Доклад Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях


Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях.
Работая в начальной школе грамотности учащихся можно добиться ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. И помогают в этом игры. Несмотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет свое значение и помогает детям учиться. Игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и, вне её, воспитывает интерес к окружающей жизни.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно – возникающую форму воспитания, можно сказать, что она занимает всё пространство вокруг себя. Как важно это осознать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые станут его реальностью.
Учитывая всё это, в своей работе я использую творческие игры. Ведь в них ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности. Наблюдая за играми детей, можно заметить, что у многих детей недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет чёткого произношения отдельных звуков. Среди многих задач воспитания и обучения развитие речи, речевого общения является одной из главных. А начинала я…. со сказок. Их индивидуальный мир способствует развитию воображения, фантазии детей. Подражая сказочным персонажам, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги и развивают тем самым память, мышление, речь.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью детей приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. Для школьников игры, развивающие речь, занимают исключительно важное место. Учитывая особенности речи своих детей, постоянно включаю дидактические игры по развитию звуковой культуры речи. Воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. К.Д.Ушинский говорил «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и грамотности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо-говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, также, важное значение имеет чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется не основе устной: недостатки же речи могут привести к неуспеваемости.