Компетентностный подход в обучении географии


Компетентностный подход в обучении географии.
Компетентность – обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.
Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупности качеств) ученика и минимальный опыт его деятельности в заданной сфере.
Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё “Я” в постоянно меняющихся условиях.
Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Целью географического образования является становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно –
мотивационные;
ценностно-нормативные;
информационно-познавательные;
коммуникативные;
практико-созидательные.
Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями.
1. Изучать
уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;
организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их;
уметь решать проблемы;
организовать свои собственные приёмы обучения;
самостоятельно заниматься своим обучением.
2. Искать
запрашивать различные базы данных;
получать информацию из различных источников;
уметь работать с документами, классифицировать их.
3. Думать
занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;
оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;
уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.
4. Адаптироваться
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.
Уровни развития компетенций ученика:
низкий – ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по образцу;
средний – ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу;
высокий – ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации.
Этап формирования Формирующие компетенции Практическая работа Уровень сформированности компетенции
Культурно-адаптационный Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная Определение водных объектов на контурной карте, умение, находить водные объекты на физической карте России, уметь находить решение в таких вопросах, например, влияние водных объектов на формирование климата и т.д. Надо, т.к. это очередная практическая работа;
мне понравилась форма работы, т.к. она интересна;
эта работа нужна для того, чтобы создать полный образ природного комплекса нашей страны.
Культурно- смысловой Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная. Определение основных понятий темы (половодье, паводок, межень, падение, уклон реки), решение задач на нахождение уклона реки, падения реки. Составление характеристики рек и озёр по плану. Предложить ученикам в конце практической работы продолжить одно высказывание (на выбор):
я знаю, что….
я знаю как….
я знаю, почему…
Культурно-творческий Практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная. Работы на выбор:
Значение воды на Земле?
Экологическая проблема чистой воды.
Составление презентаций “Реки России” с литературным описанием о водных объектах (интеграция географии и Русской литературы) низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Компетентностный подход к образованию невозможен без практико - и личностно-ориентированного характера обучения. Практические работы особо уместны на культурно cмысловом и культурно творческих этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения учащихся формируют информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели). Хорошо, если тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение.
Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей.