«Компетентностный подход в обучении через интеграцию урочной деятельности изобразительного искусства и информатики» (разработка уроков)

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №38 г. Томска








«Компетентностный подход в обучении через интеграцию
урочной деятельности изобразительного искусства и информатики»
(разработка уроков)


Разработали:
учитель изобразительного искусства
Слепова
Валентина Ивановна

учитель информатики
Рычкалова
Татьяна Александровна






Томск
2009
Пояснительная записка
Введение
Современное образование находится на новом этапе осмысления и становления, главной характеристикой которого является компетентностный подход.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Необходимость развития компетенций уже в рамках школьного образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.
Высокие темпы научно-технического прогресса, самая настоящая революция в средствах коммуникации и широкое проникновение компьютеризации в повседневную жизнь и в мир труда, - все это ставит перед системой образования новые жесткие требования.
Перед учителем ставится задача поиска новых путей, форм, методов, средств и технологий педагогической деятельности не только не только в формировании компетенции учащихся по своему предмету (предметная компетенция), но и ключевых компетенций (базовых) и жизненных навыков (умения, которыми современный человек пользуется в жизни, учебе, на работе).
Отдельные предметы: литература, история, изобразительное искусство, информатика дают лишь мало связанные фрагменты того, что стоит за содержанием каждого из этих предметов, целостного исторического пласта культуры.
Для нашего времени характерна интеграция наук. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования.
Но решить такую задачу в рамках одного учебного предмета невозможно. Поэтому в практике обучения наблюдаются тенденции по интеграции учебных дисциплин, которые позволяют учащимся переносить общепредметные компетенции в другие предметы или образовательные области.
Интегрированный урок – урок, в котором учитель ставит одну тематическую цель, но рассматривает ее со стороны двух (или более) предметных областей.
Интеграция позволяет дать ученикам заряд любознательности и творческой энергии.
Умение работать на компьютере в программе графический редактор при изучении изобразительного искусства дает возможности более творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только предметы (изобразительное искусство и информатику), но и находить их практическое применение.
Графический редактор – одна из самых распространенных и востребованных прикладных программ. Рисунки на компьютере имеют графический характер.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности. В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; - в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. - интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

Интеграция действий учителя заключается в следующем:
– учитель зажигает творческую искру, увлекает учащихся, раскрывает перед ребенком красоту окружающего мира, его краски, оттенки, хрупкость;
- знакомит с особенностями творчества известных художников, с их приемами работы;
- знакомит с различными способами изображения;
- направляет действия и помогает учащимся реализовать собственные идеи и замыслы.
Интеграция действий учителя информатики:
- проектирует действия учащихся на возможности и программное обеспечение компьютера;
- предлагает инструментарий, что значительно сокращает время творческого процесса.
Пытаясь выполнить свой замысел, ученики стремятся найти и изучить новые возможности графического редактора и тем самым повышают творческий потенциал. Единство целей и объединение функций и усилий учащихся, учителей ИЗО и информатики порождает единство действий, в результатах которых заинтересованы все.
Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков – одно из требований времени. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование цифровых технологий делает учебный процесс интерактивным, это позволяет учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете.
Предложенные разработки интегрированных уроков «Ситцевый лоскуток», «Пейзажные зарисовки», «Экскурсия по музеям: историческая живопись» представляют опыт совместной работы по компетентностному подходу учителей ИЗО и информатики в поиске новых форм учебно-творческой деятельности в условиях современного образовательного процесса.

Цели:
Обобщение знаний, полученных на разных предметах;
Интеграция знаний, средств и способов изображения изобразительного искусства и компьютерной графики;
Развитие компетенций:
коммуникативные:
- умение использовать образовательные ресурсы Интернета для расширения и углубления теоретических знаний по теме урока и применение их в практической деятельности;
- умение реализовать свои потребности в общении и создание ситуации успеха;
- работать самостоятельно без постоянного руководства;
- брать на себя инициативу выполнения задания с использованием интерактивных средств;
- способность осваивать дополнительные знания по собственной инициативе, учитывая свой опыт;
- критически мыслить.


информационные:
- поиск информации в сети Интернет;
- создать условия для получения практических навыков в работе с графическим редактором;
- обработка информации: сравнение, обобщение, систематизация, отбор информации по теме;
- умение представить информацию: сообщение, презентация;
- использование информации в творческой деятельности.
Развивать у детей эмоции: чувство радости от сопричастности к красоте и результатов своего труда, увлеченность, удивление;
Видеть красоту окружающего мира и уметь отображать ее различными способами;
Формирование внутренней культуры, мировоззрения;
Воспитание эстетических чувств прекрасного.
Средства, приемы, методики, способствующие достижению поставленных целей:
Применение элементов проектной деятельности (доклады, сообщения, выступления)
Применение образовательных технологий:
- информационно-коммуникационной (презентация, иллюстрационно – демонстрационный материал)
- компьютерной технологии (работа с графическим редактором, использование сканера, поисковых систем в сети интернет)
Использование нетрадиционных форм урочной деятельности:
Экскурсия по выставочным залам, художественно-графическая работа, элементы дизайна, кроссворд.
Наглядность изучаемого материала:
Учебные таблицы и образцы
Картины известных художников
Применение поэзии в ходе урока
Оценочные средства
- коллективное оценивание обсуждением;
- самооценка;
- участие в научно-практических конференциях;
- выставки.

Критерии оценивания компетенций:
Коммуникативных:
- умение использование программ (графических редакторов, поисковых систем, редактора презентаций) в учебно-практической деятельности;
- найти применение своей работы в практической деятельности.
Информационных:
- умение найти необходимую информацию в сети Интернет;
- умение отбирать наиболее эффективный и полный объем информации из найденного материала: иллюстративный, оформительский, шрифтовой, информационный.

Разработка содержит материал сценариев интегрированных уроков
ИЗО и информатики:
«Ситцевый лоскуток» - для учащихся 8 классов;
«Пейзажные зарисовки» - 6 класс;
«Экскурсия по музеям: историческая живопись» - 7ые классы.





























«Ситцевый лоскуток»

Тип урока: закрепление понятий орнамент, стилизация, ритм, симметрия.
Форма урока: интегрированный урок изобразительного искусства и информатики
Вид деятельности: декоративное рисование узора ткани на компьютере с использованием редактора Paint.

Цели:
Развитие компетенций:
-коммуникативных
- применить знания и умения выполнения орнамента в декоративной композиции орнамента на ткани;
-перенос знаний и умений составления орнамента в условия компьютерного класса;
- умение самостоятельно принимать решения в выборе содержания, формы и композиции орнамента;
- согласовывать свои действия с действиями участников творческого процесса;
-умение выслушивать мнения других и отстаивать свои
- развитие воображения, фантазии, способности импровизировать, стилизации, чувства стиля, ритма;
-информационных
- познакомиться с возможностями графического редактора и его техническими возможностями;
- развитие навыков использования режимов графического редактора для составления графических композиций орнамента на ткани, обоях и т.д.
Воспитательные –
- формирование положительных эмоций от фантазии, удовлетворения от удачной реализации замысла, ощущение значимости;
- развитие эстетического и художественного вкуса.

Уроки проводятся в компьютерном классе.

Оборудование:
Компьютер, проектор, экран
Компьютерная презентация
Образцы узора на ткани (анималистический, растительный, геометрический)
Таблица сочетания цвета
Образцы орнаментов
Демонстрационная кукла (образцов ткани на платье)
Компьютерные шаблоны для демонстрации образцов ткани (постельное белье, детская одежда, сарафан)
Упражнение на воспроизведение основных понятий – орнамент, ритм, стилизация, декоративное рисование.
Оформление класса:
На стене закреплен экран, на центральной доске – тема урока «Ситцевый лоскуток» и образцы орнаментов. На левой доске размещена таблица сочетания цвета, на доске справа демонстрационный шаблон.

План урока:

Подготовка к уроку
2 мин.

Воспроизведение опорных знаний по теме «Орнамент».
5 мин.

Осмысление содержания и последовательности творческой деятельности.
5 мин.

Творческий процесс.
30 мин.

Подведение итогов.
3 мин.


Ход урока:
Подготовка к уроку.
Приветствие.
Занятие наше сегодня несколько необычно. Его необычность в том, что оно объединяет работу в классе изобразительного искусства и компьютерном классе. Урок сегодня будет проводиться двумя учителями – учителем информатики и учителем ИЗО.
Организация рабочего места, организация внимания учащихся, подготовка и настрой на учебную деятельность, включение компьютеров.
Воспроизведение опорных знаний по теме «Орнамент».
Дидактический материал
- упражнение на воспроизведение основных понятий: орнамент, ритм, стилизация, симметрия по теме «Орнамент».
Учитель предлагает выполнить упражнение.
Упражнение. Найти среди набора букв знакомые термины.
Описание: на экране появляется набор печатных букв. Считывая буквы глазами, легко найти знакомые слова. Они будут ключевыми терминами в теме.
Выделить слова шрифтом «жирный» - «Ж», и затем занести в таблицу в соответствии с определениями.

МКАРНОРНАМЕНТХШФГСТИЛИЗАЦИЯЦМ
БСКЮДЯЭВРИТМЩМГНАЗФРВРУКРНФЛД
НДЕКОРАТИВНОЕРИСОВАНИЕУМГРАСТЦК



- элемент неоднократно повторяется, через равные промежутки времени, расстояние.


- узорное украшение чего – либо


- упрощение форм, обобщение признаков


- украшательское рисование.



Обращение учителя:
Каким видом деятельности нам предстоит заниматься? (Декоративное рисование)
Предлагаем вашему вниманию презентацию творческой работы «Орнамент»
(презентацию проводит учащийся класса, используя компьютер, проектор и экран)

Орнамент

Орнамент – художественное украшение, узор, характеризующийся ритмичным расположением элементов.




Классификация орнаментов по содержанию:

Геометрический:
Орнамент, состоящий из совокупности простейших геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелограммов, окружностей и т.д.
Носит абстрактный характер.



Растительный:
Орнамент, состоящий из растительных форм: цветы, листья, плоды, ягоды.








Астральный:
Орнамент, содержащий изображение неба, звезд, солнца, облаков, луны, планет, радуги.




Анималистический
Орнамент, содержащий изображения: животных, человека, птиц, насекомых и т.д.












Декоративное панно «Птицы»


·


Предметный:
Орнамент, содержащий различные предметы: игрушки, предметы утвари и быта.




Орнаменты создаются на основе стилизации реальных природных форм.

Стилизация – декоративное обобщение изображения фигур, предметов с помощью приемов условности и упрощения рисунка и формы.












Форма орнамента.
Существует сетчатый орнамент. Применяется для оформления тканей, оберточной бумаги.




Виды сетчатого орнамента:









Осмысление содержания и последовательности творческой деятельности.

Знания и опыт рисования орнамента изобразительными средствами: красками, кистями, фломастерами переносятся в новые условия – компьютерный класс. Учащиеся должны познакомиться с возможностями редактора, выполнить орнамент в компьютерном варианте.

Порядок выполнения (в компьютере)

Приступая к разработке декоративной композиции (фрагмента) орнамента на ткани, продумайте образ композиции в целом, ее эмоциональное содержание, настроение.
Продумайте композиционную схему орнамента.
Выполните контурное решение, применив обобщение форм (стилизацию), сохранив стиль, ритм и принцип заполненности пространства (поверхности) ткани.
советы:
- в линейном варианте лучше чередовать содержание полос: например крупные цветы, мелкие, выдерживая ритм и заданный стиль, разворачивать изображение, необходимо импровизировать.
- при выборе хрупкого цветка за основу композиции не выбирайте в изображении композиции крупных предметов, которые нарушают стиль и гармонию рисунка.
4. Создайте несколько вариантов композиций (в графическом редакторе создается один элемент орнамента, и затем копируется на весь лист по правилам сетки)
5. Вариант, одобренный учителем, можно выполнять в цвете.

Обратитесь к таблице сочетания цветов.
- рекомендации – за фон ткани можно принять основной цвет, содержание заполнить гармонирующими цветами и оттенками согласно таблице.
Творческий процесс.
На экране образцы сеток орнамента, на столах памятка по работе с графическим редактором.
Учащиеся работают над реализацией своей идеи орнамента, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.
Подведение итогов.
Учащиеся самостоятельно делают выбор по практическому применению разработанного ими орнамента ткани:
для детской одежды,
постельного белья
платье, сарафан.

Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы, находят сходство и различие действий обычного урока и компьютерного. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции. На сегодня урок компьютерной графики завершился.
Демонстрационная кукла (образцов ткани на платье) используется для демонстрации образцов, выполненных в красках;
компьютерные шаблоны - для демонстрации образцов ткани (постельное белье, детская одежда, сарафан), выполненных в графическом редакторе.
(см. приложение 1)

















«Пейзажные зарисовки»
Тип урока: урок закрепления понятий: пейзаж, живопись, цвет и использованием компьютерного редактора.
Форма урока: интегрированный урок изобразительного искусства и информатики.
Вид деятельности: выполнение пейзажной зарисовки времен года на компьютере с использованием редактора Paint.
Цели:
Развитие компетенций:
- коммуникативных
- ознакомление с творчеством художников-пейзажистов через виртуальные экскурсии по известным художественным музеям (компьютер, интернет);
- выполнение операций в графическом редакторе (заливка цветом, подбор цветов);
- научить цветовым закономерностям пейзажей времен года;
- развитию потребности видеть и отображать красоту окружающего мира;
- развитию умений находить цветовые решения изображений пейзажа;
-перенос знаний и умений рисования пейзажа в условия компьютерного класса;
- информационных
- способствовать уяснению понятий «пейзаж сельский», «городской пейзаж», «горный», «лесной», «морской»;
- развитию навыков поиска информации по теме в сети Интернет;
- развитию интереса к разнообразию средств и способов живописных изображений (краски и графический редактор)
Воспитательные
способствовать:
- воспитанию эстетических способностей
- становлению всесторонне развитой личности
- созданию положительной мотивации к теме «Пейзаж»

Оборудование:
Компьютерный класс (компьютеры, проектор, экран, выход в интернет)
Компьютерная презентация с музыкальным сопровождением
Предварительные эскизы пейзажей на альбомных листах
Палитра цветов «Времена года»
Стихи об осени, зиме, лете, весне
Картины

Море
Куинджи А.
Айвазовский И.
«Море»
«Девятый вал», «У крымских берегов»

Сельский пейзаж
Мясоедов
Грабарь
Пластов
«Косцы»
«Мартовский снег»
«Летний день», «Сенокос»

Городской пейзаж
Пименов Ю.
Рябушкин
«Новая Москва»
«Зимнее утро»

Горный пейзаж
Куинджи А.
«Эльбрус»,
«Снежные вершины»


Оформление класса:
Урок проводится в компьютерном классе.
На стене закреплен экран.
На центральной доске – тема урока («Пейзажные зарисовки»).
На центральной и правой досках репродукции картин художников (пейзажи).
На экране палитра цветов «Времена года».

План урока:

Подготовка к уроку
2 мин.

Воспроизведение опорных знаний по теме «Пейзаж».
15 мин.

Осмысление содержания и последовательности творческой деятельности.
8 мин.

Творческий процесс.
15 мин.

Подведение итогов.
5 мин.


Ход урока:
Подготовка к уроку.
Приветствие.
Ребята, наш урок рисования переносится в компьютерный класс. Вместо альбомного листа перед вами экран дисплея. Помогать нам в творческой деятельности в использовании компьютера будет учитель информатики.




Предлагаю вам интеллектуальную игру, в ходе которой мы определимся с темой урока и вспомним многие понятия, связанные с темой.






1
п
р
и
р
о
д
а




2
ц
в
е
т







3
м
у
з
е
й










4
м
а
з
о
к









5
м
а
р
и
н
а








6
ж
и
в
о
п
и
с
ь



Вопросы для кроссворда:
Главный герой пейзажа.
Выразительное средство живописи.
Дом, где живут пейзажи.
Штрих кистью.
Морской пейзаж.
Вид изобразительного искусства.

Верно. Мы будем работать над пейзажем.

Постановка целей и задачи урока (мотивация).
Воспроизведение опорных знаний по теме «Пейзаж».
Какие бывают пейзажи, мы узнаем из презентации творческой работы «Виды пейзажа».
На экране появляются разные виды пейзажей: горный, лесной, сельский, морской, городской.
Презентация сопровождается звучанием музыки Петра Ильича Чайковского «Времена года».
А теперь познакомимся с пейзажами времен года. Внимательно изучите работы художников-пейзажистов. Запомните основные цвета, которым соответствует каждое время года. Смотрим презентацию творческой работы «Времена года. Пейзаж».
(выступающий комментирует показ слайдов поэтическими строками).

Фрагменты презентации:


Ткачев.
«В зимний праздник. Деревня»


На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем
(Никитин)



Лес, точно терем расписной –
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.А. Бунин)

В. Поленов. «Золотая осень»



И цветы, и шмели, и трава,
и колосья
И лазурь, и полуденный зной..
(И.А. Бунин)

А. Пластов. «Сенокос»


И. Левитан. «Цветущие яблони»
Пробудилась ото сна
Кистью мягкою весна,
На ветвях рисует почки,
На полях – грачей цепочки.
Над ожившею листвой первый росчерк грозовой (В. Лунин)

Итак, выводы.

Цвет весны – нежная зелень.
Лето – разноцветие.
Осень – рыжая.
Зима – белая, седая.

На экране остается таблица палитры цветов «Времена года».


Осмысление содержания и последовательности творческой деятельности.

Разрабатываем эскиз пейзажа.

Примеры эскизов:






Преимущества выполнения данной работы на компьютере:
- краски не могут закончиться, не пачкаются руки
- изображение можно увеличить или уменьшить, стирать, если
компоновка рисунка не устраивает
- изменить цвет какой-либо части рисунка
- творческую работу можно вывести на принтер, т. е. напечатать.


Творческий процесс.

Контурные эскизы, выполненные на бумаге, заносятся в компьютер с помощью сканера.
Отсканированные эскизы оформляем в цвете в графическом редакторе, используя инструменты распылитель и кисть, учитывая цвета выбранного времени года.
Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают в графическом редакторе с помощью сложной техники, а не на простой бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею призваны учителя ИЗО и информатики.

Подведение итогов.

Все законченные работы сохраняются в общей папке на сервере, и подлежат всеобщему просмотру участников творческого процесса.
Организовывается мини-эспозиция - конкурс «Времена года средствами графического редактора».
Работы можно распечатать, и оформить художественную выставку в школе (см. приложение 2).








































«Историческая живопись»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: виртуальная экскурсия по залам художественных музеев.
Вид деятельности: просмотр слайдов произведений исторического жанра известных художников.

Цели:
Развитие компетенций:
- коммуникативных
- знакомству с музеями города и страны;
- знакомству с творчеством художников исторического жанра –
В. Сурикова, В. Васнецова, А. Дейнеки, К. Пименова и других;
- обогащению эрудиции и эстетической культуры школьников
обеспечение эмоционально-целостного отношения к увиденному в ходе знакомства с исторической живописью
- информационных
- умение соотносить событие истории с эпохой;
- поиск информации в сети Интернет о музеях и исторической живописи;
Воспитательные -
способствовать:
- формированию патриотических качеств;
-формированию творческого отношения к изобразительному искусству
-формирование интереса к художественным ценностям

Оборудование
Компьютерный класс (компьютеры, проектор, экран, выход в интернет)
Компьютерные презентации («Музеи страны», «Историческая живопись»)

План урока:

Организационный момент.
2 мин.

Актуализация знаний. Сообщение цели и задач урока.
2 мин.

Просмотр презентаций «Музеи страны», «Историческая живопись»
8 мин.

Творческое задание.
15 мин.

Подведение итогов.
5 мин.


Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Подготовка к уроку через систему вопросов учителя.
Вопросы классу:
Какие музеи вы знаете в городе Томске? (Областной художественный музей, Краеведческий музей, Томский музей деревянного зодчества, Музей истории Томска)
Приходилось ли вам посещать музеи города Томска, и какие?
Какие художественные музеи вы знаете в России? (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Пушкина в Москве, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге)
Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, батальный жанр, бытовой)
Приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию и познакомиться с работами художников исторического жанра.
Актуализация знаний. Сообщение цели и задач урока.
В художественном музее хранятся картины, скульптуры, другие произведения искусства.
Известные музеи достаточно удалены от нашего города, но сегодня нам предоставляется возможность посетить эти музеи, познакомиться с творчеством художников: В. Суриков, В. Васнецов и другие. И проследить историю нашей страны через творчество этих художников.
Просмотр презентаций «Музеи страны», «Историческая живопись»
(презентации готовятся заранее по заданию учителя, и сопровождаются при показе сообщениями учащихся)

«Музеи нашей страны».
Вниманию учащихся предлагается фрагмент творческой работы (показ слайдов сопровождается сообщением)


Эрмитаж в Петербурге

Третьяковская галерея в Москве


Государственный музей изобразительных искусств Пушкина в Москве

Государственный русский музей
в Санкт-Петербурге

Исторический жанр объединяет произведения живописи, графики, скульптуры, в которых запечатлены значительные события героического прошлого, различные эпизоды из истории страны и человечества в целом. Изучая творчество художников исторической живописи можно проследить картины быта людей разных времен, устройство их жилища, интерьер, смену моды в одежде, их традиции и культуру. Искусство, исторический жанр стоят на страже культурного наследия веков и являются его правдивым зеркалом.
Сменяются эпохи. Меняется точка зрения на то или иное событие, его оценка, но на полотнах живописной летописи вся история страны остается неизменной и достоверной. Хранителями этих незабвенных кладов являются музеи.

Презентация « История страны в зеркале искусства»
(показ слайдов сопровождается рассказами о художниках и исторических событиях, изображенных на картинах)


Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926)
«Я всегда только Русью и жил» -вспоминал Васнецов. Самыми любимыми были сказания о защитниках Руси героях богатырях. Впоследствии они оживут перед мысленным взором художника и он, « историк на несколько фантастический лад», как сам о себе говорил, сумеет прочесть историю сквозь призму народной поэзии, наполнить ее фольклорными образами и донести увиденное до современников и потомков.


В.М. Васнецов «Богатыри»



В.М. Васнецов
«После побоища Игоря Святославовича с половцами»



В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»,
1897 г.

В.М. Васнецов
«Святая равноапостольная княгиня Ольга»
1885-1893 г.





В. Васнецов "Крещение Руси"




















В.И. Суриков (1848-1916)




«Переход Суворова через Альпы»



«Утро стрелецкой казни»



«Взятие снежного городка»



«Меньшиков в Березове»



«Боярыня Морозова»


«Покорение Сибири Ермаком»



Дейнека А.А. (1899 – 1969)



«Оборона Севастополя», 1942 г.


«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»



Ю.И. Пименов (1903-1977)



«Новая Москва», 1937 г.
Наша экскурсия подошла к концу, и учащимся предлагается выполнить несколько заданий.

Творческое задание.

Викторина
(использование викторин способствует, кроме всего прочего (проверки знаний), развитию у детей зрительной памяти)
Какие жанры изобразительного искусства вы увидели во время выставки:
а) портреты
б) батальный жанр
в) пейзаж
г) бытовой жанр
* знание жанров изобразительного искусства

Какой художник из увиденных писал картины самого раннего периода истории Руси?
*умение соотносить увиденное с определенной эпохой, временем.

- Васнецов В.М. («Крещение Руси», «Богатыри»)

Какие исторические события, изображенные художниками, вы запомнили?
- «Побоище с половцами Игоря Святославовича»
- «Крещение Руси»
- «Утро стрелецкой казни»
- «Покорение Сибири Ермаком»
- «Оборона Севастополя»
4. Найти, в каком музее хранится картина Васнецова «Богатыри» (все картины Васнецова находятся в Третьяковской галерее в Москве)
5. Какому художнику вы бы заказали писать историю своей семьи?

(творческое задание выполняется в форме диалога с использованием поисковых систем сети Интернет)

Подведение итогов.

Обсуждение ответов на вопросы викторины.



Литература.
Н.М. Сокольникова «Основы композиции». Обнинск, изд. «Титул», 1996 г.
Т. Носова «Ситцевый лоскуток», Москва, «Мозаика – синтез», 2004 г.
Фрилинг Г., Ауэр К., «Человек, цвет, пространство». Прикладная цвето-психология., Москва, «Госстройиздат», 1973 г.
«Юный художник», ежемесячный журнал по изобразительному искусству для детей и юношества, «Молодая гвардия», 1994 г.
Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. «Компетентностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». Учебно – методическое пособие.
Издательство ОмГПУ, Омск, 2003 г.
В.И. Гам, А.А. Филимонов, Л.П. Шипицина. «Разработка учебных курсов на основе компетентностного подхода». ОмГПУ, Омск, 2003 г.
Макарова Н.В. «Информатика. Начальный курс», Санкт – Петербург, 2004 г.
«Искусство в школе», общественно-педагогический и научно-методический журнал, №2, 2009 г.
















13PAGE 15


13PAGE 142315



изобразительное искусство
и информатика