи прикладного характера (расчет денег на поездку, стоимость учебных принадлежностей, квартплаты и т.п.).
Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приемов работы (дискуссия, групповая работа, парная и пр.) с соблюдением принципа полезности работы. Как результат: развитие умения вести диалог, дискуссию, умения задавать вопрос, давать аргументированный ответ, работать в группе, овладение различными социальными ролями. Можно включать такие приемы работы в группе: рассказывать правило соседу, выслушать ответ, обсудить решение в группе. Следует проводить уроки-зачеты, уроки-семинары, конференции, диспуты, при решении текстовых задач вызывать детей на диалог с учителем, с одноклассником.
Ученик должен овладеть минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Развитие социально-трудовой компетенции приводит к самоорганизации, оцениванию собственных профессиональных возможностей и развитию умения ориентироваться в вопросах экономики, социально трудовой, бытовой сферы.
Ученик должен овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях. Это выражается в непрерывном самопознании, развитии личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мыщления и поведения. Компетенция личного самосовершенствования ведет к развитию навыков самоконтроля, настойчивости, воли; к воспитанию самостоятельности и решительности в действиях, чувство ответственности за них, к овладению грамотности в сфере здоровья, основ безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, при компетентностном подходе к обучению ученика 5-6 классов предоставляется возможность:
- взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими, оценить свои поступки, поведение, научиться принимать себя и других как личность;
- вырабатывать силу воли;
- учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- развивать в себе способность быстро принимать решения;
- учиться продуктивному общению в гармонии с окружением.
Именно в атмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность.





15