Программа факультативных курсов Развитие русской грамотности (3–4-й классы) учителя начальных классов Катальниковой Евгении Васильевны









Программа факультативных курсов
"Развитие русской грамотности "
(3–4-й классы)










г. Петропавловск-2013.

Автор: Катальникова Е.В.- учитель начальных классов средней школы №40 г. Петропавловска.
Рецензенты: Лукина О.А.- учитель начальных классов средней школы №40 г. Петропавловска.


















Содержание


Введение 4
Пояснительная записка 3 класс..5
Содержание и структура факультативного курса....6
Требования к уровню подготовки учащихся....7
Тематическое планирование.9
Пояснительная записка 4 класс...10
Содержание и структура факультативного курса...11
Требования к уровню подготовки учащихся11
Тематическое планирование..












Введение.
Речь - это канал развития интеллекта...

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Н.И. Жинкин

Основная цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой и коммуникативной компетенции, устойчивого высокого уровня речевой культуры. Главное направление – владение знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека. Уровень развития русской грамотности значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием русской грамотности младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью воспитания у учащихся младшего школьного возраста культуры речевого поведения.
Развитие русской грамотности – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие русской грамотности – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию русской грамотности во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие русской грамотности и творческих способностей у младших школьников. Программа «Развитие русской грамотности» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи и письма младших школьников.
Целью факультативных занятий является овладение учащимися основами культуры речевого общения на русском языке.
Основные задачи:

- познакомить учащихся с правилами речевого этикета;

- развивать познавательные и творческие способности учащихся;

- формировать устойчивую положительную самооценку школьников;

- развивать устойчивый интерес учащихся к русскому языку.

У учащихся должны быть также сформированы умения:

– осуществлять учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Развитие русской грамотности " (3 класс).
Основная цель факультативного курса “Развитие русской грамотности» в 3 классе заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи.
При изучении данной программы младший школьник узнает теорию и практику развития речи, раскрывает свой творческий потенциал.
Опираясь на основы знаний из области фонетики и графики, грамматики и лексики младшие школьники узнают об особенностях коммуникативно-речевых умений.
Данная программа решает следующие задачи
– овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

– усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации.
– обогащение словарного запаса;

– эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Для более успешного усвоения программы необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.

Содержание и структура факультативного курса.
“Развитие русской грамотности”.
3 класс
(Всего 34 часа по 1 часу в неделю)
Культура речи. Богатство русского языка. Слово и его роль в грамотной и связной речи.
Предложения - основа речи. Порядок слов в предложении. Связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений. Подбор материала к сочинению. План сочинения. План и основная мысль текста. Составление плана. Деление текста на части.
Сочинение. Заголовок текста. Заголовок и основная мысль текста. Темы узкие и широкие. Типы речи. Стили речи. Антонимы, синонимы. Фразеологизмы.
Описание как тип речи. Сочинение-описание. Описание предмета, места, человека, животного, интерьера. Повествовательный текст. Сочинение-повествование. Рассуждение как тип речи. Сочинение-рассуждение “Я очень люблю свою Родину”.
Редактирование работы. Искажение содержания, пропуск важных мыслей и фактов. Фактическое искажение материала. Нарушение логической последовательности, возвращение без надобности к одному и тому же факту. Пропуск главных и второстепенных членов предложения. Совершенствование языка работы. Лексическая сочетаемость слов. Особенности употребления однокоренных слов. Употребление слов в правильном значении. Неоправданное повторение слов. Неправильное или неточное употребление слов. Неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов. Согласование слов в предложении. Совершенствование языка.
Закрепление изученного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся должны знать/уметь:

– особенности употребления однокоренных слов, лексическую сочетаемость слов;

– типы и стили речи;

– правильно употреблять местоимения, предлоги и союзы, слова в правильном значении;

– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;

– уметь определять логическую последовательность, определять тип текста (повествование, описание, рассуждение) и стиль речи;

– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста;


– совершенствовать язык работы и редактировать текст.


Тематическое планирование.

1. Богатство русского языка.
2.Тема сочинения. Определение границ предложения.
3.Заголовок и основная мысль текста.
4.Порядок слов в предложении. Антонимы, синонимы.
5.Связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений.
6.Редактирование текста. Неоправданное повторение слов.
7.Типы речи.
8.Стили речи.
9. Фразеологизмы.
10.План сочинения. План и основная мысль текста
11.Составление плана.
12.Деление текста на части.
13.Редактирование работы. Искажение содержания, пропуск важных мыслей и фактов.
14.Фактическое искажение материала.
15.Нарушение логической последовательности, возвращение без надобности к одному и тому же факту.
16.Совершенствование языка работы (тавтология, употребление лишних слов).
17.Редактирование текста. Пропуск главных и второстепенных членов предложения.
18.Лексическая сочетаемость слов.
19.Особенности употребления однокоренных слов.
20.Употребление слов в правильном значении.
21.Неправильное или неточное употребление слов.
22.Неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов.
23.Согласование слов в предложении.
24.Описание как тип речи. Сочинение-описание
25.Описание предмета.
26.Описание места.
27.Описание человека
28.Описание животного.
29.Описание интерьера.
30.Повествовательный текст. Сочинение-повествование.
31.Сочинение-повествование. Редактирование текста. 32.Совершенствование языка.
33.Сочинение – повествование (рассказ на основе услышанного).
34.Рассуждение как тип речи. Сочинение-рассуждение “Я очень люблю животных”.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Развитие русской грамотности "
(4 класс).

Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина построения образной, яркой, логично выверенной речи – основного показателя интеллектуального уровня ребенка.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.
Самостоятельные литературные работы учащихся – это бесценный материал для учителя. Они помогают лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные" возможности отстающих и так называемых молчунов.
Цели и задачи данной программы:
-вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;

-обогащение активного словаря учащихся;

-организация работы детей с толковыми и орфографическими словарями;

-организация прочтения и обсуждения художественных произведений.
-Подготовка презентаций полученных работ в различных формах .



















Содержание и структура факультативного курса.
“Развитие русской грамотности”.
4 класс
(Всего 34 часа по 1 часу в неделю)
Речевой этикет. Общение, его роль в жизни людей. Правила речевого этикета. Национальные особенности норм и правил этикета. Влияние речи на поступки людей. Культура диалога. Вежливый тон речи.
Культура разговора. Общение с ровесниками, младшими и старшими по возрасту людьми. Разговор с людьми различных профессий: учителем, врачом, продавцом. Способы выражения своих эмоций. Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.
«Вредные» слова. Чистота речи. Слова-паразиты слова, лишённые смысла, но ставшие привычкой для некоторых людей. «Вредные» слова как преграда для взаимопонимания. Необходимость исключения из речи слов-паразитов. Привычка произносить слова-паразиты как удел людей с небольшим словарным запасом. Темп и тон речи. Обогащение словарного запаса как необходимое условие развития речи.
Стили речи: разговорный, книжный (научный и официально-деловой), публицистический. Собирание материала к сочинению. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Описание картины. Роль пейзажа в произведении. Пейзаж в произведениях разных авторов. Образы животных. Смысл названия произведения. Описание города. Описание пейзажа. Характеристика героя. Образ автора. Сочинение-рассуждение: последовательность работы. Рассуждение-доказательство (почему?) Рассуждение-доказательство (что это такое?) Рассуждение-размышление (как быть?) Совершенствование работы. Цитаты и цитирование в сочинении. Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Тип текста. Стили текста. Составление предложений по словосочетаниям и объединение их в связный текст. Употребление слов-связок.

Употребление глаголов. Формы глагола (вид и время). Правильное соотношение вида и времени глагола.
Плеоназмы. Плеоназмы. Плеоназмы - лишние слова. Слова-паразиты. Нормы литературного языка. Жаргонные, просторечные бранные слова. Перевод жаргонных слов на литературный язык. Слова с негативной окраской. Совершенствование языка работы.
Редактирование текста.
Обобщение изученного материала за курс “Развитие русской грамотности”.
Сочинение на свободную тему.

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащиеся должны знать/уметь:

– особенности употребления слов-связок, местоимений, цитат, нормы литературного языка;

– правильно соотносить вид и время глагола;

– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, самостоятельно составлять план;

– использовать при создании текста изобразительно-выразительные средства, существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы и др.;

– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста, текста-описания, текста-рассуждения по самостоятельно составленному плану;

– совершенствовать язык работы и редактировать текст;

– работать со словарями.

Тематическое планирование.
1.Общение, его роль в жизни людей.
2.Культура диалога. Вежливый тон речи.
3.Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым.
4.Тип текста. Стили текста.

5.Составление предложений по словосочетаниям и объединение их в связный текст.
6.Употребление слов-связок.
7.Неправильное употребление местоимений.
8.Формы глагола.
9.Правильное соотношение вида и времени глагола.
10.Плеоназмы.
11.Редактирование текста (плеоназмы).
12.Слова-паразиты.
13.Нормы литературного языка. Жаргонные, просторечные бранные слова.
14.Перевод жаргонных слов на литературный язык.
15,Слова с негативной окраской.
16.Совершенствование языка работы (просторечные слова).
17.Стили речи: разговорный, книжный, публицистический.
18.Собирание материала к сочинению.
19.Сочинение “Человек и природа”.
20.Сочинение-повествование.
21.Описание картины.
22.Сочинение. Роль пейзажа в произведении.
23.Пейзаж в произведениях разных авторов.
24.Образы животных.
25.Сочинение. Смысл названия произведения.
26.Описание пейзажа.
27.Характеристика героя.
28. Совершенствование собственного текста.
29. Редактирование. Цитаты и цитирование в сочинении.
30.Сочинение-рассуждение: последовательность работы.
31.Рассуждение-доказательство (почему?)
32.Рассуждение-доказательство (что это такое?)
33.Обобщение пройденного материала за курс “Развитие русской грамотности”.
34.Сочинение по выбору.












15